Проект "В семье особый ребенок"
проект
Для детей с ТМНР и их родителей (законных представителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание инновационного проекта
- Наименование проекта организации-соискателя.
Проект «В семье особый ребёнок» для детей с ТМНР и их родителей (законных представителей)
- Период реализации проекта. 2021-2022 учебный год.
3. Актуальность и проблема, на решение которой направлен проект.
В настоящее время в России количество детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) увеличивается с каждым годом. Это дети-инвалиды. Так, по данным Росстата в 2016 году их было 617 тыс., в 2017 году — 636 тыс., в 2018 году — 651 тыс., в 2019 году – 670 тыс. человек.
Из-за ограниченности контактов детей с окружающим миром неизмеримо возрастает роль семьи. На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями обучающихся уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ТМНР и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития требует психолого-педагогической поддержки их семей. Реакции родителей на диагноз ребенка весьма индивидуальны и могут отличаться силой и характером проявлений, но вместе с тем в состоянии родителей есть и существенное сходство. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Семейный стресс, вызванный тяжелой болезнью ребенка, усугубляется и другими причинами. Это и уменьшение бюджета семьи, так как часто один из родителей вынужден оставить работу. В связи с этим нарушаются социальные связи и контакты. У всех родителей наблюдается повышенная ранимость и впечатлительность, высокая тревожность, болезненное самолюбие. Отмечается личная дисгармония, потребность в самореализации, трудности в социальной адаптации, стремление к сотрудничеству и поиску признания. Одной из проблем является проблема общения ребёнка с ТМНР с родителями. Часто взаимодействие родителей с тяжелобольным ребенком строится по типу гиперпротекции и воспитания в «культе болезни». В первом случае характерным является чрезмерная опека родителей больного ребенка, строгий контроль и наличие системы запретов, когда ребенок освобождается от ряда обязанностей и лишен возможности самостоятельно действовать. Воспитание в культе болезни отличается тем, что все родительское внимание сосредоточено на болезни, и ребенок считает, что болезнь дает ему особые права, и все должны идти ему навстречу, выполняя любые его желания. Часто родители ребенка с ТМНР слишком сосредоточены на симптомах болезни, опасаясь ухудшения состояния, и совершенно забывают о том, что их ребенок личность: он уникален и замечателен. В ситуации болезни ребенка часто приходится сталкиваться с проблемой неполной семьи (как правило, есть только мать). Особенностью родителей детей с ТМНР является их повышенная тревожность, связанная с будущим. Она включает тревогу за здоровье больного ребенка, здорового ребенка в семье, их собственного здоровья, а также чувство страха за завтрашний день. Часто их взгляды пессимистичны, они затрудняются представить свое будущее. Для многих родителей детей с ТМНР характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребёнку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Задача педагогов – помочь родителям в поиске более конструктивных тактик взаимодействия с ребенком, способствующих его развитию. Необходимо помочь родителям принять ситуацию и ребёнка такими, какие они есть. Многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ТМНР нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняется психологический климат семьи. При работе с такими родителями важно нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.
Цель и задачи проекта.
Коррекция детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ТМНР, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.
Задачи:
- Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
- Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
- Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
- Создание развивающей среды, способствующей формированию опыта общения с акцентом на возможность проявления ребенком личной инициативы и способностей.
- Разработка методических рекомендаций, информационных буклетов, памяток для родителей по вопросам воспитания и развития детей с ТМНР с акцентом на взаимодействие с детьми через различные виды деятельности.
Целевая аудитория: родители детей с ТМНР и дети младшего школьного возраста с ТМНР. Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 7 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в месяц по 40 минут
- Обоснование значимости проекта для развития системы образования:
– инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта); Сегодня в приоритете - вопросы семейного воспитания и родительского просвещения. Особого внимания требуют категории семей с детьми с ТМНР,
ведь от того, насколько взрослые и дети включены в практики взаимопомощи, преодоления стереотипов и защиты человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной сплоченности в обществе. Проект направлен на оказание эффективной комплексной поддержки семьям, воспитывающим детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, детей-инвалидов, повышает педагогическую грамотность родителей, информирует их о возможностях образовательного процесса, разнообразных формах педагогической и социальной помощи. Родители знакомятся с положительным опытом обучения и воспитания детей-инвалидов на примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной адаптации и интеграции ребенка в общество, активно включаются в процесс абилитации и становления личности своего ребёнка. Проект помогает детям с ТМНР и их семьям выйти из изоляции. Дети получают возможность общаться со сверстниками и проводят время с пользой, приобретают новые творческие навыки и учатся работать в команде, их жизнь становится более интересной и полной. Родители получают компетенции для эффективного взаимодействия с детьми и психологическую поддержку.
