Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями
методическая разработка по теме
В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Звук, буква. | Игровая ситуация | Стихотворные тексты. | |
Звук | Буква | ||
А | Плачет Аленка Укачиваем куклу. | - А! – со мною вместе пойте, - А! - пошире рот откройте! - А! – споем мы высоко, - А! – протянем низко. - А! – как будто далеко, - А! – мы слышим - близко. - А! – шепнем, - А! – крикнем звонко. - А! – тихонько, - А! – так громко. Все теперь мы будем знать: Вот как может А звучать! | Вот два столбика наискосок, Между ними – поясок, Ты эту букву знаешь, А? Перед тобою буква А. * * * Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, А начинает АЛФАВИТ. |
У | Воет волк. Гудит паровоз. | - У, - мы в дудочку дудим, - У, - как поезд мы гудим. - У, вперед мы тянем губки, В узенькую дуем трубку. | Буква У напомнит ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву У похожи! * * * У – сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. * * * Буква У совсем проста: Тянет ушки из хвоста. * * * Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто! |
И | Поет птичка. Пищит мышка. | И, - широко мы улыбнемся. И, - кончик языка опустим, Им изнутри зубов коснемся И голос петь свободно пустим. | Буква И - как три иголки. Три иголки очень тонки. * * * Буква И наискосок Примеряла поясок. Снизу вверх его тянула – К правой ножке пристегнула. * * * На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. |
О | У Оли болит зуб. | - О! – мы губки округляем. - О! – мы плавно напеваем. - О, - свободно голос льется. - О, - так звонко раздается. | Буква О - как колесо. Обруч круглый словно О О у Олечки в очках, О у окуня в глазах. * * * В этой букве нет угла, Оттого она кругла До того она кругла, Покатиться бы могла. * * * Посмотри на колесо- И увидишь букву О. * * * В старом дереве дупло Ну совсем как буква О. * * * О ужасно удивилась: Сушка с маком ей приснилась. «Как похожа на меня! Может с нею мы родня?» |
Э | Этот звук сказать нетрудно: Рот открыть немножко нужно, Кончик языка – внизу. _ Э услышим гласный звуку. | Буква Э с открытым ртом И большущим языком. * * * Рот разинув до ушей Буква Э сказала: «ЭЙ» | |
Ы | Мишка рычит. Гудит пароход. | Ы – спинку языка – повыше, Ы – кончик к нижним зубкам ближе. Ы – между языком и небом ты голос Пропустить попробуй. Никогда ты не готова Первой быть вначале слова, Но в середину слов, в конец Шмыгнешь быстро! Молодец! | Ы – какая ты толстушка! Твой животик как подушка! Чтобы легче было жить, Палочку пришлось добыть! * * * А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. * * * Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. |
М | Мычит теленок. | М – нам губы звук смыкает! Звуку голос помогает. Если голос есть – Мычанье, Если нет – тогда молчанье! | Палочка и палочка, Между ними – галочка. И понятно стало всем: Получилась буква М. * * * Взявшись за руки, Мы встали И на М похожи стали. * * * Вот качели – Буква М! Здесь качаться можно всем! * * Буква М с двумя горбами, Как верблюд – смотрите сами! |
Н | Нона ноет. | Напряженно, языком На десну, наверх нажмем. Н! – Мы звонко произносим. (Звуку помогает носик!) | Ножка, ножка, поперек Положили поясок. * * *
Я, как на лесенке, Сижу и распеваю Песенки! |
П | Паровоз пускает пар. | - П, п , п! – пускает пар Полный чая самовар. - П! – мы губы сложим вместе. - П! – мы выдохнем порезче! - П! П! П! – пыхтим мы глухо: Нету голоса у звука. | Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. - Ну-ка, милый, не ленись, Подойди да подтянись. * * * На хоккее, на футболе Буква П – Ворота в поле. * * * Влез на букву озорник: Он решил, что П – турник. |
