"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.
методическая разработка по теме

Кантур Татьяна Георгиевна

Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Профессии»

1. Расширение словарного запаса детей (ответы ребенка записать):

Существительные:

А: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, пекарь, писатель, сапожник, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.

Б: архитектор, панель, котлован, кровельщик, паркетчик, паркет, бульдозер, плиточник.

Прилагательные:

А: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, следит, знающий, добросовестный, дисциплинированный.

Б: низкий, красивый, кирпичный, деревянный, городской, деревенский.

Глаголы:

А: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, принимает, продает, считает, ухаживает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

Б: монтировать, разравнивать, благоустраивать.

Наречия:

А,Б: красиво, ровно, прямо, высоко, быстро.

2. Игровое упражнение «Один – много» (ответы ребенка записать)А:

  1. Учитель - учителя – учителей;
  1. Фотограф – фотографы - _______;
  1. Врач – врачи - ________________;
  1. Портной – портные - ___________;
  1. Продавец - ___________________;
  1. Доярка – доярки - _____________;
  1. Пекарь - _____________________;
  1. Почтальон – почтальоны - ______.

3. Игровое упражнение «Кто что делает?» - назвать 3-4 действия (ответы ребенка записать)А:

  1. Учитель – учит писать, читать, считать;
  1. Фотограф – фотографирует;
  1. Пожарный - __________________;
  1. Повар - ______________________;
  1. Строитель - __________________;
  1. Портной - ____________________;
  1. Маляр-штукатур - ____________;
  1. Парикмахер - _________________;
  1. Тракторист - _________________;
  1. Библиотекарь - _______________;
  1. Доярка - _____________________;
  1. Врач - _______________________;
  1. Птичница - ___________________;
  1. Писатель - ___________________.

4. Игровое упражнение «Назови, чей?» (ответы ребенка записать)Б:

  1. Мама – (значит, ты чей? чья?) мамин(а).
  1. Дедушка - ____________________.
  1. Папа - _______________________.
  1. Дядя - _______________________.
  1. Бабушка - ____________________.
  1. Тетя - _______________________.

5. Массаж пальцев рук (на каждую цифру сгибаем один палец – работают обе руки) А,Б:

Раз – огромен мир профессий.

большой палец левой руки

Два – загадочен, чудесен.

указательный

Три – лечить, ведь это чудо.

средний

левая рука

Четыре – я врачом наверно буду.

безымянный

Пять – учить еще нужней.

мизинец

Шесть – учитель ведь важней?

мизинец

Семь – нет, буду я пилотом.

безымянный

правая рука

Восемь – небо,  самолеты

средний

Девять – космос – вот так чудо.

указательный

Десять – космонавтом буду.

большой палец правой руки

6. Игровое упражнение «Кому, что надо для работы?» (ответы ребенка записать)А:

  1. Парикмахеру – ножницы, расческа, фен, бигуди;
  1. Рыболову - ___________________

______________________________;

  1. Врачу – лекарство, белый халат, градусник;
  1. Продавцу - ___________________

______________________________;

  1. Художнику - _________________

_____________________________;

  1. Садовнику - __________________

______________________________;

  1. Учителю - ____________________

______________________________;

  1. Плотнику - ___________________

______________________________;

  1. Портному - ___________________

______________________________;

  1. Доярке - ______________________

______________________________.

7. Игровое упражнение «Назови по образцу» (ответы ребенка записать) Б:

  1. Он художник, а она – художница;
  1. Он проводник, а она - __________;
  1. Он учитель, а она - ____________;
  1. Он певец, а она - ______________;
  1. Он писатель, а она - ___________;
  1. Он переводчик, а она - _________.