– практическая значимость (реализуемость) проекта (реальность достижения целей и результатов проекта);
1. В результате реализации проекта оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь детям с ТМНР (с тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью, аутизмом, детям с нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта). В результате у детей активно формируются коммуникативные навыки, элементарные навыки познавательной деятельности и двигательной активности, проявляется личная инициатива и способности, что способствует повышению качества образования.
2. Созданы условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания детей с ТМНР.
3. Выполнен запрос родительской общественности на предоставление психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ТМНР.
4. Сформировано грамотное родительское сообщество. Удовлетворены потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей.
– корреляция проекта с целями и стратегическими задачами, предусмотренными федеральными, региональными и муниципальными проектами в сфере образования;
Национальный проект "Образование 2019-2024"
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Целью регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" является создание в Хабаровском крае условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе раннего развития детей в возрасте до трех лет. К 2024 году родителям будет оказано не менее 30 тыс. услуг психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
– иная информация, характеризующая значимость проекта.
Проект является логичным продолжением работы школы над проектами «Семейная гостиная» и «Особая забота», где специалисты службы сопровождения консультационного центра оказывают эффективную поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, повышают педагогическую грамотность родителей, информируют их о возможностях образовательного процесса, разнообразных формах педагогической и социальной помощи.
- Программа реализации проекта:
№ п/п | Перечень мероприятий | Содержание мероприятия, методы деятельности | Сроки реализации | Прогнозируемые результаты реализации мероприятия |
1 этап | ||||
Задача этапа: проведение диагностики детей и родителей | ||||
Диагностические мероприятия для родителей | ||||
1. | Опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ) | Групповое тестирование | Сентябрь 2021 | Выявление нарушений процесса воспитания |
2. | Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком» | Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком Групповое тестирование | Сентябрь 2021 | Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя |
3. | Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» | Групповое тестирование | Сентябрь 2021 | Получение информации о межличностных семейных отношениях |
Диагностические мероприятия для детей | ||||
4. | Выполнение кинетического рисунка семьи | Групповое тестирование | Сентябрь 2021 | Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка |
5. | Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» | Групповое тестирование | Сентябрь 2021 | Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений |
6. | Заполнение психологом бланка коммуникативных навыков ребенка | Индивидуальная беседа | Октябрь 2021 | Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка |
2 этап | ||||
Задача этапа: проведение практических занятий для детей и их родителей | ||||
1. | Занятие № 1 | 1. Разминка Упражнение «Ласковое имя» Упражнение «Меняемся местами» 2. Основная часть Упражнение «Неожиданные картинки» Упражнение «Найди себе пару» Упражнение «Тень» 3.Завершение группы. Обратная связь | Ноябрь 2021 | Смягчение эмоционального дискомфорта; повышение уровня доверия между участниками; сотрудничество родителя и ребенка; сплочение |
2. | Занятие № 2 | 1. Разминка Упражнение «3 качества» Упражнение «Построение». 2. Основная часть Упражнение «Мостик» Упражнение «Что говорит тебе кукла?» 3. Завершение группы. Упражнение «Волшебная палочка» | Декабрь 2021 | Повышение групповой сплоченности. Обучение родителей и детей навыкам партнерства. |
3. | Занятие № 3 | 1. Разминка Упражнение «Зеркало» Упражнение «Скажи мне мой секрет». 2. Основная часть Упражнение «Двое с одним фломастером» Упражнение «Слепое слушание» Упражнение «Доверие» 3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи | Январь 2022 | Появится потребность в социальном контакте Сотрудничество родителя и ребенка. Развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата |
4. | Занятие № 4 | 1. Разминка Упражнение «Танец лавота» Упражнение «Комплименты» 2. Основная часть Упражнение «Слепой и поводырь». Упражнение «Мне нравится» Упражнение «Каракули». 3. Завершение группы. Упражнение «Поход» | Февраль 2022 | Достижение взаимопонимания между родителем и ребенком, сплочение |
5. | Занятие № 5 | 1. Разминка Упражнение «Что можно сделать с предметом» Упражнение «Домик». 2. Основная часть. Упражнение «Семейные заповеди» Упражнение « Коллаж семьи». Упражнение «Репортер». 3. Завершение группы | Март 2022 | Повышение компетенции родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Сотрудничество родителя и ребенка, изучение семейных традиций, межличностных отношений, сплочение |
