Урок «Звук [р], буква Р» («Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2)
план-конспект урока

Попова Наталья Викторовна

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 1 кл " Звук и буква Р"117.65 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Н.В. ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Тема: «Звук [р],   буква Р».

Цель: знакомство со звуком [Р]  и буквой Р.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить со звуком [р]  и буквой р;

- формировать умение  узнавать звук [р] и букву р в словах;

Коррекционно-развивающая:

- корригировать и развивать связную речь и фонематический слух, мелкую моторику и глазомер;

Воспитывающая:

- воспитывать положительное отношение к хорошим поступкам, повышать мотивацию к обучению.  

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование и наглядность: Интерактивная доска, эл.маркеры, проектор, компьютер, презентация для ИД, программа «Буквария». Карточки для артикуляционной гимнастики, иллюстрации, в конверте схема слова, буквы подсказка-загадка, буквы и знаки звуков на магнитах, , цветные карандаши, картонные элементы букв на магнитах, палочки из фольги,  карточки для самостоятельной работы с эталоном для проверки, наборы пластмассовых букв в емкостях с крупой, пьедестал и фигурки человечков для рефлексии.

Ход:

  1. Мотивационный этап

1) Орг.момент

А) Рефлексия настроения на начало урока.

Покажи большим пальцем, какое у тебя настроение. C:\Users\1\Desktop\1280x800-thumbs_up_emoji_white_sml_1024x1024.66d.jpg

Б) Психологический настрой.

Девиз:  Мы пришли сюда учиться.

              Не лениться, а трудиться!

              Слушаем внимательно,

              Работаем старательно.

Работа с загадкой.

-Кто у нас сегодня в гостях вы должны отгадать сами.

Загадка про тигра.

1.Огромная кошка!

Вся шубка в полосках.

2. Как большая кошка он, грациозен и умён

Но не любит разных игр, полосатый грозный …

- Но наш гость очень  добрый и ласковый, потому что он ещё совсем маленький… Как вы думаете кто он?  тигрёнок.

Он очень любознательный и хочет многому научиться. Он любит играть в разные игры и выполнять развивающие задания. Вот и нам он предлагает с ним поиграть в игру «Хочу всё знать!»

Чтобы открыть первый конверт и узнать что в нём, нужно выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику.

2) Артикуляционная гимнастика

А) Упражнения на дыхание. (Используются картинки-подсказки)

Вдох через нос – выдох через рот

«Снежинка». Дети имитируют сдувание снежинки с ладошки.

 «Задуваем свечу». Дети имитируют задувание свечи

«Задуваем свечи на торте». Дети имитируют задувание свечей на торте.

Б) Упражнения для губ и языка (Используются картинки-подсказки)

а ) хоботок – лягушка  (2-3 раза)

б ) лошадка (медленно – быстро) (2-3 раза)

В) Чистоговорка (на слух)

Тигрёнок любит рычать в стихах, порычим вместе с ним. Повторяйте вместе со мной:

РА-РА-РА – все вокруг кричат «ура».

РЫ-РЫ-РЫ – надуваем мы шары.

  1. Актуализация и пробное учебное действие. 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подведение к теме урока

Повторение  изученных звуков. (вместе)

Теперь мы можем взять конверт и выполнять задания

1КОНВЕРТ задание: Узнайте, как меня зовут!

Выполняйте задания и получайте  подсказки

- Как же зовут нашего гостя?

- А узнать имя вам помогут знания, полученные на прошлых уроках.

Задание 1

-Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы говорим и слышим. Буквы видим, читаем и пишем.)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Назови  согласные звуки? [м, с, х,….]

- Почему их относят к согласным? (Произносятся с трудом, встречается преграда)

- Каким цветом обозначаем согласные звуки? (Синим)

- Назови  гласные звуки? [а, у, о, ы.]

- Почему их относят к гласным? Произносятся легко, свободно, поются)

- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным)

1-я подсказка буква О (карточка с буквой на магните)

Задание 2

Конверт  для  ученика1

Данил: Назови предметы на картинках. (АРБУЗ, ШАР, СЫР)

Какой первый  звук в этих словах

2-я подсказка буква М (карточка с буквой на магните)

Задание  с Данилом ВМЕСТЕ с учителем

Словарная работа: (вывешиваем на доску)

Наш гость  тигрёнок, но  когда  он вырастет, то станет взрослым тигром. А что вы знаете об этом животном? Глеб нам это прочитает.

