Становление познавательной активности у дошкольников с речевыми нарушениями при работе с картиной.
методическая разработка

Васина Светлана Алексеевна

Как повысить интерес к занятиям? Этот вопрос задаёт себе каждый педагог. Отсутствие мотивации к учению, снижение познавательного интереса – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели, работающие на речевой группе. У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдается значительное отставание в формировании навыков связной речи. Особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление познавательной активности у дошкольников с речевыми нарушениями при работе с картиной.

Как повысить интерес к занятиям? Этот вопрос задаёт себе каждый педагог. Отсутствие мотивации к учению, снижение познавательного интереса – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели, работающие на речевой группе. У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдается значительное отставание в формировании навыков связной речи. Особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Чтобы обеспечить эмоциональную вовлечённость, познавательную активность, мы использовали различные приёмы и способы обучения рассказыванию по картине на каждом этапе работы, соответствующие особенностям и возможностям детей.

I этап: Определение состава картины.

Цель: выявление объектов на картине.

Игра с «Подзорной трубой» и «Кто в кружочке живёт?».

В игре «Кто в кружочке живёт?»  воспитатель закрывает кружочками персонаж или объект картины, а  ребёнок называет предмет и схематично его рисует.

В игре «Найди место своему фрагменту», дети получают элементы картины, вырезанные в виде различных геометрических форм. Сосредоточенность на задании способствует стимуляции любознательности ребёнка, проявлению внимания к картине. Интерес также поддерживают сказочные герои с необычными именами «Нюх-нюх», «тактик», «Ушастик», «Глазка», «Вкусник», которые учат восприятию картины с точки зрения различных органов чувств. На последующих этапах эти персонажи преобразуют в графические символы.

II этап: Алгоритм поиска загадочного объекта.

Цель: составление образных характеристик объектов.

Наиболее увлекательно и эффективно на этом этапе проходит игра «Да-нет», когда взрослый передаёт ребенку средства и способы познавательной деятельности. При правильной формулировке вопроса происходит быстрый поиск загаданного объекта (Это «живой» предмет? Он мягкий? С ним можно играть? И т.д.), формируется умение классифицировать объекты по заданным признакам. Дети обучаются определённому алгоритму, по которому задаются вопросы. Одним из условий окончания этой игры является описание ребёнком отгаданного объекта.

III этап: Установление взаимосвязи между объектами картины.

Цель: учить ориентироваться в пространстве, объяснять взаимодействие. Эмоциональные «всплески», экспрессивно-мимическое проявление интереса к картине проходит в игре «Живые картинки». Каждый ребёнок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами своё местонахождение относительно других объектов, а затем моделирует его в пространстве (на ковре, на «импровизированной полянке» и т.д.). Рассматривание картины слева-направо, сверху-вниз, нахождение объектов по центру, по углам позволяет детям по-новому увидеть объекты и их взаимосвязь на картине.

IV этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

На этом этапе дети готовы к работе с графическими символами и понимают о чём говорить «войдя» в картину. Символ «глаз» означает выделение таких признаков на картине, как цвет, форма, величина, место нахождения.

Символ «нос» - восприятие запаха; «ухо» - представление о различных звуках и т.д. Игровые упражнения «Я слышу только звуки», «Я пробую всё на вкус» побуждают детей к фантазированию путём построения предполагаемых диалогов между «живыми» и «неживыми» объектами по сюжету картины.

V этап: Составление рассказа от лица разных героев.

Цель: учить вживаться в образ и составлять рассказ от лица героя.

В один из образов «превращается» взрослый, чтобы направить ребёнка на решение задачи, в последующем каждый выбирает себе пару. Подражая и соревнуясь друг с другом, у детей с речевыми проблемами проявляется речевая активность, целенаправленность деятельности.

Таким образом, поэтапное включение детей в работу над картиной позволило повысить познавательный интерес, практическую активность в этом виде деятельности, сформировать необходимые речевые навыки и умения, коммуникативные функции общения, преодоление чувства страха самостоятельного высказывания.

Литература:

  1. Воробьёва В.К. «Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи», журнал Дефектология № 4, 1989г.
  2. Глухов В.П. «Формирование связной речи», М.2002 г.
  3. Сидорук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, М.2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями

В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка....

"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями

В данной статье описывается применение технологий дидактического синквейна, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений....

Использование таблиц для анализа звукового состава слова в работе со старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированного фонематического слуха и навыков звукового анализа слов. Это является основной проблемой для детей с различными речевыми нарушениями. ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...

Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»

Цель:  Изучение эффективности использования метода  наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями....