Урок «Звук [р], буква Р» («Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2)
план-конспект урока
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 1 кл " Звук и буква Р" | 117.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Н.В. ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Тема: «Звук [р], буква Р».
Цель: знакомство со звуком [Р] и буквой Р.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить со звуком [р] и буквой р;
- формировать умение узнавать звук [р] и букву р в словах;
Коррекционно-развивающая:
- корригировать и развивать связную речь и фонематический слух, мелкую моторику и глазомер;
Воспитывающая:
- воспитывать положительное отношение к хорошим поступкам, повышать мотивацию к обучению.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Оборудование и наглядность: Интерактивная доска, эл.маркеры, проектор, компьютер, презентация для ИД, программа «Буквария». Карточки для артикуляционной гимнастики, иллюстрации, в конверте схема слова, буквы подсказка-загадка, буквы и знаки звуков на магнитах, , цветные карандаши, картонные элементы букв на магнитах, палочки из фольги, карточки для самостоятельной работы с эталоном для проверки, наборы пластмассовых букв в емкостях с крупой, пьедестал и фигурки человечков для рефлексии.
Ход:
- Мотивационный этап
1) Орг.момент
А) Рефлексия настроения на начало урока.
Покажи большим пальцем, какое у тебя настроение.
Б) Психологический настрой.
Девиз: Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться!
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Работа с загадкой.
-Кто у нас сегодня в гостях вы должны отгадать сами.
Загадка про тигра.
1.Огромная кошка!
Вся шубка в полосках.
2. Как большая кошка он, грациозен и умён
Но не любит разных игр, полосатый грозный …
- Но наш гость очень добрый и ласковый, потому что он ещё совсем маленький… Как вы думаете кто он? тигрёнок.
Он очень любознательный и хочет многому научиться. Он любит играть в разные игры и выполнять развивающие задания. Вот и нам он предлагает с ним поиграть в игру «Хочу всё знать!»
Чтобы открыть первый конверт и узнать что в нём, нужно выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику.
2) Артикуляционная гимнастика
А) Упражнения на дыхание. (Используются картинки-подсказки)
Вдох через нос – выдох через рот
«Снежинка». Дети имитируют сдувание снежинки с ладошки.
«Задуваем свечу». Дети имитируют задувание свечи
«Задуваем свечи на торте». Дети имитируют задувание свечей на торте.
Б) Упражнения для губ и языка (Используются картинки-подсказки)
а ) хоботок – лягушка (2-3 раза)
б ) лошадка (медленно – быстро) (2-3 раза)
В) Чистоговорка (на слух)
Тигрёнок любит рычать в стихах, порычим вместе с ним. Повторяйте вместе со мной:
РА-РА-РА – все вокруг кричат «ура».
РЫ-РЫ-РЫ – надуваем мы шары.
- Актуализация и пробное учебное действие.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Подведение к теме урока
Повторение изученных звуков. (вместе)
Теперь мы можем взять конверт и выполнять задания
1КОНВЕРТ задание: Узнайте, как меня зовут!
Выполняйте задания и получайте подсказки
- Как же зовут нашего гостя?
- А узнать имя вам помогут знания, полученные на прошлых уроках.
Задание 1
-Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы говорим и слышим. Буквы видим, читаем и пишем.)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Назови согласные звуки? [м, с, х,….]
- Почему их относят к согласным? (Произносятся с трудом, встречается преграда)
- Каким цветом обозначаем согласные звуки? (Синим)
- Назови гласные звуки? [а, у, о, ы.]
- Почему их относят к гласным? Произносятся легко, свободно, поются)
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным)
1-я подсказка буква О (карточка с буквой на магните)
Задание 2
Конверт для ученика1 Данил: Назови предметы на картинках. (АРБУЗ, ШАР, СЫР) Какой первый звук в этих словах 2-я подсказка буква М (карточка с буквой на магните) Задание с Данилом ВМЕСТЕ с учителем | Словарная работа: (вывешиваем на доску) Наш гость тигрёнок, но когда он вырастет, то станет взрослым тигром. А что вы знаете об этом животном? Глеб нам это прочитает. Конверт для ученика2 Глеб: «Тигр – это хищник. Хищник - это животное, которое охотится на других животных». 3-я подсказка буква А (карточка с буквой на магните) |
-Глеб умеет читать, и он справится со своим заданием
Глеб: Тигр – это хищник.
Учитель: - А что значит слово «хищник»
Глеб: Хищник это животное, которое охотится на других животных.
Учитель:
- Локализации индивидуальных затруднений (Выявление места и причины затруднений)
Работа со схемой слова.
Задание 3
- Чтобы узнать имя надо его сложить из букв. 4-я подсказка СХЕМА
У нас есть схема и буквы. (На доску вывешивается схема слова и буквы о,м,а. (Составляем слог –ома или амо, Делается акцент на то, что в имени первая буква большая.)
-Ой, беда, одна буква в имени потерялась! Но схема нам подсказывает, что звук обозначается синим цветом. А какие звуки мы обозначаем синим цветом? (согласные)
- Значит и буква будет согласная!
-Какие согласные мы знаем? (м с х н ш)
-Проверьте, может быть, они подходят? (Дети подставляют изученные гласные буквы, читают получившиеся слова, убеждаются, что нет таких имен.)
Определение нового звука
- Здесь еще одна подсказка
Чтобы букву отгадать
Надо новый звук узнать.
этот звук есть в словах-картинках с которыми вы уже работали сегодня
(АРБУЗ, ШАР, СЫР) какой одинаковый звук в этих словах?
Какой последний звук в словах ШАР, СЫР, ТИГР ?
Звук [Р]- проверяем гласный он или согласный (препятствие ), каким цветом,
попробуем подставить звук Р в схему слова.
ПЕРЕСТАВЛЯЕМ БУКВЫ А и О если нужно. Получаем имя РОМА
Так как зовут нашего тигрёнка?
Мы справились с заданием тигренка?
Что мы сейчас делали?
- Построение проекта.
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
-Что нам нужно сделать, чтобы записать имя нашего тигренка? (Выучить букву Р)
Определение темы и целей урока.
-Как вы думаете, какая будет тема урока сегодня? (Звук[р], буква р)
- И чему же мы будем учиться?(Ответы детей)
- Мы выучим новую букву и тогда сможем составить имя нашего гостя.
- А как мы сегодня будем работать со звуком [р] и буквой Р.
- Должны будем познакомиться с буквой Р.
- Будем учиться узнавать эту букву.
- Будем находить её в словах,
- Научимся конструировать букву Р
- Ребята, а для чего нам нужно выучить эту букву? (чтобы научиться читать новые слова)
- Реализация построенного проекта.
(Новый материал)
- Какое сейчас время года? (Зима)
-Какой главный праздник зимы? (Новый год)
- Как все готовятся к Новому году? ( Украшают дома, ставят и наряжают елку, шьют костюмы для карнавала, готовят друг другу подарки)
- Вот и у нас тоже есть елка? Её принес тигрёнок.
2КОНВЕРТ задание:
Украсьте ёлку игрушками.
Выполняйте задания, получайте игрушку, украшайте ёлочку.
ФИЗМИНУТКА
Но сначала физминутка «А ну-ка, повтори!» нужно правильно повторить все движения за тигренком
Спинку выгнул наш тигрёнок,
Потянулся он спросонок.
Лапки вверх и лапки вниз,
Приседай, не ленись!
1-е задание «Представление буквы»
-Назовите новый звук, который мы узнали сегодня. [р]
-Какой он гласный или согласный. ? Почему? (Это согласный, он произносится с трудом)
Ставим на доске синий квадрат.
-Давайте рассмотрим букву, которой обозначим этот звук. Кто напомнит, как называется буква? (р)
-Может быть кто-то из вас уже видел и знает как выглядит буква Р? Покажите в алфавите.
-На что похожа буква Р?