Конверт для ученика2

Глеб:

«Тигр – это хищник.

 Хищник - это животное, которое охотится на других животных».

3-я подсказка буква А (карточка с буквой на магните)

-Глеб умеет читать,  и он справится со своим заданием

Глеб:  Тигр – это хищник.

Учитель: - А что значит слово «хищник»

Глеб:  Хищник это животное, которое охотится на других животных.

Учитель:

  1. Локализации индивидуальных затруднений                                    (Выявление места и причины затруднений)

        Работа со схемой слова.

Задание 3

- Чтобы узнать имя надо его сложить из букв. 4-я подсказка  СХЕМА

У нас есть схема и буквы. (На доску вывешивается схема слова и буквы о,м,а. (Составляем слог –ома или амо, Делается акцент на то, что в имени первая буква большая.)

  -Ой, беда, одна буква в имени потерялась!  Но схема нам подсказывает, что звук обозначается синим  цветом. А какие звуки мы обозначаем синим цветом? (согласные)

- Значит и буква будет согласная!

-Какие согласные мы знаем? (м с х н ш)

-Проверьте, может быть, они подходят? (Дети подставляют изученные гласные буквы, читают получившиеся слова, убеждаются, что нет таких имен.)

Определение нового звука        

- Здесь еще одна подсказка

Чтобы букву отгадать

Надо новый звук узнать.

этот звук есть в словах-картинках с которыми вы уже работали сегодня

(АРБУЗ, ШАР, СЫР) какой одинаковый звук в этих словах?

Какой последний звук в словах  ШАР, СЫР, ТИГР ?

Звук [Р]- проверяем гласный он или согласный (препятствие ), каким цветом,

 попробуем подставить звук Р в схему слова.

ПЕРЕСТАВЛЯЕМ БУКВЫ А и О если нужно. Получаем имя РОМА

Так как зовут нашего тигрёнка?

Мы справились с заданием тигренка?

Что мы сейчас делали?

  1. Построение проекта.

     Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

-Что нам нужно сделать, чтобы записать имя нашего тигренка?  (Выучить букву Р)

Определение темы и целей урока.

-Как вы думаете, какая будет тема урока сегодня? (Звук[р], буква р)

- И чему же мы будем учиться?(Ответы детей)

- Мы выучим новую букву и тогда сможем составить имя нашего гостя.

- А как  мы сегодня будем работать со звуком [р] и буквой Р.

- Должны будем познакомиться с буквой Р.

- Будем учиться узнавать эту букву.

- Будем находить её в словах,

 - Научимся конструировать букву Р

- Ребята, а для чего нам нужно выучить эту букву? (чтобы научиться читать новые слова)

  1. Реализация построенного проекта.

(Новый материал)

- Какое сейчас время года? (Зима)

-Какой главный праздник зимы? (Новый год)

- Как все готовятся к Новому году? ( Украшают дома, ставят и наряжают елку, шьют костюмы для карнавала, готовят друг другу подарки)

- Вот и у нас тоже есть елка? Её принес тигрёнок.

2КОНВЕРТ задание:

Украсьте ёлку игрушками.

Выполняйте  задания, получайте игрушку, украшайте ёлочку.

ФИЗМИНУТКА

Но сначала физминутка  «А ну-ка, повтори!» нужно  правильно повторить все движения за тигренком 

Спинку выгнул наш тигрёнок,
Потянулся он спросонок.
Лапки вверх и лапки вниз,
Приседай, не ленись!

1-е задание «Представление буквы»

  -Назовите новый звук, который мы узнали сегодня. [р]

-Какой он гласный или согласный. ? Почему? (Это согласный, он произносится с трудом)

Ставим на доске синий квадрат.

-Давайте рассмотрим букву, которой обозначим этот звук. Кто напомнит, как называется буква? (р)

-Может быть кто-то из вас уже видел и знает как выглядит буква Р? Покажите в алфавите.

-На что похожа буква Р?

(Ответы детей. Картинки, презентация)

   Буква Р на мачте парус , вдаль плывет небес касаясь

 Дорисовать  картинку красками на заготовке

Украшаем елочку

2-е задание  «Конструирование буквы»

--Из каких элементов состоит буква ? (одна прямая палочка и дуга справа)

  • Соберите букву из фольги
  • Конструируем на ИД в программе «Буквария»        

        

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

        3-е задание « Конструирование из бумаги »

Из каких элементов состоит буква Р?

