1. Организационный момент, включающий: Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие с целью установления эмоционального контакта с группой.
|
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Проводит с детьми упражнение, направленное на установление взаимопонимания, создание благоприятного психологического климата. -Здравствуйте. Поздоровайтесь с гостями. Давайте настроимся на хорошую работу. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем успехов! Проводит рефлексию на начало урока для определения эмоционального состояния детей через показ соответствующего символа. У вас на столах лежат смайлики-солнышки. Один смайлик веселый. Улыбается, обозначает веселое настроение, другой - грустит, обозначает грустное настроение. Выберите один, покажите с каким настроением вы пришли на занятие. В конце урока мы вернемся к нашим смайликам –солнышкам. |
Выполняют упражнение, направленное на установление взаимопонимания, создание благоприятного психологического климата
Определяют свое эмоциональное состояние через показ символа. | Личностные компетенции
Регулятивные компетенции |
2.Вводная часть урока Организовать познавательную деятельность учащихся. Привлечь внимание и вызвать интерес к происходящему. Выполнение самомассажа с целью стимуляции кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, нормализации мышечного тонуса данных мышц. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Проводит беседу о временных представлениях у детей. Какое сейчас время года? Вспомним, как называются весенние месяцы. (Названия месяцев на доске показываю указкой) Ребята, а какой сейчас месяц? Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Предлагает и организует самомассаж мышц лица и ушных раковин, сопровождая его стихотворным текстом. Ручки разминаем, растираем, И лицо ладошками нежно умываем. Пальчики сметают все плохие мысли. Ушки вниз подергаем быстро, быстро, быстро. Вы любите сказки? Мы с вами сегодня отправимся в сказку. Организует и демонстрирует артикуляционную гимнастику. Говорить мы будем внятно, чтобы было всем понятно. Сделаем гимнастику для губ и языка. Если в сказку всем сердцем поверить, В мир волшебный откроются двери. («Окошко»). Вы туда без труда попадете На ковре –самолете («Лопатка») Или с бабой –ягой в ступе! («Трубочка») На летучем большом корабле. (широкий язык на нижней губе) Организует и демонстрирует дыхательную гимнастику. Мы попали в сказочный лес. И похоже заблудились. Что кричат в лесу, когда заблудились? Давайте произнесем АУ тихо. Нас никто не слышит. Произнесите АУ чуть громче. Вдохните через нос, произнесите АУ громко. Вдохните через нос, произнесите звук АУ с затуханием голоса. Введение сюрпризного момента. Итак, мы в сказке. А в какой? Послушайте. Жили старичок со старухой, и были у них дочка и сыночек маленький. Дочка! – говорит мама. –Мы пойдем на работу, будь умна, береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли. А сестра забыла про братца. Сказка «Гуси- лебеди». (Слышен плач.) Посмотрите Сестрица Алёнушка, она расстроена, плачет, как вы думаете, что у нее случилось? Унесли гуси-лебеди ее братца далеко-далеко в дремучий лес. И она не знает, как его найти. Пришла просить у нас помощи. Ребята, вы согласны помочь сестрице Алёнушке?Тогда нам нужно всем вместе отправиться в путь и отыскать ее братца. |
Отвечают на вопросы педагога о временных представлениях.
Выполняют самомассаж по показу: Сжимают, разжимают кулачки, потирают ладони. Круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу. Легкие движения пальцами от середины лба к вискам. Оттягивание ушных мочек вниз.
Выполняют артикуляционную гимнастику.Выполняют упражнения «Трубочка», «Окошко», «Лопатка»
Выполняют дыхательную гимнастику.
Воспринимают новость.