Т | Стучат колеса поезда. Стучит молоток. | Языком, передним краем В верхнюю десну ударим. - Т! – и выдохнем сильнее, Чтобы было всем слышнее: Т – не звонкий, Т – глухой Т – короткий, Т – взрывной. | Т в антенну превратилась И на доме очутилась. * * * Отвечайте, кто знаток: Это что за молоток? * * * Молоток стучит: «Тук- тук!» Букве Т я старый друг. |
К | Капает дождь. | Спинкой языка попробуй Стукнуть сильно, быстро в нёбо. Ну, а кончик языка Глубже, ниже опускай! К – короткий, К – взрывной, К – без голоса – глухой! | На прямую палочку Слево села галочка. Там поныне и сидит – Буквой К на нас глядит. * * * Какаду, клюв открывая, Букву К напоминает. |
Б | Бренчит крышка чайника. | Б! – нам губы звук смыкает. Б, - и голос пробегает. Голос в горлышке дрожит, Голос по губам бежит! * * * - Б, Б, Б, - ты поиграй-ка На губах, как на балалайке. | Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. * * * Б – большая бочка с краном, Пьем из бочки утром рано. |
Д | Дятел стучит по дереву. | Вверх, в десну язык ударит, голос звонкий звук украсит. | Буква Д на дом похожа, Дачку Д напомнит тоже. Две доски углом сложили, Снизу доску положили. На коротких досках дом. Звуку Д удобно в нем! * * * Д – это домик аккуратный, С высокой крышею двускатной. |
Г | Гусь гогочет. | - Га, га, га! – гогочут гуси, Убегая от бабуси. Гром гремит, грачи галдят, Галки громко гомонят. - Г! – ты спинкой языка Нёбо посильней толкай! - Г! – без голоса нельзя звонкий звук сказать друзья! | - ГА- га – га! – так гусь гогочет. Букву Г представить хочет. Шея – палочка прямая К ней приставлена другая, Как гусиная головка…. Гусь нам Г представил ловко! * * * Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге. * * * Букву на плече носил На лугу траву косил. * * * Букву Г я не боюсь. Г – не злой, а добрый гусь. |
Х | Погреем руки. | Спинку языка попробуй Приподнять повыше к нёбу. Кончик языка – пониже, И легко, легко подышим. | Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. |
Ф | Ежик фыркает. | Ф, - произнесем мы с вами, Губку прикусив зубами. Воздух выбежит из щели- Верно Ф сказать сумели. Ф, - звучит негромко, глухо, Нету голоса у звука. | Ф на филина похожа, Ф фонарь напомнит тоже. Ф! – надула буква щеки. Ф! и встала - руки в боки! Фу! Мы выдохнем невольно – Чем ты буква недовольна? Ф фырчит: «какая скука! Я служу глухому звуку!» * * * Федя ходит руки в боки. Значит выучил уроки. * * * Подбоченясь пляшет лихо Ф – большая щеголиха. |
В | Воет вьюга. | Зубками губу прикусим, Между ними голос пустим… Словно звук виолончели, Словно струны вдруг запели… Так над свежею листвою Веет ветерок весною! | В – буква очень важная, Воображала страшная: Грудь колесом, живот надут – Как будто нет важнее тут! * * * К единице три приставим… Что за букву мы составим? * * * На букве В объеду свет, Ведь буква В – велосипед. |
С | Течет вода из крана. Накачиваем колеса насосом. | Распластай язык пошире, Кончик – к нижним зубкам ближе. По середине языка Струйку воздуха пусти. Улыбнись и посвисти, СС С – произнеси! | Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. * * * Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. * * * Букву С писать мне просто. С как серп, кривой и острый. |
З | Звенит комарик. | Язычок широкий ниже, Кончик – к нижним зубкам ближе! И со звонким ветерком Звонко ззз произнесем. ЗЗЗ заливисто звенит, Звонко ззз в словах звучит: Зайка, зонт, звонок, загадка, Зал, значок, звезда, зарядка! | На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три. * * * З – не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка. * * * Извиваюсь словно змейка. Срисовать меня сумей-ка! * * * З загнулась как змея, Но ей не запугать меня. |