(Ответы детей. Картинки, презентация)
Буква Р на мачте парус , вдаль плывет небес касаясь
Дорисовать картинку красками на заготовке
Украшаем елочку
2-е задание «Конструирование буквы»
--Из каких элементов состоит буква ? (одна прямая палочка и дуга справа)
- Соберите букву из фольги
- Конструируем на ИД в программе «Буквария»
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
3-е задание « Конструирование из бумаги »
Из каких элементов состоит буква Р?
- Соберите из полосок цветной бумаги на магнитах на доске.
- Соберите на парте из картона
Украшаем елочку
4-е задание « Звуки и буквы» Задания в программе «Буквария» на ИД
Выдели звук [р] в словах названиях картинок, найди и отметь букву Р в словах. (На ИД в программе «Буквария»)
5-е задание Игра «Поймай звук»
Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [р].
Слова: стол, игра, рыба, дом, игрушки, слон, хор, тетрадь.
- Какой звук находили в словах?
- Какой это звук гласный или согласный? Почему?
Украшаем елочку
7-е задание «Найди букву»
Инструкция: В емкости с крупой надо на ощупь найти только букву Р среди других букв.
- Какую букву находили?
- Какой звук обозначает эта буква гласный или согласный? Почему?
Тот, кто нашёл, клеит шар на елочку. Украшаем елочку
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1.)Инструкция: Найди и обведи букву синим маркером на листочках. Проверь себя. (Сверка с образцом)
А м о т С р у Ур
О Р л К н к р Р р
ы а У р х ш р М
2.)Инструкция: Возьми только тот предмет, в названии которого есть звук [р]
Тетрадь ручка книга фломастер линейка карандаш
Украшаем елочку
- Включение в систему знаний и повторения.
- С каким звуком познакомились? [р]
- Гласный или согласный это звук? Почему?
- Какой буквой обозначается звук [р]?
- Из каких элементов состоит буква Р?
Работа по учебнику
Букварь (Данил) | Индивидуальное Глеб |
Сор хор | Словарная работа Сор – это мусор, любые отходы человеческой деятельности. Хор- музыкальный ансамбль, состоящий из певцов. |
Украшаем елочку
- Рефлексия УД на уроке
Подведение итога урока.
-Какой был девиз урока? (Повторяем)
-Чему вы учились?
- Как вы трудились?
- Что нового узнали?
- Кому помогали?
За то что вы так старались и помогли тигренку украсить елку, выполнили очень много заданий, выучили новый звук и букву вы получаете подарок от Ромы новогоднюю раскраску-календарь. Ведь символ нового 2022 года - тигр.
- Вы довольны своей работой?
Оцените свое состояние во время урока.
Веселый мальчик – если было на уроке интересно.
Грустный мальчик - если было неинтересно.
Оцените свою работу на уроке.
1место – я справился со всеми заданиями сам
2место – я старался справляться с заданиями сам, но иногда мне немножко помогали.
3место – я у меня ничего не получалось, как бы я ни старался и мне весь урок помогали.
- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите большим пальцем.
1КОНВЕРТ задание:
Узнайте, как меня зовут!
Выполняй задания и получай подсказки.
2 КОНВЕРТ задание:
Нарядите ёлочку!
Выполняйте задания, получайте игрушку, украшайте ёлочку.
Сор – это мусор, любые отходы человеческой деятельности.
Хор - музыкальный ансамбль, состоящий из певцов.
Тигр – это хищник.
Хищник - это животное, которое охотится на других животных.
https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/5346238/img_id1191548206104923048.jpeg/orig
https://thumbs.dreamstime.com/b/мусорный-бак-30463554.jpg
https://balashiha.ru/files/image/27/82/48/lg!6pm.jpeg
шар сор
хор сыр
https://media.baamboozle.com/uploads/images/143150/1605502798_81344
https://flyclipart.com/thumb2/kid-picking-up-trash-dibujos-kid-picks-clip-art-255575.png
Р о
м а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Данная программа предназначена для коррекционно-логопедичес...