Статья "ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ ОСОБОГО РЕБЕНКА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА НАРОДНЫХ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья

Гиевая-Крамер Ирина Владимировна

В статье рассматриваются наиболее эффективные практики взаимодействия с семьями с воспитанниками с ОВЗ. Представлены модель, методы и формы работы психолого-педагогического сопровождения данной категории в процессе работы с народными шумовыми инструментами (шумовой оркестр), анализ комплексного сопровождения на примере реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Звук-волшебник».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гиевая-Крамер Ирина Владимировна

Педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Центр детского творчества Сормовского района», Россия, г. Нижний Новгород

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ ОСОБОГО РЕБЕНКА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА НАРОДНЫХ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее эффективные практики взаимодействия с семьями с воспитанниками с ОВЗ. Представлены модель, методы и формы работы психолого-педагогического сопровождения данной категории в процессе работы с народными шумовыми инструментами (шумовой оркестр), анализ комплексного сопровождения на примере реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Звук-волшебник».

Ключевые слова: семья особого ребенка с ТНР, психолого-педагогическое сопровождение, активные методы обучения, формы взаимодействия, «Звук-волшебник».

Современные тенденции в области дошкольного образования сегодня ориентированы на поддержку семьи на качественно новом уровне. Отражение этого мы видим в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности, направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Подчеркивает важность работы по консолидации усилий государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. Однако одной из особенностей современных родителей остается низкий уровень мотивации к взаимодействию с образовательной организацией, воспитателями и специалистами дошкольной образовательно организации по вопросам воспитания и развития детей. Вероятно, некоторыми причинами таких особенностей являются высокая занятости родителей, недостаточное понимание значения для развития ребенка конструктивного взаимодействия со специалистами.

Анализ определенных актуальных задач лег в основу разработки адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Звук-волшебник», включающей в себя наиболее эффективные практики взаимодействия с семьями детей с ОВЗ через игру в шумовом оркестре. Отличительная особенность данной программы заключается в системе обучения игре на шумовых инструментах детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи), интеллектуальными нарушениями основанной на сочетании разных видов творческой деятельности: ритмические и инструментальные импровизации, несложные игровые миниатюры.  Основной акцент в программе сделан на формирование способов усвоения детьми общественного опыта в процессе взаимодействия с миром людей и предметным окружением, а также на задачах, направленных на формирование возрастных психологических новообразований и становление различных видов детской деятельности, которые осуществляются в процессе организации специальных занятий с детьми при преимущественном использовании коррекционных подходов в обучении. А также, программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет-ресурсы, CD и DVD диски с музыкой, мультимедии, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Программа решает одну из актуальных задач современного времени – воспитание чувства патриотизма, уважения к российским традициям через знакомство с русскими народными музыкальными и шумовыми инструментами и игру на них. Программа включает сотрудничество с родителями во время занятий, праздников, развлечений, открытых мероприятий и т.п.

Новизна данной программы предполагает включение в образовательный процесс новых педагогических технологии (имитация звука шумового инструмента), проведения занятий для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и интеллектуальными нарушениями. Игра на музыкальных инструментах является одним из ведущих видов деятельности, в работе с детьми с нарушением речи.

Срок реализации программы 1год. Направленность программы: художественная. Адресат программы: учащиеся от 5 до 7 лет. Форма обучения – очная.

Цель программы: развитие музыкально-ритмических способностей у учащихся с ТНР и легкими интеллектуальными нарушениями   посредством игры на шумовых народных инструментах. Игра в ансамбле, оркестре. Развитие музыкальных творческих особенностей ребенка с тяжелыми нарушениями речи в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.

Игра на музыкальных инструментах является одним из ведущих видов деятельности, в работе с детьми с нарушением речи. Этот вид музыкальной деятельности решает следующие коррекционные задачи: Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, маракасах, колокольчиках, шумовых шариках и др.; Развитие мелкой моторики рук (при игре на дудочке, пианино и др.); Развитие дыхания (на духовых инструментах); Развитие фонематического слуха (муз. дидактические игры); Развитие музыкально-ритмического чувства.