Ц | Тише, не шумите. Поет синичка. | Под скорлупкою секрет: Т – С – Т – С, - разбуди, найдешь ответ. В скорлупе щелчок, Треск – родился малышок. Т – С – Т- С, Ц - Ц – Ц – Ц. | Вот такая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок – царапка Как кошачья лапка. * * * Буква Ц –внизу крючок, Точно с краником бачок. * * * Что за хвостик на конце – На конце у буквы Ц? Этот хвостик не виляет, Комаров не отгоняет. |
Ш | Шипит сердитый гусь. Шумит ветер. Лопнуло колесо, выходит воздух. | Пусть не хвастает змея – Чашечка у нас своя, Губы трубочкой тяни, Язычок приподними, Теплый воздух пропусти, Зашипи попробуй громко, Отползай, змея, в сторонку – Ш –Ш – Ш. | Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Ё. * * * Буква Ш стремя шипами – Не хватай ее руками. |
Ж | Жук жужжит. | Ж как Ш мы произносим, Только голос в гости просим. Звонко Ж в словах жужжит, Ж как жук большой гудит: Жужелица, жук, жужжанье, Жар, жемчужина, журчанье. | Посмотри-ка: буква Ж На жук похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек. * * * Эта буква широка И похожа на жука. И при этом точно жук Издает жужжащий звук: Ж – ж – ж – ж – ж – ж! * * * Ж похожа на жука, Только не жужжит пока. |
Ч | Стрекочет сверчок. | В путь пора нам собираться, С ветерочком покачаться, Чуть прислушайся, малыш, ТЬ – Ш, ТЬ – Ш, ТЬ – Ш, Ч – Ч – Ч- Ч – Ч. | Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. * * * С арифметикой я в мире: Ч похожа на четыре. |
Щ | Кипит яичница. Чистим щеткой. | Веет свежий ветерок: Ш- Ч – Ш – Ч – Ш – Ч, Он в дороге нам помог – Щ – Щ – Щ. | На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! * * * Щ – играющий щенок. Кверху лапками он лег. * * * Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. |
Л | Летит самолет. | Узкий кончик языка Ветер, в зубы упирается. По бокам от языка Воздух пробирается. Л получится певучий, Плавный, ласковый и звучный: Ласка, лама, ландыш, лапа, Лук, луна, лужайка, лампа. | Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш. * * * Л уставилась на цаплю: «Мы похожи как две капли: Ноги длинные у цапли, Как у буквы Л, не так ли. |
Р | Заводим мотор. Тигр рычит. | РРР! – ракета рвется ввысь! РРР! – рычит сердито рысь. РРР! – рокочет ровно робот. РРР сказать и ты попробуй! РРР! – возьмемся за учебу! РРР! – язык широкий к нёбу! Язычком передним краем Вверх на дёсны нажимаем. Дунь на кончик языка, Чтоб сильнее задрожал. РРРР – раскатистый и громкий, РРР – рокочущий и звонкий! | Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет небес касаясь. * * * Буква Р – рук в кармане. Буква Р – подарок маме. |
Й | Вот И краткое, взгляни-ка. Три иголки, сверху нитка. * * * Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. | ||
Е | На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. * * * Ева гребнем причесалась- В нем три зубчик а осталось. * * * Ежи делали прически Поломали все расчески. А ежиха так старалась- Лишь три зубчик осталось. | ||
Ё | Е и Ё – родные сестры, Различить сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. * * * Е – как ель с тремя ветвями, Ё – как ёлочка с шарами. | ||
Ю | Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась ..буква Ю. | ||
Я | От яхты якорь – буква Я. Поднимем якорь – и в моря. * * * Я – бродяга с рюкзаком, Путешествую пешком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.
Основной целью предложенного практического материала является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...
Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте детей с речевой патологией....
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...