Авторские многофункциональные пособия для развития речи обучающихся младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка
Современная коррекционная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для оптимизации коррекционного процесса необходимо создание новых игр, тренажеров, имеющих полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов. В процессе поиска новых технологий были разработаны следующие многофункциональные пособия: «Волшебный куст», «Логопедическая карусель» и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторские многофункциональные пособия
для развития речи обучающихся младших классов
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Подготовила:
учитель-логопед
Казанова И.С.
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы развития и социализации детей с умственной отсталостью является использование в образовательном процессе форм, методов и технологий работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Современная коррекционная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для оптимизации коррекционного процесса необходимо создание новых игр, тренажеров, имеющих полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов.
Поэтому в своей практической деятельности учителя-логопеды используют как традиционные технологии, так и инновационные (нетрадиционные). В процессе поиска новых технологий были разработаны следующие многофункциональные пособия: «Волшебный куст», «Логопедическая карусель», «Пробки – развивалки», «Логопедический паровозик» и другие. Они вариативны, внешне привлекательны для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют формированию жизненных и академических компетенций обучающихся. Развивающие пособия — это результат практической работы учителя-логопеда. Все пособия прошли апробацию при проведении индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Многие развивающие пособия могут использовать родители или лица, их заменяющие, в домашних условиях, организуя игровую деятельность детей. Использование развивающих пособий в коррекционной работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет учителю-логопеду проводить интересные занятия, наполненные эмоциональным и творческим содержанием.
Многофункциональное пособие «Логопедическая карусель».
Данное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой доску размером 60x40см с двумя закрепленными на ней вращающимися пластмассовыми кругами диаметром 25 см каждый, расположенными друг напротив друга, и крышкой с окошком в середине, в котором видны части двух кругов, и набором сменных картонных кругов такого же диаметра.
На картонных кругах наклеены предметные картинки, относящиеся к обобщающим темам: овощи, фрукты, посуда, мебель, семья, продукты питания, игрушки, времена года, дикие животные и их детеныши, домашние животные и их детеныши, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы, транспорт, профессии, насекомые.
Данное пособие может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Цель: формировать у детей положительную мотивацию к занятиям.
Задачи:
- Развивать лексико-грамматический строй речи;
- закреплять правильное звукопроизношение;
- развивать психологическую базу речи: память, внимание;
- совершенствовать мелкую моторику.
Ребенок крутит круг слева, называя картинки, затем по заданию учителя-логопеда, он крутит правый круг, ища соответствующее изображение. В окошечке появляются две картинки друг против друга. В каждом варианте игры соблюдается аналогичный принцип ее проведения.
Варианты игр
«Большие и маленькие»
Цель: закреплять в речи названия детенышей животных и их мамы, совершенствовать навыки словообразования.
Корова-теленок;
Лошадь-жеребенок;
Свинья-поросенок;
Волчица-волчонок;
Лисица-лисенок и т.д.
«Один - много»
Цель: закреплять умение образовывать и употреблять множественное число имен существительных, множественное число имен существительных в родительном падеже:
Воробей-воробьи-много воробьев;
Сорока-сороки-много сорок;
Синица-синицы-много синиц и т.д.
«Найди домик»
Цель: закреплять знания детей о жилище животных и птиц, употреблять в речи названия жилища, учить образовывать и употреблять притяжа
тельные прилагательные; умение строить фразу из 4-х слов с предлогом в.
Медведь живет в берлоге. Белка живет в дупле. Скворец живет в скворечнике. И т.д.
И, наоборот, поменяв местами круги, получаем другой вариант данной игры.
«Берлога – это домик медведя. Чей это домик? Скажи по-другому». - «Это медвежий домик».
«Где что лежит?»
Цель: закреплять у детей навыки словоизменения, используя предлоги на, в, из, под на материале тем одежда, мебель:
Платье висит в шкафу;
Майка лежит на полке;
Кофту достали из комода т.д.
«Мы – повара»
Цель: закреплять умение словообразования: учить образовывать относительные прилагательные:
Груша – грушевое варенье, грушевый сок;
Персик – персиковое варенье, персиковый сок и т.д.
Многофункциональное пособие «Волшебный куст»
Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Это пособие представляет собой выгнутое из толстой проволоки и обтянутое крепкой прозрачной пленкой изображение куста. Веточки вырезаны из самоклеющейся бумаги и наклеены на прозрачную пленку. Данная конструкция закреплена на устойчивой подставке.
Пособие может быть использовано в ходе групповой, подгрупповой и индивидуальной работы. А также в качестве декорации при проведении развлечений, утренников, игр-драматизаций.
Формирование лексико-грамматического строя речи
Игра «Посади птичку»
Цель: закреплять названия зимующих (перелетных) птиц, закреплять умение употреблять предлоги на, с. Формировать пространственные представления.