Изъявляют готовность помочь сказочному персонажу.
| Регулятивные компетенции Личностные компетенции |
3. Связь звуков и букв Постановка цели и задач урока/занятия, включающая: Дети должны устанавливать связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой букв и –у. Выделить ударный звук И. Уточнить артикуляцию. Установить связь звука с буквой. Выделить гласный звук У. Уточнить его артикуляцию. Установить связь звука с буквой. Фиксация учебной задачи, фиксация учебной цели. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Предлагает определить цель и задачи урока через уточнение артикуляции звуков и –у с опорой на слуховое восприятие и соотнести звук с буквой. Героиня нашего урока Сестрица Алёнушка. Произнесите слово Сестрица с ударением. Назовите ударный звук в слове Сестрица. Возьмите зеркала. Произнесите звук [И] Что делают губы при произнесении звука [И]? Гласный или согласный? Какой буквой обозначается звук [И]? (На доске прикрепляю букву и) Запишите букву и в тетради. В слове Алёнушка назовите по артикуляции. Возьмите зеркала. Произнесем звук [У]. Что делают губы, когда мы произносим звук [У]? Гласный или согласный? Какой буквой обозначается звук [У]? ( На доске прикрепляю букву у Запишите букву у в тетради. Кто понял, какая тема будет сегодня на уроке? Сегодня будем различать звуки и буквы и и у. Проговорим хором тему занятия. Каждый произносит индивидуально. Чему должны научиться на уроке? Научиться различать звуки и буквы и и у. Запишите тему урока в тетради: и-у |
Произносят слово, определяют ударный звук в слове, произносят звук, глядя в зеркало, определяют артикуляцию звука, соотносят звук с буквой. Записывают букву в тетрадь. Произносят слово, определяют звук по артикуляции в слове, произносят звук, глядя в зеркало, определяют артикуляцию звука, соотносят звук с буквой. Записывают букву в тетрадь.
Формулируют тему урока, цель урока. | Познавательные компетенции |
4. Дифференциация букв по кинетическому сходству Постановка проблемного вопроса. Научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы и –у, через зрительное, тактильное восприятие, через конструирование букв из разноцветной проволоки. Повышения интереса обучающихся к изучаемой теме путем создания ситуации успеха в обучении (создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.) |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Предлагает проанализировать и сравнить написание букв и –у через зрительное, тактильное восприятие. Возьмите букву и из жесткой бумаги. Давайте вместе пропишем указательным пальцем на жесткой бумаге букву и под счет: и раз, и два. Из скольких элементов состоит буква «и»? Буква и состоит из двух крючков. Возьмите прописную букву И из белой бумаги. Возьмите короткую коричневую проволоку, выложите первый крючок на букве И из белой бумаги. Возьмите проволоку салатового цвета. Выложите второй крючок на буквеИ из белой бумаги. Возьмите букву у из жесткой бумаги. Давайте вместе пропишем указательным пальцем на жесткой бумаге букву упод счет: и раз, и два. Из скольких элементов состоит буква «у»? Буква у состоит из крючка и петельки, направленной вниз. Возьмите прописную букву У из белой бумаги. Возьмите короткую коричневую проволоку. Выложите на букве Укрючок. Возьмите длинную проволоку розового цвета. Выложите на белой букве Упетельку вниз. Посмотрите на буквы и - у. Скажите, чем похожи буквы и-у? Значит, буквы и –у похожи тем, что первый элемент у них одинаковый – крючок. Скажите, чем буквы и-у отличаются? Вторым элементом, у буквы и это крючок, а у буквы у петелька вниз. Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв и- у. Отправляемся вместе с Алёнушкой на поиски Братца Иванушки. Ой, ребята, что я вижу это же печка. Давайте спросим у печки, не видела ли она, куда гуси-лебеди полетели. Печка просит собрать бревнышки для дров, тогда скажет. Кто догадался, какие буквы здесь зашифрованы? И что нужно сделать, чтобы их расшифровать? Дописать недостающий элемент. Расшифруйте буквы. Допишите недостающие элементы к буквам и –у.
Выходим по очереди к доске, остальные работают в тетради. Ребята, печка, говорит, что гуси-лебеди полетели в ту сторону (показывает направление рукой). |
Обводят по жесткой бумаге указательным пальцем буквы и –упод счет. Выкладывают буквы и-уиз разноцветной проволоки.
Анализируют элементы букв и-у. Делают выводы о сходстве и различии букв.
