"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.
методическая разработка по теме
Основной целью предложенного практического материала является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Профессии»
1. Расширение словарного запаса детей (ответы ребенка записать):
Существительные:
А: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, пекарь, писатель, сапожник, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.
Б: архитектор, панель, котлован, кровельщик, паркетчик, паркет, бульдозер, плиточник.
Прилагательные:
А: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, следит, знающий, добросовестный, дисциплинированный.
Б: низкий, красивый, кирпичный, деревянный, городской, деревенский.
Глаголы:
А: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, принимает, продает, считает, ухаживает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.
Б: монтировать, разравнивать, благоустраивать.
Наречия:
А,Б: красиво, ровно, прямо, высоко, быстро.
2. Игровое упражнение «Один – много» (ответы ребенка записать)А:
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Игровое упражнение «Кто что делает?» - назвать 3-4 действия (ответы ребенка записать)А:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Игровое упражнение «Назови, чей?» (ответы ребенка записать)Б:
|
|
|
|
|
|
5. Массаж пальцев рук (на каждую цифру сгибаем один палец – работают обе руки) А,Б:
Раз – огромен мир профессий. | большой палец левой руки | ||
Два – загадочен, чудесен. | указательный | ||
Три – лечить, ведь это чудо. | средний | левая рука | |
Четыре – я врачом наверно буду. | безымянный | ||
Пять – учить еще нужней. | мизинец | ||
Шесть – учитель ведь важней? | мизинец | ||
Семь – нет, буду я пилотом. | безымянный | правая рука | |
Восемь – небо, самолеты | средний | ||
Девять – космос – вот так чудо. | указательный | ||
Десять – космонавтом буду. | большой палец правой руки |
6. Игровое упражнение «Кому, что надо для работы?» (ответы ребенка записать)А:
|
______________________________; |
|
______________________________; |
_____________________________; |
______________________________; |
______________________________; |
______________________________; |
______________________________; |
______________________________. |
7. Игровое упражнение «Назови по образцу» (ответы ребенка записать) Б:
|
|
|
|
|
|
8. Игровое упражнение «Угадай профессию» (ответы ребенка записать) Б:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова для справок: композитор, стекольщик, пианист, точильщик, крановщик, каменщик, экскаваторщик, сварщик, птичница, маляр.
9. Отгадай загадки.
Мы учим детишек читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (Учитель) | Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз – И помнит вас. (Фотограф) |
С огнем бороться мы должны – С водою мы напарники. С нами будут не страшны. Газы вам угарные. Мы очень людям всем нужны, Так вот же мы? - … (Пожарные) | |
Встаем мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель) |
10. Игровое упражнение «Назови» (ответы ребенка записать) Б:
|
|
|
|
|
|
Слова для справок: хирург, окулист, стоматолог, медицинская сестра, невропатолог.
11. Игровое упражнение «Посчитай 1-2-5» (ответы ребенка записать)Б:
- Один каменщик – два каменщика – пять каменщиков.
- Один штукатур - _________________________________________________.
- Один повар - ____________________________________________________.
- Один врач - _____________________________________________________.
- Один плотник - __________________________________________________.
- Один маляр - ____________________________________________________.
- Один садовник - _________________________________________________.
12. Пальчиковая гимнастика А:
Раз, два, три, четыре, пять, Профессии нужно сосчитать. Каменщик нам строит дом, Маляр его красит. Плотник выстругает планки. Топором, рубанком. | Крановщик все неустанно Нажимает рычаги, Разговаривает с краном; Ты рабочим помоги. Штукатур берет раствор, Штукатурит новый дом. | Сжимаем пальцы правой руки На каждое название профессии загнуть по одному пальцу левой руки. |
13. Игровое упражнение «Назови профессию» (ответы ребенка записать) Б:
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова для справок: рыбалов, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист, доярка, конюх, печник.
14. Игровое упражнение «Расскажи о профессиях твоих родителей по плану?» (ответы ребенка записать А:
1. Как зовут твою маму? (имя, отчество,) _______________________________
2. Кем работает твоя мама? __________________________________________
3. Чем занимается твоя мама на работе? ________________________________
4. Как зовут твоего папу? ____________________________________________
5. Кем работает твой папа? __________________________________________
6. Чем занимается твой папа на работе? ________________________________
15. Игровое упражнение «Что кому нужно? (ответы ребенка записать А):
- Ком нужна кисть? ________________________________________________.
- Кому нужен микрофон? ___________________________________________.
- Кому нужны кирпичи? ____________________________________________.
- Кому нужны весы? _______________________________________________.
Слова для справок: маляру, диктору, строителю, каменщику, продавцу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...
Формирование связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми расстройствами.Одежда.
Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей детей...
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх с мячом
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...
Презентация : формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речевого развития
Работа над построением простого распространенного предложения и короткого рассказа по лексической теме " Одежда"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Разработка раскрывает игровые приемы при формировании лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР....
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...
Консультация для воспитателей ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.(из опыта работы)
Сообщение из опыта работы ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...