"Речь и альтернативная коммуникация" на тему: " "Чтение" графических изображений по теме "Праздники" "
план-конспект урока (9 класс)

Никонова Елена Анатольевна

Урок разработан для учащихся 9х классов «Особый ребенок», имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость. Большинство учеников неговорящие. В связи с этим ведется активная работа по обучению учащихся альтернативным способам коммуникации. Данный урок направлен на закрепление навыка использовать пиктограммы для ответа на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 25 Петроградского района           Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».

Пояснительная записка.

Урок разработан для учащихся 9х классов «Особый ребенок», имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость. Урок направлен на закрепление навыка использовать пиктограммы для ответа на вопросы.

Тема: «Чтение» графических изображений по теме «Праздники».

Тип урока: уточнение полученных знаний.

Используемые технологии и методы: здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология, игровая технология и технология разноуровнего обучения.

Цель: продолжать учить  использовать графические изображения, обозначающие праздники и их атрибуты, для ответа на вопросы учителя.

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать представления о праздниках, их атрибутах и традициях, сообщить о классификации праздников, учить соотносить праздники с датой или временем года.

Коррекционно-развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия, наглядно-образной памяти, внимания, расширение активного и пассивного словаря по теме урока, развитие связной речи.

Воспитательные: воспитывать любовь к семейным праздникам, развивать усидчивость, умение слушать педагога и сверстников. 

Оборудование: календарь, подарочная коробка, цветок, елочная игрушка, деревянное яйцо, еловая ветка, конфета, закрытые коробки с круглым отверстием в крышке, поздравительные открытки, пиктограммы: да, нет, чтение, праздник, новый год, день рождения, 8 марта, 23 февраля, Пасха, осень, зима, весна, лето, ель, елочный шар, цветок, конфета, яйцо, танцевать, слушать музыку, накрывать на стол, скатерть, подарки, гости, еда, мы, мне, у меня, мой, моя, семья, праздновать, приглашать, готовить, надевать, дарить, хорошее и плохое настроение, украшать, праздничная одежда.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент

- Начинается урок «Чтение»

Выбор пиктограммы урока.

  1. Подготовка к восприятию материала.

- О чем мы говорили на прошлой неделе? Семья очень нужна человеку.  

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

- Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники.

Сообщение темы и цели урока.

- У меня перемешались картинки. Помогите мне найти картинки с изображением праздника.

Выбор пиктограммы «семья».

Выбор пиктограммы «праздники».

Выкладывают пиктограмму какого-либо праздника на стол, а изображение, не относящееся к празднику, убирают в коробку.

  1. Основная часть

- У каждого члена семьи есть свой праздник, в который он получает поздравления от самых дорогих ему людей. В какой праздник поздравления получает только один человек?

- Свои праздники есть у бабушек и дедушек, у матерей и отцов, у детей. С каким праздником поздравляют только женщин? С каким праздником поздравляют мужчин?

- Некоторые семьи отмечают религиозные праздники, ходят в церковь. Вы знаете праздник Пасха.

- Во всем мире отмечают праздник Новый год.

 - Посмотрите на доску. Праздники, которые отмечают в одной семье, называют Семейные (Дни рождения). Другие праздники отмечают много семей (Пасха, День защитника Отечества, международный женский день (8 марта), Новый год).

- Все праздники отмечают в один день? У каждого праздника есть своя дата. Праздники отмечают в разное время года.

Учитель вешает на доску пиктограммы времен года.

- У каждого праздника есть свой символ. Давайте попробуем вспомнить, что наряжают на Новый год, что красят на Пасху, что дарят женщинам, чем угощают на день рождения.

Игра «Коробка с сюрпризом». 

- Вы должны засунуть руку в коробку, нащупать в ней какой-то предмет и показать его на картинке.  

К какому празднику относится этот предмет? (ветка ели, елочный шар – новый год, конфета – день рождения, цветок – 8 марта, яйцо – Пасха)

- Что можно подарить на любой праздник: елочную игрушку или открытку? Определите, на какой праздник дарят эту открытку.

Выдает открытки, показывает две пиктограммы праздников.

Вешают пиктограмму «день рождения» на доску слева.

Вешают пиктограммы «8 марта», «23 февраля» на доску справа.

Вешают пиктограмму «Пасха» на доску справа.

Вешают пиктограмму «Новый год» на доску справа.

Группируют изображения праздников по временам года, подходя к доске по одному.

Определяют наощупь предмет-символ, лежащий в закрытой коробке, затем показывают его графическое изображение, проверяют правильность ответа и вешают на доску картинку под пиктограммой праздника.

Выбор из двух предметов открытки. Определяют по открытке название праздника, соотносят с пиктограммой.

  1. Физ. минутка

- Во время праздников мы танцуем? Давайте встанем в хоровод. А потом скажем, на какой праздник мы поем эту песню.

Включает песню «День рождения».

Водят хоровод. После песни садятся на свои места. Показывают пиктограмму «День рождения»

  1. Закрепление материала

- Расскажите как вы празднуете свой день рождения. Я буду задавать вам вопросы, а вы вставляйте недостающие слова в предложение.

- Когда твоя семья празднует твой день рождения?

- Как вы готовитесь к этому празднику?

- Что вы делаете во время праздника?

- Что тебе дарят?

- Какое настроение у тебя в этот день?

Составляют предложение о своем дне рождения с опорой на пиктограммы или слова.

  1. Итог урока.

- О чем мы говорили на уроке?

Рефлексия.

- Вам понравился урок?

- Какой ваш самый любимый праздник?

- Какое настроение должно быть во время праздника?

Показывают соответствующую пиктограмму.


Список литературы:

1 Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /. – СПб, 2011.

2 Лазина Е., Рыскина В. Коммуникация – это не только слова. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. – СПб, 2007.

3 Шипицына. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб: СОЮЗ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

Календарно-тематическое планирование "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс СИПР

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность челов...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...