Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»
проект на тему
Цель: Изучение эффективности использования метода наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_proekt.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»
Вид проекта:
- краткосрочный
- коммуникативно-познавательный
Участники проекта:
- дети старшей группы, родители, воспитатели, логопед
Проблема:
Развитие грамматически правильной речи при помощи приема моделирования.
В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей. Все чаще педагоги начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию - моделирование, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активности ребенка.
Актуальность использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
Цель:
- Изучение эффективности использования метода наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
- Учить составлять предложения по опорным схемам.
- Учить взаимодействию в группе.
- Обучать детей навыкам эффективного общения через совместное
моделирование игровой ситуации.
- Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с
детьми.
- Развивать правильное речевое дыхание.
- Развивать общую и мелкую моторику,
- Развивать слуховое и зрительное внимание, ассоциативное мышление.
- Воспитывать игровое поведение, чувство сплоченности.
Предполагаемый результат:
В результате применения метода наглядного моделирования дети эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный, расширился словарный запас, появилась уверенность в себе.
Продукт:
- рассказ о своем день рождении с опорой на самостоятельно
составленный опорно-графический план;
- выставка пригласительных к дню рождения;
- открытое занятие по теме: «День рождения. Составление рассказа по
картинно-графической схеме».
Формы реализации проекта
I этап. Подготовительный (за неделю до начала проекта)
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Разработка плана проведение проекта.
3. Ознакомление участников с проектом.
4. Методическое обеспечение проекта: определение значимости использования наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного возраста; анализ теоретического и практического материал для внедрения в практическую деятельность;
5. Работа с детьми: определение актуальных знаний детей о празднике «День рождение», придумывание несложных символических обозначений для: людей, праздников, слов-действий, слов-признаков.
6. Создание развивающей среды: подбор художественной литературы, музыкальных произведений, иллюстраций, сюжетных картин по теме «День рождения», набор карточек с символическим изображением людей, праздников, слов-действий, слов-признаков.
II этап. Основной этап.
№ | Вид деятельности | Задачи | Участники |
1. | Самостоятельный выбор и разучивание стихотворений по теме. | -Работа над темпом и ритмом речи, интонационной выразительностью. -Развитие информационной компетентности. | Родители Дети |
2. | Прослушивание музыкальных произведений | Воспитатели Дети | |
3. | Подбор раскрасок по теме. | -Развитие тонкой моторики, умение штриховать в одном направлении. -Профилактика оптической дисграфии. | Логопед Дети |
4. | Дидактические игры: «День рождение куклы», «Подбери посуду для чаепития», «Закончи предложение», «Чепуха», «Фанты» «Мамины помощники» | -Формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в совместной игровой деятельности. - Развивать способности группировать предметы. - закреплять знания о разных видах посуды. - Упражнять в правильном подборе слов, в умении логично задавать вопросы. - Воспитывать выдержку, чувство юмора, навыки организованного поведения. | Логопед Воспитатели Дети |
5. | Сюжетны игры «Приходите в гости», «Чаепитие», «Магазин посуды» «Сервировка стола» | -Учить детей передавать в игре простые бытовые ситуации, включающие ряд последовательных действий, переходить в ходе игры от одного игрового действия к другому. -Учить детей принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге | Воспитатели Дети |
6. | Лепка из соленого теста «Угощения» | -Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы, доводить замысел до конца. -Закреплять разнообразные приемы лепки. -Воспитывать творческое отношение к лепке. | Воспитатели Дети |
7. | Проведение коррекционных занятий по теме проекта | Обогащение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, связной речи. Составление предложений по опорным схемам. | Логопед Дети |
8. | Изготовление пригласительных к дню рождения | Формирование у родителей интереса к проекту | Родители Дети |
III этап. Заключительный
- Диагностика детей по умению составлять предложения и текст с опорой на символы:
начало проекта – успешность 13% (2 ребенка)
конец проекта – успешность 75% (12 детей).
- Выставка пригласительных к Дню рождения.
- Представление самостоятельно выполненного опорного картинно-графического плана и рассказ по нему о своем дне рождения.
- Открытое занятие по теме: «День рождения. Составление рассказа по картинно-графическому плану».
Результат проекта
Результаты проведенного мониторинга показали, что наглядное моделирование доступно детям только в результате специально организованного обучения.
Обучение моделированию проходило в 3 этапа:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагога (родителя) совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
Использование метода наглядного моделирования помогает эффективней запомнить структуру рассказа, воспроизводить информацию,
развивает образное мышление, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, придумывании несложных символических обозначений
Качественный анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ОНР. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.
Использованные в данном проекте различные виды деятельности могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома, под руководством родителей. Они позволяют не только развивать речь, но и расширяют представления ребенка об окружающем мире, развивают его воображение и мышление.
Планирую разработать с применением моделирования еще несколько проектов по лексическим темам «Кто защищает нашу Родину?», «Мамин праздник», «Весенние приметы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....
Подготовка к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями
в данном материале рассматривается проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями...
Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".
Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....
Обучение составлению рассказа-описания с помощью наглядной схемы на материале лексических тем: «Овощи», «Фрукты» с использованием обучающей презентации.
Конспект подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы с диагнозом «ОНР», «ФФНР»....