Если в семье растет" особый" ребенок
статья по теме
В данной статье представлены рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Поможет правильно соориентироваться в воспитании и обучении особых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации по воспитанию и обучению детей с ОВЗ | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
В семье растёт «особый» ребенок
Материнство всегда сопровождается с радостью ожидания. Родители мечтают, что родившись, их ребенок станет самым – самым. Но бывает так, что малышу ставят страшный диагноз и он приобретает статус ребенок-инвалид. и выясняется, что он не совсем, такой как все. Родители столкнувшись с данной проблемой испытывают растерянность и страх. Что же делать семье воспитывающей «особого» ребенка. Примите случившееся как факт и не расходуйте свои эмоциональные силы на вопрос: «Почему мы?». Это испытание дано вам и вашему ребенку. Значит, вы должны сдать этот экзамен жизни на «отлично».
1. Первое что нужно сделать семье воспитывающей «особого» ребенка – это повысить свой информационный уровень, т.е. членам семьи, может быть необходима помощь в форме консультаций специалистов. Необходимо узнать об особенностях развития ребенка, о его потребностях. Подобные консультации помогут решить многие практические вопросы: Нужен ли вашему ребенку массаж или он противопоказан, можно ли по долгу собирать пазлы стоит ли его ограничивать в чем-либо.
2. На основе полученной информации необходимо спроектировать окружающую среду ребенка. Обстановка в доме должна быть удобной как для ребенка, так и для членов семьи ухаживающих за ним, специально организованная с учетом особенностей развития ребенка, включающая в себя функционально-ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций. Так, например, если ребенок испытывает трудности при передвижении необходимо предусмотреть перила и низкие пороги при переходе из комнат в комнату, лежачему ребенку необходимо приобрести коляску-трансформаер, с помощью которой можно регулировать положение ребенка, слабослышащим должны быть звуковые ориентиры и игрушки и пр.
3. Найти себе помощников. Не бойтесь просить помощи. В настоящее время создано множество медицинских и социальных центров, готовых поддержать вас и оказать квалифицированную помощь. Так же распределите свои семейные обязанности. Если мама занята ребенком, папа может помыть посуду, бабушка сделать уборку.
4. Не ограничивайте свои контакты. Не прячьте своего ребенка. Необходимо принять ребёнка таким, какой он есть, родители должны понимать и принимать состояние ребенка. Он не должен быть ограничен общением только с теми членами семьи, с которыми он живет. Не нужно зацикливаться на болезни ребенка. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя. Больше общайтесь с друзьями, психологами и педагогами. Очень важно дружить с семьями, где также имеются дети-инвалиды. Ваш совместный опыт поможет вам решить много спорных вопросов в воспитании детей. Не ограждайте ребенка от окружающего мира. Чаще появляйтесь с ним на людях. Не ограничивайте его в общении со сверстниками. От общения с окружающими во многом зависит, будет ли он адаптирован к жизни.
5. Социализация и адаптация ребенка в обществе. Вы должны обеспечить своему ребенку социальную адаптацию в обществе. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: не делайте за него, то с чем он мог бы справиться самостоятельно. Такая гиперопека детям очень вредна. Если постоянно всё делать за ребенка, у него подсознательно растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему какие-нибудь несложные домашние обязанности. Обязательно развивайте у него умения и навыки самообслуживания. Если в процессе выполнения посильной работы по дому вы заметили, что подросток утомлен – стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут – не стоит пытаться продолжить работу. Лучше сделайте перерыв, предложите ему отдохнуть. Через какое-то время ребенок восстановит энергию, и сможет продолжить работу с новыми силами. Если у ребенка имеются нарушения интеллекта. Первостепенной задачей для родителей должна стать его социально-бытовая ориентировка. Необходимо научить их способам самообслуживания, самостоятельно одеваться, приемам пищи. В более взрослом возрасте приучать к ручному труду. Для них очень важен ручной труд и специализированное профессиональное трудовое обучение для последующей адаптации в обществе. Не стоит требовать от него излишних интеллектуальных побед .Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.