Выполняют задание на дифференциацию букв. | Познавательные компетенции |
5. Дифференциация букв в слогах Научить детей различать смешиваемые по кинетическому сходству буквы и –у в слогах через речевое проговариваниечистоговорки, через формирование умения ориентироваться на плоскости. Дети выполняют задание, в котором расшифровывают слоги с буквами и-у, ориентируясь по стрелкам ( стрелка вправо – буква и, стрелка вниз- буква у). |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Организация логопедической разминки (речевого проговаривания) Ди-ди-ди гуси-лебеди Шку-шку-шку унесли Иванушку Ица-ица-ица спасет его Сестрица Ут-ут-ут брат и сестра домой придут. Предлагает и организует правильность и четкость выполнения зрительной гимнастики с использование атрибута. Чтобы вы правильно выполнили следующее задание, нужно быть очень внимательными. Сделаем разминку для глаз. Сядьте прямо. Подставьте под подбородок ладони, обопритесь на них. Голова не двигается, только глазами следим за Аленушкой. Быстро-быстро поморгайте. Закройте глаза. Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв и-у в слогах. Ребята, посмотрите, это же яблоня. Давайте спросим у нее, не видела ли она, куда гуси-лебеди полетели. Ребята, яблоня скажет, куда полетели гуси-лебеди, только ей нужно помочь. Налетел ветер, и все яблоки упали. Соберите все яблоки. Посмотрите внимательно на доску. На яблоках слова или слоги? Кто догадался, что означает стрелка вправо? Это какая буква? Куда направлен второй элемент буквы и? А стрелка вниз? Это какая буква? Куда направлен второй элемент буквы у? Чтобы правильно написать буквы и- у, смотрите на стрелочки. Стрелка вправо буква и, стрелка вниз буква у. Допишем недостающие элементы к буквам и- у. Стрелка вправо буква? и Стрелка вниз буква? У Выходят по очереди к доске. Дописывают элементы и прочитывают слоги сначала хором, потом с каждым индивидуально. Остальные в тетрадях. Складывают яблоки. ум, ил, уб, ис. А теперь прочтем слоги с буквой и громко. Прочтем слоги с буквой у тихо. - Вы помогли яблоне, и она указывает нам, куда полетели гуси-лебеди. Давайте поблагодарим яблоню и пойдем дальше.
| Первоначально прослушивают, а затем проговаривают слова вместе с учителем. Проговаривание, интонирование.
Выполняют зрительную гимнастику.
Выполняют задание на дифференциацию букв и-у в слогах.
| Познавательные компетенции |
5. Дифференциация букв в словах Научить детей различать смешиваемые по кинетическому сходству буквы и –ув словах через загадки с опорой на картинки, что развиваетзрительное и слуховое восприятие. Дети разгадывают загадку, выписывают только заданную букву из слова. Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции | Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв и-у в словах. Ребята, посмотрите это же речка. Давайте спросим у нее, не видела ли она, куда гуси-лебеди полетели? Речка просит выполнить задание, а потом скажет, куда гуси-лебеди полетели. Узнайте сказочных героев. Посмотрите на экран, какие буквы видите на картинке? Проговорим буквы. В,и,н,н,иП,у,х Какое слово здесь зашифровано? Показываю картинку, на которой нарисованВин-ниПух. Прочтем слово хором. Каждый прочтёт индивидуально. Скажите, есть в слове буквы и -у? Сколько букв и? Запишите буквы и, у в тетради. Посмотрите на экран, какие буквы видите? Проговорим буквы. З,о,л,у,ш,к,а Какое слово зашифровано? Показываю картинку, на которой нарисованаЗо-луш-ка. Прочтем слово хором. Каждый прочтёт индивидуально. Скажите, какая буква есть в слове Золушка? и или у? Запишите букву у в тетради. Посмотрите на экран, какие буквы видите? Проговорим буквы. Б,у,р,а,т,и,н,о Какое слово зашифровано? Показываю картинку, на которой нарисованБу-ра-ти-но. Прочтем слово хором. Каждый прочтёт индивидуально. Скажите, какая буква есть в слове Буратино? И есть? У есть? Запишите буквы и, у в тетради. Посмотрите на экран, какие буквы видите? Проговорим буквы. С,н,е,г,у,р,о,ч,к,а Какое слово зашифровано? Показываю картинку, на которой нарисована Сне-гу-роч-ка. Прочтем слово хором. Каждый прочтёт индивидуально. Скажите, какая буква есть в слове Снегурочка? Разгадали сказочных героев, и речка сказала, что Иванушку унесли гуси – лебеди в избушку к Бабе Яге. - Проводит двигательно – речевую физминуткудля снятия общего или локального утомления(контролирует четкость и правильность выполнения упражнений).
