Проект "В семье особый ребенок"
проект

Для детей с ТМНР и их родителей (законных представителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного проекта

  1. Наименование проекта организации-соискателя.  

Проект «В семье особый ребёнок» для детей с ТМНР  и их родителей (законных представителей)

  1. Период реализации проекта. 2021-2022 учебный год.

3. Актуальность и проблема, на решение которой направлен проект.

В настоящее время в России количество детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) увеличивается с каждым годом. Это дети-инвалиды. Так, по данным Росстата в 2016 году их было 617 тыс., в 2017 году — 636 тыс., в 2018 году — 651 тыс., в 2019 году – 670 тыс. человек.

Из-за ограниченности контактов детей с окружающим миром неизмеримо возрастает роль семьи. На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями обучающихся уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ТМНР и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития требует психолого-педагогической поддержки их семей. Реакции родителей на диагноз ребенка весьма индивидуальны и могут отличаться силой и характером проявлений, но вместе с тем в состоянии родителей есть и существенное сходство. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Семейный стресс, вызванный тяжелой болезнью ребенка, усугубляется и другими причинами. Это и уменьшение бюджета семьи, так как часто один из родителей вынужден оставить работу. В связи с этим нарушаются  социальные связи и контакты. У всех родителей наблюдается повышенная ранимость и впечатлительность, высокая тревожность, болезненное самолюбие. Отмечается личная дисгармония, потребность в самореализации, трудности в социальной адаптации, стремление к сотрудничеству и поиску признания. Одной из проблем является проблема общения ребёнка с ТМНР с родителями. Часто взаимодействие родителей с тяжелобольным ребенком строится по типу гиперпротекции и воспитания в «культе болезни». В первом случае характерным является чрезмерная опека родителей больного ребенка, строгий контроль и наличие системы запретов, когда ребенок освобождается от ряда обязанностей и лишен возможности самостоятельно действовать. Воспитание в культе болезни отличается тем, что все родительское внимание сосредоточено на болезни, и ребенок считает, что болезнь дает ему особые права, и все должны идти ему навстречу, выполняя любые его желания. Часто родители ребенка с ТМНР слишком сосредоточены на симптомах болезни, опасаясь ухудшения состояния, и совершенно забывают о том, что их ребенок личность: он уникален и замечателен. В ситуации болезни ребенка часто приходится сталкиваться с проблемой неполной семьи (как правило, есть только мать). Особенностью родителей детей с ТМНР является их повышенная тревожность, связанная с будущим. Она включает тревогу за здоровье больного ребенка, здорового ребенка в семье, их собственного здоровья, а также чувство страха за завтрашний день. Часто их взгляды пессимистичны, они затрудняются представить свое будущее. Для многих родителей детей с ТМНР характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребёнку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Задача педагогов – помочь родителям в поиске более конструктивных тактик взаимодействия с ребенком, способствующих его развитию. Необходимо помочь родителям принять ситуацию и ребёнка такими, какие они есть. Многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ТМНР нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняется психологический климат семьи. При работе с такими родителями важно нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.

Цель и задачи проекта.

Коррекция детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ТМНР, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

Задачи:

  1. Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
  2. Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
  3. Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
  4. Создание развивающей среды, способствующей формированию опыта общения с акцентом на возможность проявления ребенком личной инициативы и способностей.
  5. Разработка методических рекомендаций, информационных буклетов, памяток для родителей по вопросам воспитания и развития детей с ТМНР с акцентом на взаимодействие с детьми через различные виды деятельности.

Целевая аудитория: родители детей с ТМНР и дети младшего школьного возраста с ТМНР. Срок реализации: 2021-2022 учебный год.

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 7 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в месяц по 40 минут

  1. Обоснование значимости проекта для развития системы образования:

– инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта); Сегодня в приоритете - вопросы семейного воспитания и родительского просвещения. Особого внимания требуют категории семей с детьми с ТМНР,

ведь от того, насколько взрослые и дети включены в практики взаимопомощи, преодоления стереотипов и защиты человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной сплоченности в обществе. Проект направлен на оказание эффективной комплексной поддержки семьям, воспитывающим детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, детей-инвалидов, повышает педагогическую грамотность родителей, информирует их о возможностях образовательного процесса, разнообразных формах педагогической и социальной помощи. Родители знакомятся с положительным опытом обучения и воспитания детей-инвалидов на примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной адаптации и интеграции ребенка в общество, активно включаются в процесс абилитации и становления личности своего ребёнка. Проект помогает детям с ТМНР и их семьям выйти из изоляции. Дети  получают возможность общаться со сверстниками и проводят время с пользой, приобретают новые творческие навыки и учатся работать в команде, их жизнь становится более интересной и полной. Родители получают компетенции для эффективного взаимодействия с детьми и психологическую поддержку.