Учитель-логопед предлагает ребенку посадить на кустик только зимующих (перелетных) птиц. Ребенок располагает картинку с изображением птички на кусте, закрепляя ее с помощью скрепок. Педагог спрашивает, куда он посадил птичку? (на кустик, на ветку)
Игра «Прятки»
Цель: дифференцировать на слух и в произношении простые и сложные предлоги (из – из-за, под – из-под). Закреплять умение строить фразу с этими предлогами.
У педагога плоскостное изображение или игрушка птицы, животного, с которой он предлагает поиграть детям в прятки. Где птичка? Что она делает?
Вариант игры. Дети комментируют действия учителя-логопеда, который выполняет действия, используя глаголы с разными приставками (подлетает, слетает, облетает, подлетает, перелетает). Затем сами выполняют действия с птичкой.
Игра «Прятки»
Цель: закреплять в речи употребление предлогов, пространственные представления (сверху, снизу, справа, слева от…)
Учитель-логопед говорит детям, что животные пришли на полянку (игрушки либо их плоскостное изображение) и будут играть в прятки. Дети закрывают глаза, педагог «прячет» игрушки. Затем предлагает «найти» животных: «Где зайка? Где медведь? Кто справа от лисы?»
Развитие фонематического восприятия
Игра «Осенние листики» (снежинки, цветочки)
В зависимости от времени года детям предлагает учитель-логопед поселить (собрать) листочки, снежинки, цветочки, на которых изображены картинки с заданным звуком.
Так же можно отрабатывать навыки чтения слогов. «Срывая» листочки, дети читают слоги.
Развитие связной речи
Данное пособие помогает детям в усвоении временных отношений. Дети производят смену декораций на кусте, символизирующих время года: разноцветные листья осенью, голые ветви и снежинки зимой, почки, маленькие зеленые листики и цветы весной, летом остаются большие зеленые листья.
«Волшебный куст» начинает рассказ о времени года, дети старшего дошкольного возраста продолжают его, устанавливая причинно-следственные связи.
В данной статье представлены лишь несколько вариантов игр. Фантазия и творческий подход поможет учителю-логопеду придумать еще много вариантов, что сделает коррекционные занятия более разнообразными и интересными.
На современном этапе работы образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья положение усугубляется тем, что меняется состав обучающихся данного вида учебного заведения. В специальную школу приходят дети с более сложной структурой дефекта, в связи с чем проблема их речевого развития, в том числе и фонематического развития (слухового восприятия, навыков звукового, слогового анализа и синтеза, слуховых дифференцировок) становится всё более актуальной как в аспекте изучения особенностей их фонематического восприятия, так и с точки зрения поиска оптимальных технологий, обеспечивающих максимальное развитие фонематической системы умственно отсталого ребёнка. И тут при подготовке наглядных пособий для логопедических занятий выступает принцип активности, заключающийся в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает.
Карточки в виде цветочков, яблок, кокосов, морковок, рыбок, снежинок, листиков для дифференциации гласных звуков, оппозиционных звуков (используется картинка) по глухости-звонкости, свистящих-шипящих. Вид карточки выбирается в соответствии с тематикой занятия. Правильность выполнения задания обучающимися контролируется самопроверкой. Тут же предлагаются варианты письменных упражнений.
Важно развивать у обучающихся интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих. Работа по развитию слухового внимания и восприятия, звукового анализа подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.
Игра «Исправь ошибки». Для этой игры были изготовлены большие карточки с картинками и надписями, не соответствующими картинкам, маленькие карточки с буквами, предметными картинками. Детям необходимо исправить ошибки, подобрать нужную букву и записать правильный вариант слова.
Вариант 2. К словам на больших карточках подобрать нужную картинку. Предложить детям придумать и записать предложение.
Игра «Вставь нужную букву». Для этой игры были изготовлены большие карточки с закрытыми окошками с картинками и надписями с пропущенной буквой. Обучающиеся читают слово, вставляя нужную букву. Самопроверку обучающиеся осуществляют, открыв окошко с картинкой. Записывают в тетрадь.
Упражнение «Букву вставляй - словарное слово называй». Данное упражнение проводится по тому же принципу. В словарные слова обучающиеся вставляют нужные буквы, соединяют их с соответствующими картинками. Также решить задачу правописания словарных слов помогает решать логопедический паровозик, оформленный по тематике.
В «Волшебный сундучок» собираем слова со звуком занятия, что развивает фонематическое представление у детей.
«Птичка-невеличка» помогает детям определять место звука в слове.
Литература:
Ельцова И. А. Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта / И. А. Ельцова, И. Н. Иванова, М. В. Лукьянова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 97-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12338/ (дата обращения: 02.11.2020).
Журнал «Логопед». №2, 2013. – с. 49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий «Весёлое развитие - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести...
Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"
В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость....
Урок «Звук [р], буква Р» («Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2)
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2...