6. Обучение. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей, т.е. подобрать для ребенка подходящую школу класс, дошкольное учреждение. Узнайте, какие специализированные школы, классы, центры есть в районе. Для детей испытывающих трудности с передвижениями, в настоящее время так же существуют такие формы обучения как: обучение на дому, дистанционное обучение. Родители, должны с большим вниманием и терпением помогать ребенку с самообразованием. Постарайтесь также раскрыть потенциал вашего ребенка, возможно он прекрасно рисует, поет, конструирует, готовит выпечку. Подберите занятия соответствующие его интересам. Занимаясь, с особым ребенком родители и педагоги должны использовать четкие указания и повторять инструкции к выполнению задания, поэтапно разъяснять задания, учить последовательно их выполнять. Необходимо обращать внимание на состояние ребенка во время занятий. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается большая зависимость от климатических погодных, сезонных изменений. Так, например, не стоит предъявлять слишком много требований к ребенку с нарушением интеллекта во время смены сезонов, необходимо уменьшить их умственную нагрузку, по рекомендациям специалистов ввести медикаментозное лечение. Особого внимания требую и дети с повышенной утомляемостью. Перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы для ребенка. Не предъявляйте завышенные требования к нему. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, так же может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Обязательно поощряйте его за новые успехи в выполнении какого-нибудь задания.
7. Эмоциональная поддержка взрослых. Для детей имеющих ограничения возможностей здоровья она очень важна. Родители должны поддерживать и развивать самооценку такого ребенка, поддержать веру в себя. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия. Не растите в нём ребенка инвалида, пусть он вырастет личностью. В этом плане очень поучителен фильм «Форрест Гаммп», который повествует о счастливой жизни ребенка инвалида. Он наглядно демонстрирует, как вера матери в ребенка помогла ребенку инвалиду обрести веру в себя, реализоваться в жизни и жить как все. Эмоциональная поддержка особенно важна в подростковом возрасте. В этом возрасте ребенок остро воспринимает наличие у себя физических дефектов. Не критикуйте ребенка. Не говорите о его недостатках в его присутствии. Дайте понять ему, что если он не совсем, такой как все, это вовсе не значит, что он чем-то хуже. В таких случаях можно обратиться за помощью психолога.
И ни в коем случае вы не должны забывать о себе. Воспитание особого ребенка потребует от вас много эмоциональных и физических сил, которые вам необходимо восполнять. По возможности давайте себе отдохнуть, хоть ненадолго оставляя ребенка кому-либо из близких и знакомых готовых вам помочь. Поверьте, в этом нет ничего зазорного. Скопленная вами внутренняя усталость может негативно отразиться на ребенке. Ребенку нужны отдохнувшие позитивно настроенные взрослые, чтобы вместе радоваться миру и идти на встречу к новым открытиям.
Кузьмина С.В.
педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если в семье конфликт
Возникновение конфликтов в семьях, где дети достигли «трудного», переходного возраста, - явление достаточно частое. Мнения и желания подростков становятся всё более непохожими на мнения и желания взро...
Сценарий родительского собрания "Если есть семья - значит счастлив я"
общешкольное родительское собрание. Проводится совместно с детьми и их родителями....
Для родителей "Если в семье гиперактивный ребенок"
В помощь родителям детей с СДВГ...
Для родителей "Если в семье гиперактивный ребенок"
В помощь родителям детей с СДВГ...
Для родителей "Если в семье гиперактивный ребенок"
В помощь родителям детей с СДВГ...
Если в семье развод…(психологическая помощь детям пережившим развод родителей)»
Если в семье развод…(психологическая помощь детям пережившим развод родителей)» Развод родителей – это явно выраженная или скрытая травма для ребенка. Если думать о том, как снизить в...
Если в семье «трудный подросток». Консультация для родителей.
Трудный подросток? Почему он такой? Обычно определение «трудные» относится к тем детям, которые не только плохо учатся, но и при этом такж...