Реализуя современную стратегию развития воспитания, а также отвечая современным тенденциям общества по сопровождению семьи, мною была определена цель программы по комплексному психолого-педагогическому сопровождению семей: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие активному включению родителей воспитанников с ОВЗ в образовательный процесс. Поставленная цель определила основные задачи, среди которых необходимость: 1. Обеспечить условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
2. Развить у родителей (законных представителей) положительную мотивацию к конструктивному взаимодействию с педагогом в области воспитания и развития ребенка. 3. Создать условия для гармонизации детско-родительских отношений. 4. Вовлечь родителей и расширить у них репертуар развивающего совместного досуга с ребенком (игра в ансамбле, оркестре).

Участниками программы являются родители, воспитанники с ОВЗ, воспитатели, педагог-психолог, учитель – логопед, учитель-дефектолог. Данные условия определяются на этапе проектирования интерактивного мероприятия, в основу которого мы включаем возможность совместной игры (совместное музицирование-игра в оркестре) родителей и детей.

Практический этап включает в себя решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием; организация участия в культурно-массовых мероприятиях района, города. Совместная творческая, музыкально-ритмическая игра ориентирована на актуальный и интересный сюжет для детей и их родителей. Именно совместно организованная игровая деятельность в едином сюжете и с едиными целями позволяет соприкоснуться и пережить родителям вместе с детьми самые разные эмоции, прочувствовать значимость этих переживаний у ребенка и лучше понять его в подобных ситуациях детской жизни.

Данная программа была апробирована на уровне групп образовательной организации МБУ ДО « ЦДТ Сормовского района» г.Нижнего Новгорода в 2021-2022 учебных годах и продолжает реализацию в настоящее время, на базе ДОУ «Детский сад №101 и ДОУ « Детский сад № 77» компенсирующего вида в группах для детей с ТНР.

Выводы. Среди результатов реализации комплексного сопровождения семей особого ребенка отмечено повышение уровня коммуникативной и педагогической компетентности родителей; развитие положительной мотивация к конструктивному взаимодействию с педагогом в области воспитания и развития ребенка; повышение количества родителей, участвующих в совместных детско-родительских мероприятиях. Создание таких условия для семей, воспитывающих детей с ОВЗ особенно важно на этапе дошкольного детства. Поэтому я вижу во взаимодействии родителей, детей и педагогов – перекресток возможностей. Возможностей развития семей особого ребенка в условиях дополнительного образования.

Список литературы

  1. Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог-2019: коллективная монография / В.В. Рубцов [и др.]. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. -297с.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях образовательной организации: сборник программно-методических материалов победителей и призеров конкурса / Н.А. Штырц  [и др.]. Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодежи», 2019. -157с.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета - Федеральный выпуск № 122(6693) 8.06.2015. URL : https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения: 20.10.2022)
  4. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие / Вор.гос.ун-т. Воронеж, 2003. -55 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного образования.

Коллективное музицирование в кружках хорового пения, вокально-инструментальных ансамблях, оркестрах народных инструментов переоценить невозможно! В них формируются коллективизм, ответственность, товар...

"Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Этот мастре-класс предназначен для учителей музыки и музыкальных руководителей в помощь  в работе.Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использова...

Отчетная работа Тема: «Индивидуальный подход в обучении с учетом особых образовательных потребностей учащихся в условиях дополнительного образования на примере физкультурно-спортивной направленности

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовател...

Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева

          Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с уче...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...

Методическая разработка «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов в учреждении дополнительного образования»

Повышение образовательного уровня по использованию игровых моментов с применением народных и шумовых инструментов....

Открытое внеурочное занятие в рамках стажёрской практики по теме «Оптимизация образовательного процесса через интегрированную модель учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования» "Шаг в профессию"

laquo;Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы»...