6. | Занятие № 6 | 1. Разминка Упражнение «Угадай» Упражнение «Охота на тигра» 2. Основная часть Упражнение «Кинематограф». 3. Завершение группы. Упражнение «Покрывало» | Апрель 2022 | Сотрудничество родителя и ребенка. Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми. Появится потребность в социальном контакте |
7. | Занятие № 7 | Завершение группы. 1.Разминка. Упражнение «Если бы…» 2. Основная часть Игра Хорна 3. Диагностическая часть. 4. Завершение группы. Подведение итогов, награждение грамотами | Май 2022 | Улучшение взаимопонимания между родителями и детьми. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий. |
- Кадровое обеспечение реализации проекта:
№ п/п | ФИО специалиста | Место работы, должность, ученая степень, ученое звание специалиста (при наличии) | Функции специалиста в рамках реализации проекта |
1. | Ушакова Р. Н. | КГКОУ ШИ 9, учитель | Планирование и организация проекта, контроль за реализацией проекта, проведение практических занятий |
2. | Жаркая М. С. | КГКОУ ШИ 9, тьютор | Помощь в проведении практических занятий, организация обучающихся |
3. | Боднар Т. Н. | КГКОУ ШИ 9, педагог-психолог | Проведение диагностических мероприятий для детей и их родителей, проведение практических занятий |
- Возможные риски при реализации проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления:
Потенциальные риски | Варианты их преодоления |
Пассивность родителей (законных представителей) в вопросах образования детей с ОВЗ | Повышение родительской компетенции в вопросах образования их детей |
Психологическая неготовность родителей и обучающихся к взаимодействию с другими участниками проекта | Формирование психологической готовности родителей и детей к коллективному взаимодействию |
Отсутствие мотивации у педагогических работников | Стимулирование педагогов |
- Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта. (при наличии)
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/v_seme_osobij_rebyonok_150742.html
- Предложения по распространению и внедрению результатов проекта.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности по данному направлению может быть рекомендован для работы в других образовательных учреждениях.
Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта на сайте школы, публикации в сети Интернет.
Диссеминация опыта работы на мероприятиях различного уровня (краевого, муниципального), презентация результатов работы.
- Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.
В результате реализации проекта ожидается положительная динамика в оценке родителями своих взаимоотношений с детьми, сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка. На заключительной встрече родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму, выполняют кинетический рисунок семьи. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по трехбалльной шкале. Эффективность измеряется по качественному анализу рисуночных проб, положительной динамике в оценке родителей своих взаимоотношений с детьми, повышению коммуникативных навыков детей. Кроме того, важным показателем эффективности реализации проекта являются личные отзывы родителей – участников проекта. Своевременное оказание необходимой психологической помощи семье позволяет позитивно оценивать ребенка, улучшить его развитие и находить способы адекватной компенсации имеющихся нарушений развития. Реализация инновационного проекта оказывает положительное влияние на качество образовательного и коррекционно-развивающего процессов, обеспечивает признание особенностей и равные права всех детей на получение качественного образования, способствует развитию толерантного отношения, взаимопомощи, навыков взаимодействия всех участников образовательного процесса, повышает конкурентоспособность образовательного учреждения.
- Ссылки на иные материалы, презентующие проект организации-соискателя (видеоролик, презентации, публикации и др.) при их наличии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если в семье растет" особый" ребенок
В данной статье представлены рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Поможет правильно соориентироваться в воспитании и обучении особых детей....
В семье особый ребенок
Рекомендации учителя-дефектолога для родителей...
«Особый ребенок в семье».
laquo;Особый ребенок в семье»....
Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим особого ребенка
Статья описывает цели, задачи, принципы и подходы при взаимодействии педагога, психолога, организующего работу с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии....
Использование «Метода трех вопросов» с семьей «особого ребенка» в период дистанционного обучения
Описание использования «Метода трех вопросов» с семьей «особого ребенка» в период дистанционного обучения (из опыта работы)...
Принятие «особого ребенка» в семье, стадии принятия
Каждый родитель особого ребенка проходит нсколько этапов принятия ситуации: отрицание, гнев, депресия, принятие ситуации и готовность помогать своему ребенку и любить его таким, какой он есть...
Семья с "особым ребенком"
В памяте дается описание стадий принятия информции родителями "особого" ребенка и рекомендации, что с этим делать....