8. Игровое упражнение «Угадай профессию» (ответы ребенка записать) Б:

  1. Кто носит багаж? (Носильщик.)
  1. Кто чинит часы? ______________
  1. Кто сваривает трубы? __________
  1. Кто работает на экскаваторе? ____
  1. Кто вставляет стекло? __________
  1. Кто красит стены? _____________
  1. Кто работает на кране? _________
  1. Кто ухаживает за птицами? _____
  1. Кто укладывает кирпичи? _______
  1. Кто сочиняет музыку? __________
  1. Кто точи ножи? _______________
  1. Кто играет на рояле? ___________

Слова для справок: композитор, стекольщик, пианист, точильщик, крановщик, каменщик, экскаваторщик, сварщик, птичница, маляр.

9. Отгадай загадки.

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

                       (Учитель)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз –

И помнит вас.  (Фотограф)

С огнем бороться мы должны –

С водою мы напарники.

С нами будут не страшны.

Газы вам угарные.

Мы очень людям всем нужны,

Так вот же мы? - … (Пожарные)

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

                                    (Водитель)

10. Игровое упражнение «Назови» (ответы ребенка записать) Б:

  1. Детского врача - … (педиатр).
  1. Врача, делающего операции - … __
  1. Зубного врача - … _____________
  1. Врача, лечащего нервы - … ______
  1. Глазного врача - … ____________
  1. Помощника врача - … ___________

Слова для справок: хирург, окулист, стоматолог, медицинская сестра, невропатолог.

11. Игровое упражнение «Посчитай 1-2-5» (ответы ребенка записать)Б:

  1. Один каменщик – два каменщика – пять каменщиков.
  2. Один штукатур - _________________________________________________.
  3. Один повар - ____________________________________________________.
  4. Один врач - _____________________________________________________.
  5. Один плотник - __________________________________________________.
  6. Один маляр - ____________________________________________________.
  7. Один садовник - _________________________________________________.

12. Пальчиковая гимнастика    А:

Раз, два, три, четыре, пять,

Профессии нужно сосчитать.

Каменщик нам строит дом,

Маляр его красит.

Плотник выстругает планки.

Топором, рубанком.

Крановщик все неустанно

Нажимает рычаги,

Разговаривает с краном;

Ты рабочим помоги.

Штукатур берет раствор,

Штукатурит новый дом.

Сжимаем пальцы правой руки

На каждое название профессии загнуть по одному пальцу левой руки.

13. Игровое упражнение «Назови профессию» (ответы ребенка записать) Б:

  1. Рыбу ловит - ____________________
  1. Трубы чистит - __________________
  1. Пчел разводит - _________________
  1. Коров доит - ____________________
  1. Землю копает - __________________
  1. За конями ухаживает - ___________
  1. Лес рубит - _____________________
  1. Печь кладет - ___________________

Слова для справок: рыбалов, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист, доярка, конюх, печник.

14. Игровое упражнение «Расскажи о профессиях твоих родителей по плану?» (ответы ребенка записать А:

1. Как зовут твою маму? (имя, отчество,) _______________________________

2. Кем работает твоя мама? __________________________________________

3. Чем занимается твоя мама на работе? ________________________________

4. Как зовут твоего папу? ____________________________________________

5. Кем работает твой папа? __________________________________________

6. Чем занимается твой папа на работе? ________________________________

15. Игровое упражнение «Что кому нужно? (ответы ребенка записать А):

  1. Ком нужна кисть? ________________________________________________.
  2. Кому нужен микрофон? ___________________________________________.
  3. Кому нужны кирпичи? ____________________________________________.
  4. Кому нужны весы? _______________________________________________.

Слова для справок: маляру, диктору, строителю,  каменщику, продавцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Формирование связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми расстройствами.Одежда.

               Методическое  пособие для логопедов, воспитателей и родителей детей...

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх с мячом

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...

Презентация : формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речевого развития

Работа над построением простого распространенного предложения и короткого рассказа по лексической теме " Одежда"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Разработка раскрывает игровые приемы при формировании лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР....

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...

Консультация для воспитателей ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.(из опыта работы)

Сообщение из опыта работы  ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...