  • Соберите  из полосок цветной бумаги на магнитах на доске.
  • Соберите на парте из картона

Украшаем елочку

4-е задание « Звуки и буквы»  Задания в программе «Буквария» на ИД

Выдели звук [р] в словах названиях картинок,  найди  и отметь букву Р в словах. (На ИД в программе «Буквария»)

5-е задание  Игра «Поймай звук»

 Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [р].        

Слова: стол, игра, рыба, дом, игрушки, слон, хор, тетрадь. 

- Какой звук находили в словах?

- Какой это звук гласный или согласный? Почему?

Украшаем елочку

7-е задание  «Найди букву»

 Инструкция: В емкости с крупой надо на ощупь найти только букву Р среди других букв.

- Какую букву находили?

- Какой  звук обозначает эта буква  гласный или согласный? Почему?

Тот, кто нашёл, клеит шар на елочку. Украшаем елочку

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.)Инструкция: Найди и обведи букву синим  маркером на листочках. Проверь себя. (Сверка с образцом)

А м о т С р у Ур

 О Р л К н к р Р р

 ы а У р х ш р М

2.)Инструкция: Возьми только тот предмет, в названии которого есть  звук [р]

Тетрадь ручка книга фломастер линейка  карандаш

Украшаем елочку

  1. Включение в систему знаний и повторения.

-   С каким звуком познакомились? [р]

- Гласный или согласный это звук? Почему?

- Какой буквой обозначается звук [р]?

- Из каких элементов состоит буква Р?

             Работа по учебнику

 Букварь (Данил)

Индивидуальное  Глеб

  1. Составь и прочитай слоги (ар, ор, ур, ыр)
  2. Прочитай слова и подбери картинку.
  3. Словарная работа  

Сор                  хор

Словарная работа  

Сор – это мусор, любые отходы человеческой   деятельности.

Хор- музыкальный  ансамбль, 

состоящий  из певцов. 

Украшаем елочку

  1. Рефлексия УД на уроке

Подведение итога урока.

-Какой был девиз урока? (Повторяем)

-Чему вы учились?

- Как вы трудились?

- Что нового узнали?

- Кому помогали?

За то что вы так старались и помогли тигренку украсить елку, выполнили очень много заданий, выучили новый звук и букву вы получаете подарок от Ромы новогоднюю раскраску-календарь. Ведь символ нового 2022 года - тигр.

- Вы довольны своей работой?        

Оцените свое состояние во время урока.

Веселый мальчик – если было на уроке интересно.

Грустный мальчик -  если было неинтересно.

Оцените свою работу на уроке.

1место – я справился со всеми заданиями сам

2место – я старался справляться с заданиями сам, но иногда мне немножко помогали.

3место – я у меня ничего не получалось, как бы я ни старался и мне весь урок помогали.C:\Users\1\Desktop\1280x800-thumbs_up_emoji_white_sml_1024x1024.66d.jpg

- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите большим пальцем.

1КОНВЕРТ задание:

Узнайте,  как меня зовут!

Выполняй задания и получай подсказки.

2 КОНВЕРТ задание:

Нарядите ёлочку!

Выполняйте  задания, получайте игрушку,    украшайте ёлочку.

Сор  – это мусор, любые отходы человеческой   деятельности.

Хор - музыкальный  ансамбль,  состоящий  из певцов.

Тигр – это хищник.

Хищник - это животное, которое охотится на других животных.

                   

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/5346238/img_id1191548206104923048.jpeg/orig 

https://polinka.top/uploads/posts/2023-06/1685595269_polinka-top-p-krasnii-sharik-kartinka-dlya-detei-krasivo-57.jpg 

               

https://resources.cdn-kaspi.kz/shop/medias/sys_master/images/images/hca/ha4/47607112302622/dobryj-an-syrnyj-produkt-gollandskij-45-300-g-103086838-1.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/мусорный-бак-30463554.jpg 

   

https://balashiha.ru/files/image/27/82/48/lg!6pm.jpeg 

https://www.seekpng.com/png/detail/763-7634373_baby-tiger-tigre-life-autocollant-tigres-de-caricatura.png 

шар     сор

хор      сыр

https://media.baamboozle.com/uploads/images/143150/1605502798_81344 

https://flyclipart.com/thumb2/kid-picking-up-trash-dibujos-kid-picks-clip-art-255575.png 

Р    о

 м  а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Данная программа предназначена для коррекционно-логопедичес...