– практическая значимость (реализуемость) проекта (реальность достижения целей и результатов проекта); 

1.     В результате реализации проекта  оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь детям с ТМНР (с  тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью, аутизмом, детям с нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта). В результате у детей активно формируются  коммуникативные навыки, элементарные навыки познавательной деятельности и двигательной  активности, проявляется  личная инициатива и способности, что способствует повышению качества образования.

2.       Созданы условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания детей с ТМНР.

3. Выполнен запрос родительской общественности  на предоставление психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ТМНР.

4.     Сформировано грамотное родительское сообщество. Удовлетворены потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей.

– корреляция проекта с целями и стратегическими задачами, предусмотренными федеральными, региональными и муниципальными проектами в сфере образования;

Национальный проект "Образование 2019-2024"

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"

Целью регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" является создание в Хабаровском крае условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе раннего развития детей в возрасте до трех лет. К 2024 году родителям будет оказано не менее 30 тыс. услуг психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

– иная информация, характеризующая значимость проекта. 

 Проект является логичным продолжением работы школы над проектами «Семейная гостиная» и «Особая забота», где специалисты службы сопровождения консультационного центра оказывают эффективную поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, повышают педагогическую грамотность родителей, информируют их о возможностях образовательного процесса, разнообразных формах педагогической и социальной помощи.

  1. Программа реализации проекта:

№ п/п

Перечень мероприятий

Содержание мероприятия, методы деятельности

Сроки реализации

Прогнозируемые результаты реализации мероприятия

1 этап

Задача этапа: проведение диагностики детей и родителей

Диагностические мероприятия для родителей

1.

Опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ)

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Выявление нарушений процесса воспитания

2.

Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком»

Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком 

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя

3.

Выполнение проективной методики «Семейная социограмма»

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Получение информации о межличностных семейных отношениях

Диагностические мероприятия для детей

4.

Выполнение кинетического рисунка семьи

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка

5.

Выполнение проективной методики «Семейная социограмма»

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений

6.

Заполнение психологом бланка коммуникативных навыков ребенка

Индивидуальная беседа

Октябрь 2021

Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка

2 этап

Задача этапа: проведение практических занятий для детей и их родителей

1.

Занятие № 1

1. Разминка

Упражнение «Ласковое имя»

Упражнение «Меняемся местами»

2. Основная часть Упражнение «Неожиданные картинки» Упражнение «Найди себе пару» Упражнение «Тень» 3.Завершение группы. Обратная связь

Ноябрь 2021

Смягчение эмоционального дискомфорта;

повышение уровня доверия между участниками; сотрудничество родителя и ребенка;

сплочение

2.

Занятие № 2

1. Разминка Упражнение «3 качества» Упражнение «Построение».

2. Основная часть

Упражнение «Мостик»

Упражнение «Что говорит тебе кукла?»

3. Завершение группы. Упражнение «Волшебная палочка»

Декабрь 2021

Повышение групповой сплоченности.

Обучение родителей и детей навыкам партнерства.

3.

Занятие № 3

1. Разминка

Упражнение «Зеркало» Упражнение «Скажи мне мой секрет».

2. Основная часть Упражнение «Двое с одним фломастером» Упражнение «Слепое слушание»

Упражнение «Доверие»

3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи

Январь 2022

Появится потребность в социальном контакте

Сотрудничество родителя и ребенка.

Развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата

4.

Занятие № 4

1. Разминка

Упражнение «Танец лавота»

Упражнение «Комплименты»

2. Основная часть Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Мне нравится»

Упражнение «Каракули».

3. Завершение группы. Упражнение «Поход»

Февраль 2022

Достижение взаимопонимания между родителем и ребенком, сплочение

5.

Занятие № 5

1. Разминка

Упражнение «Что можно сделать с предметом» Упражнение «Домик». 2. Основная часть. Упражнение «Семейные заповеди»

Упражнение « Коллаж семьи».

