Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями
методическая разработка по теме

В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Звук, буква.

Игровая ситуация

Стихотворные тексты.

Звук

Буква

А

Плачет Аленка

Укачиваем куклу.

- А! – со мною вместе пойте,

- А! - пошире рот откройте!

- А! – споем мы высоко,

- А! – протянем низко.

- А! – как будто далеко,

- А! – мы слышим - близко.

- А! – шепнем,

- А! – крикнем звонко.

- А! – тихонько,

- А! – так громко.

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

Вот два столбика наискосок,

Между ними – поясок,

Ты эту букву знаешь, А?

Перед тобою буква А.

               * * *

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает АЛФАВИТ.

У

Воет волк.

Гудит паровоз.

- У, - мы в дудочку дудим,

- У, - как поезд мы гудим.

- У, вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем трубку.

Буква У напомнит ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи!

                  * * *

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

                   * * *

Буква У совсем проста:

Тянет ушки из хвоста.

                 * * *

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

И

Поет птичка.

Пищит мышка.

И, - широко мы улыбнемся.

И, - кончик языка опустим,

Им изнутри зубов коснемся

И голос петь свободно пустим.

Буква И  - как три иголки.

Три иголки очень тонки.

        * * *

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула –

К правой ножке пристегнула.

                * * *

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

О

У Оли болит зуб.

- О! – мы губки округляем.

- О! – мы плавно напеваем.

- О, - свободно голос льется.

- О, - так звонко раздается.

Буква О - как колесо.

Обруч круглый словно О

О у Олечки в очках,

О у окуня в глазах.

               * * *

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

               * * *

Посмотри на колесо-

И увидишь букву О.

                 * * *

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

                * * *

О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может с нею мы родня?»

Э

Этот звук сказать нетрудно:

Рот открыть немножко нужно,

Кончик языка – внизу.

_ Э услышим гласный звуку.

Буква Э с открытым ртом

И большущим языком.

             * * *

Рот разинув до ушей

Буква Э сказала:  «ЭЙ»

Ы

Мишка рычит.

Гудит пароход.

Ы – спинку языка – повыше,

Ы – кончик к нижним зубкам ближе.

Ы – между языком и небом ты голос Пропустить попробуй.

Никогда ты не готова

Первой быть вначале слова,

Но в середину слов, в конец

Шмыгнешь быстро! Молодец!

Ы – какая ты толстушка!

Твой животик как подушка!

Чтобы легче было жить, Палочку пришлось добыть!

              * * *

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

               * * *

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

М

Мычит теленок.

М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – Мычанье,

Если нет – тогда молчанье!

Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно стало всем:

Получилась буква М.

               * * *

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

              * * *

Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться можно всем!

               * *

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд – смотрите сами!

Н

Нона ноет.

Напряженно, языком

На десну, наверх нажмем.

Н! – Мы звонко произносим.

(Звуку помогает носик!)

Ножка, ножка, поперек

Положили поясок.

              * * *


На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки!

П

Паровоз пускает пар.

- П, п , п! – пускает пар

Полный чая самовар.

- П! – мы губы сложим вместе.

- П! – мы выдохнем порезче!

- П! П! П! – пыхтим мы глухо:

  Нету голоса у звука.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись.

                * * *

На хоккее, на футболе

Буква П – Ворота в поле.

               * * *

Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

Т

Стучат колеса поезда.

Стучит молоток.

Языком, передним краем

В верхнюю десну ударим.

- Т! – и выдохнем сильнее,

Чтобы было всем слышнее:

Т – не звонкий, Т – глухой

Т – короткий, Т – взрывной.

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

            * * *

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

              * * *

Молоток стучит: «Тук- тук!»

Букве Т я старый друг.

К

Капает дождь.

Спинкой языка попробуй

Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

Ну, а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

К – короткий, К – взрывной,

К – без голоса – глухой!

На прямую палочку

Слево села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

           * * *

Какаду, клюв открывая,

Букву К напоминает.

Б

Бренчит крышка чайника.

Б! – нам губы звук смыкает.

Б, - и голос пробегает.

Голос в горлышке дрожит,

Голос по губам бежит!

               * * *

- Б, Б, Б, - ты поиграй-ка

На губах, как на балалайке.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

                * * *

Б – большая бочка с краном,

Пьем из бочки утром рано.

Д

Дятел стучит по дереву.

Вверх, в десну язык ударит, голос звонкий звук украсит.

Буква Д на дом похожа,

Дачку Д напомнит тоже.

Две доски углом сложили,

Снизу доску положили.

На коротких досках дом.

Звуку Д удобно в нем!

                * * *

Д – это домик аккуратный,

 С высокой крышею двускатной.

Г

Гусь гогочет.

- Га, га, га! – гогочут гуси,

Убегая от бабуси.

Гром гремит, грачи галдят,

Галки громко гомонят.

- Г! – ты спинкой языка

Нёбо посильней толкай!

- Г! – без голоса нельзя

звонкий звук сказать друзья!

- ГА- га – га! – так гусь гогочет.

Букву Г представить хочет.

Шея – палочка прямая

К ней приставлена другая,

Как гусиная головка….