- «Гуси серые»
- Гуси серые летели (взмахи руками в стороны)
- На лужайку тихо сели (приседания)
- Походили, поклевали (ходьба, наклоны)
Потом быстро побежали (бег и ходьба). |
Выполняют задание на дифференциацию букв и –у в словах
Выполняют действия физминутки за учителем | Познавательные компетенции |
|
6.Дифференциация букв с словосочетаниях Научить детей различать смешиваемые по кинетическому сходству буквы и –ув словосочетаниях через зрительное и рече-двигательное восприятие. Дети соединяют имена сказочных героев, соотносят их с картинками. Находят буквы и –у, смешиваемые по кинетическому сходству, обозначая их графически. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв и –у в словосочетаниях. Вот мы пришли к избушке Бабы Яги. Но просто так она Иванушку не отдаст. Злая Баба Яга перепутал имена сказочных героев. Нужно помочь Аленушке их найти и правильно разложить. Прочтем слова первого столбика хором. Прочтем слова индивидуально. Прочтем слова второго столбика хором. Прочтем индивидуально. Выходим по одному к доске. Собрали сочетание слов. Прочтем хором. Прочтем индивидуально. Спишите имена героев. Найдите в словах буквы и- у. Букву и обведите в круг красным карандашом, букву у подчеркните одной чертой красным карандашом. Лиза выписывает из слов только буквы у-и. Ку-роч-ка Ря-ба Гу-си – ле-бе-ди Жар-пти-ца Ца-рев-на –ля-гуш-ка Молодцы, справились с заданием, и Баба Яга отпустила Иванушку. |
Выполняют задание на дифференциацию букв и – ув сочетаниях слов. |
Познавательные компетенции
|
7. Дифференциация букв в предложении Научить детей различать смешиваемые по кинетическому сходству буквы и –ув предложении через зрительное и рече – слуховое восприятие. Дети находят и выписывают слова со смешиваемыми по кинетическому сходству буквами и –у, обозначают их графически. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Предлагает выполнить задание на дифференциацию букв и –у в предложении. Посмотрите на экран. Прочитайте предложение, заменяя картинки словами. А-ле-нуш-ка и И-ва-нуш-ка вер-ну-лисьдо-мой. Как вы понимаете смысл предложения? Возьмите карточку № 1. Найдите слова с буквами и –у. Прочтите эти слова. Лиза работает в карточке. Выпишите их в тетради. Возьмите красный карандаш. В слове с буквой и, букву и обведите в круг, в слове с буквой у, подчеркните букву у одной чертой. |
Выполняют задание на дифференциацию букв и – у в предложении. | Познавательные компетенции |
8. Подведение итогов и оценка работы обучающихся, Сделать вывод и подвести итог, как работала группа на занятии, отметить работу учащихся. Оценить эмоциональное состояние детей к концу урока. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Подводит итоги урока. Выясняет, что нового добавил урок к имеющемуся опыту и как можно использовать полученные знания. Чему мы учились на занятии? Из скольких элементов состоят буквы и у? Буквы и – у одинаковые или отличаются? А каким элементом они различаются? Проводит рефлексию на конец урока для определения эмоционального состояния детей через показ соответствующего символа. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока? Спасибо за работу. | Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние через показ символа.
| Регулятивные компетенции Познавательные компетенции
Личностные компетенции |