Упражнение «Репортер». 3. Завершение группы

Март 2022

Повышение компетенции родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Сотрудничество родителя и ребенка, изучение семейных традиций, межличностных отношений, сплочение

6.

Занятие № 6

1. Разминка

Упражнение «Угадай» Упражнение «Охота на тигра»

2. Основная часть Упражнение «Кинематограф».

3. Завершение группы. Упражнение «Покрывало»

Апрель 2022

Сотрудничество родителя и ребенка. Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми. Появится потребность в социальном контакте

7.

Занятие № 7

Завершение группы. 1.Разминка.

Упражнение «Если бы…»

2. Основная часть

Игра Хорна

3. Диагностическая часть.

4. Завершение группы. Подведение итогов, награждение грамотами

Май 2022

Улучшение взаимопонимания между родителями и детьми. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий.

  1. Кадровое обеспечение реализации проекта:

№ п/п

ФИО специалиста

Место работы, должность, ученая

степень, ученое

звание специалиста

(при наличии)

Функции специалиста

в рамках реализации

проекта

1.

Ушакова Р. Н.

КГКОУ ШИ 9, учитель

Планирование и организация проекта, контроль за реализацией проекта, проведение практических занятий

2.

Жаркая М. С.

КГКОУ ШИ 9, тьютор

Помощь в проведении практических занятий, организация обучающихся

3.

Боднар Т. Н.

КГКОУ ШИ 9, педагог-психолог

Проведение диагностических мероприятий для детей и их родителей, проведение практических занятий

  1. Возможные риски при реализации проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления:

Потенциальные риски

Варианты их преодоления

Пассивность родителей (законных представителей) в вопросах образования детей с ОВЗ

Повышение родительской компетенции в вопросах образования их детей

Психологическая неготовность родителей и обучающихся к взаимодействию с другими участниками проекта

Формирование психологической готовности родителей и детей к коллективному взаимодействию

Отсутствие мотивации у педагогических работников

Стимулирование педагогов

  1. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта. (при наличии) 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/v_seme_osobij_rebyonok_150742.html

  1. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта. 

Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности  по  данному  направлению может  быть  рекомендован  для работы в других  образовательных учреждениях.

Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта на сайте школы,  публикации в сети Интернет.

Диссеминация опыта работы на мероприятиях различного уровня (краевого, муниципального), презентация результатов работы.

  1. Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.

В результате реализации проекта ожидается положительная динамика в оценке родителями своих взаимоотношений с детьми, сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка. На заключительной встрече родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму,  выполняют кинетический рисунок семьи. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по трехбалльной шкале. Эффективность измеряется по качественному анализу рисуночных проб, положительной динамике в оценке родителей своих взаимоотношений с детьми, повышению коммуникативных навыков детей. Кроме того, важным показателем эффективности реализации проекта являются личные отзывы родителей – участников проекта. Своевременное оказание необходимой психологической помощи семье  позволяет позитивно оценивать ребенка, улучшить его развитие и находить способы адекватной компенсации имеющихся нарушений развития. Реализация  инновационного проекта оказывает положительное влияние на качество образовательного и коррекционно-развивающего процессов, обеспечивает признание особенностей и равные права всех детей на получение качественного образования, способствует развитию толерантного отношения, взаимопомощи, навыков взаимодействия всех участников образовательного процесса, повышает конкурентоспособность образовательного учреждения.

  1. Ссылки на иные материалы, презентующие проект организации-соискателя (видеоролик, презентации, публикации и др.) при их наличии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если в семье растет" особый" ребенок

В данной статье представлены рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Поможет правильно соориентироваться в воспитании и обучении особых детей....

В семье особый ребенок

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей...

«Особый ребенок в семье».

laquo;Особый ребенок в семье»....

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим особого ребенка

Статья описывает цели, задачи, принципы и подходы при взаимодействии педагога, психолога, организующего работу с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии....

Использование «Метода трех вопросов» с семьей «особого ребенка» в период дистанционного обучения

Описание использования «Метода трех вопросов» с семьей «особого ребенка» в период дистанционного обучения (из опыта работы)...

Принятие «особого ребенка» в семье, стадии принятия

Каждый родитель особого ребенка проходит нсколько этапов принятия ситуации: отрицание, гнев, депресия, принятие ситуации и готовность помогать своему ребенку и любить его таким, какой он есть...

Семья с "особым ребенком"

В памяте дается описание стадий принятия информции родителями "особого" ребенка и рекомендации, что  с этим делать....