Гусь нам Г представил ловко!

              * * *

Перед нами буква Г

Стоит  подобно кочерге.

             * * *

Букву на плече носил

На лугу траву косил.

             * * *

Букву Г я не боюсь.

Г – не злой, а добрый гусь.

Х

Погреем руки.

Спинку языка попробуй

Приподнять повыше к нёбу.

Кончик языка – пониже,

И легко, легко подышим.

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Ф

Ежик фыркает.

Ф, - произнесем мы с вами,

Губку прикусив зубами.

Воздух выбежит из щели-

Верно Ф сказать сумели.

Ф, - звучит негромко, глухо,

Нету голоса у звука.

Ф на филина похожа,

Ф фонарь напомнит тоже.

Ф! – надула буква щеки.

Ф! и встала -  руки в боки!

Фу! Мы выдохнем невольно –

Чем ты буква недовольна?

Ф фырчит: «какая скука!

Я служу глухому звуку!»

                * * *

Федя ходит руки в боки.

Значит выучил уроки.

                * * *

Подбоченясь пляшет лихо

Ф – большая щеголиха.

В

Воет вьюга.

Зубками губу прикусим,

Между ними голос пустим…

Словно звук виолончели,

Словно струны вдруг запели…

Так над свежею листвою

Веет ветерок весною!

В – буква очень важная,

Воображала страшная:

Грудь колесом, живот надут –

Как будто нет важнее тут!

           * * *

К единице три приставим…

Что за букву мы составим?

           * * *

На букве В объеду свет,

Ведь буква В – велосипед.

С

Течет вода из крана.

Накачиваем колеса насосом.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пусти.

Улыбнись и посвисти,

СС С – произнеси!

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

             * * *

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

           * * *

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

З

Звенит комарик.

Язычок широкий ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко ззз произнесем.

ЗЗЗ заливисто звенит,

Звонко ззз в словах звучит:

Зайка, зонт, звонок, загадка,

Зал, значок, звезда, зарядка!

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

               * * *

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

              * * *

Извиваюсь словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

             * * *

З загнулась как змея,

Но ей не запугать меня.

Ц

Тише, не шумите.

Поет синичка.

Под скорлупкою секрет:

Т – С – Т – С, - разбуди, найдешь ответ.

В скорлупе щелчок,

Треск – родился малышок.

Т – С – Т- С,

Ц  - Ц – Ц – Ц.

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка

Как кошачья лапка.

             * * *

Буква Ц –внизу крючок,

Точно с краником бачок.

            * * *

Что за хвостик на конце –

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.

Ш

Шипит сердитый гусь.

Шумит ветер.

Лопнуло колесо, выходит воздух.

Пусть не хвастает змея –

Чашечка у нас своя,

Губы трубочкой тяни,

Язычок приподними,

Теплый воздух пропусти,

Зашипи попробуй громко,

Отползай, змея, в сторонку –

Ш –Ш – Ш.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

                        * * *

Буква Ш стремя шипами –

Не хватай ее руками.

Ж

Жук жужжит.

Ж как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко Ж в словах жужжит,

Ж как жук большой гудит:

Жужелица, жук, жужжанье,

Жар, жемчужина, журчанье.

Посмотри-ка: буква Ж

На жук похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

           * * *

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж – ж!

              * * *

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

Ч

Стрекочет сверчок.

В путь пора нам собираться,

С ветерочком покачаться,

Чуть прислушайся, малыш,

ТЬ – Ш, ТЬ – Ш, ТЬ – Ш,

Ч – Ч – Ч- Ч – Ч.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

                    * * *

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.

Щ

Кипит яичница.

Чистим щеткой.

Веет свежий ветерок:

Ш- Ч – Ш – Ч – Ш – Ч,

Он в дороге нам помог –

Щ – Щ – Щ.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

             * * *

Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

              * * *

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Л

Летит самолет.

Узкий кончик языка

Ветер, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

Л получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный:

Ласка, лама, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лампа.

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

                * * *

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли.

Р

Заводим мотор.

Тигр рычит.

РРР! – ракета рвется ввысь!

РРР! – рычит сердито рысь.

РРР! – рокочет ровно робот.

РРР сказать и ты попробуй!

РРР! – возьмемся за учебу!

РРР! – язык широкий к нёбу!

Язычком передним краем

Вверх на дёсны нажимаем.

Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

РРРР – раскатистый и громкий,

РРР – рокочущий и звонкий!

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

        *  *  *

Буква Р – рук в кармане.

Буква Р – подарок маме.

Й

Вот И краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

               * * *

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Е

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

            * * *

Ева гребнем причесалась-

В нем три зубчик а осталось.

          * * *

Ежи делали прически

Поломали все расчески.

А ежиха так старалась-

Лишь три зубчик осталось.

Ё

Е и Ё – родные сестры,

Различить сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

             * * *

Е – как ель с тремя ветвями,

Ё – как ёлочка с шарами.

Ю

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась ..буква Ю.

Я

От яхты якорь – буква Я.

Поднимем якорь – и в моря.

               * * *

Я – бродяга с рюкзаком,

Путешествую пешком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...