Звуки и буквы «К,Кь-Г,Гь»
план-конспект
Занятие направлено на дифференциацию звуков к-г в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_logopedii.doc | 762 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дивеевская школа-интернат»
Тема: Звуки и буквы «К,Кь-Г,Гь»
Цель: научить различать звуки к-г в устной и письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся со сравнительной характеристикой звуков К, Кь, Г, Гь, нормами их артикуляции;
- учить дифференцировать звуки К, Кь-Г, Гь в слогах, словах;
- закрепить правописание твердых и мягких согласных в словах.;
- закрепить правило правописания парных согласных.
Коррекционно-развивающие:
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать фонематические процессы через проведение упражнений;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память путем проведения дидактических игр;
- учить координировать речь с движениями.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся организованность и самостоятельность.
Ход занятия
- Организация начала занятия.
- Развитие зрительного и фонематического восприятия.
Логопед: рассмотрите карточки, на которых написан набор букв. Подчеркните буквы через одну и прочитайте получившиеся слова.
Буквы: КГАНРОЛМСИОКН
- Правильно! Получились слова: Карлсон и Гномик. Эти сказочные герои, которые сегодня будут нашими гостями на занятии, приготовили для вас задания. Давайте вспомним, из каких сказок они к нам пришли.
«Белоснежка и семь гномов» - сказка, написанная Братьями Гримм о прекрасной дочери короля, которую приютили в лесу гномы, спасая от гнева злой мачехи, владеющей волшебным зеркалом.
«Малыш и Карлсон» - повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен. Это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.
- Давайте назовем звуки, с которых начинаются имена наших героев.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки К,Кь-Г,Гь в слогах и словах.
III. Сравнительная характеристика звуков.
Г – согласный, звонкий, твердый. Соответствует синему звонку, на письме обозначаем синим квадратом.
Гь - согласный, звонкий, мягкий. Соответствует зеленому звонку, на письме обозначаем зеленым квадратом.
К - согласный, глухой, твердый. Соответствует синему наушнику, на письме обозначаем синим квадратом.
Кь - согласный, глухой, мягкий. Соответствует зеленому наушнику, на письме обозначаем зеленым квадратом.
IV. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Логопед:
«Киска сердится», «Катушка»
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
- Развитие целенаправленной воздушной струи.
- Карлсон такой непоседа. Стоит ему только нажать на кнопку за спиной, тут же начинает работать хитроумный моторчик. Но вот беда, моторчик почему-то не заводится. Давайте поможем Карлсону завести его. Сильно подуйте на моторчик, чтобы он завелся.
- Молодцы! Карлсон очень доволен, что моторчик опять заработал.
- Дифференциация звуков К,Кь-Г,Гь.
1. Дифференциация изолированных звуков
- Карлсон и Гномик решили с вами немного повеселиться и попеть и поэтому для вас нарисовали дорожку из звуков и их символов. Давайте пройдем по ней и произнесем эти звуки, включая и выключая голос.
2. Дифференциация звуков К,Кь – Г,Гь в слогах и словах.
Логопед: А сейчас посмотрите отрывок из мультфильма.
-Какие слова произнес Карлсон? («Я самый больной в мире человек»)
-Как мы можем помочь ему? (дать таблетки, поставить градусник, вызвать врача,дать варенье…). Вы правы, но правильное лечение может назначить только врач, а мы свами приготовим для него варенье.
(Приторный порошок» по рецепту Карлсона, который живёт на крыше. Ты возьмёшь немного шоколаду, немного конфет, добавишь такую же порцию печенья, всё это истолчёшь и хорошенько перемешаешь. Как только ты приготовишь лекарство, я приму его. Это очень помогает от жара).
Задание №1. Составь слова из слогов и получи название варенья.
- Физминутка
Цель: учить координировать речь с движениями.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
Задание №2. Игра « Наведи порядок в комнате» (задание по интерактивной доске).
Логопед: - Карлсон пригласил в гости к себе домой Малыша. Но он сказал, что я должен сначала прибрать у себя в доме. Но на это не уйдёт много времени, потому что мы вместе с Гномиком и вами поможем ему навести порядок. Послушайте задание от Карлсона и Гномика и выполните его.
Слова-предметы: кот, кубики, ракетки, клоун, пирамидка, гиря, гармонь, магнитофон, гантели, гусь.
VI. Пальчиковая гимнастика «Гномики»
Жили-были в домике (Сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (Загибают пальчики, начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг об друга)
Токи – рубашки,
Пики – платочки, (Загибают пальчики, начиная с больших)
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водички носил.
- Работа в тетрадях
Логопед:
- Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
- Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, З-С)
- Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные в слове?
Правило.
Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.
-Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом.
Алгоритм:
1. Читаю слово ….
2. Слышу звук ….
3. Изменяю слово….
4. Проверяю…
5. Пишу букву….
Задание «Грамотеи»
Слова: сапог, жук, круг, индюк.
Итог занятия.
- Чему мы научились сегодня на занятии?
- Какие звуки учились различать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.
Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...