Тема: « Рассказывание русской народной сказки «Кот и лиса».
план-конспект

 Елена Валерьевна Макеева

Тема: « Рассказывание русской народной сказки «Кот и лиса».

Программное содержание: 1)Познакомить детей с новой сказкой.

 2) Учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки с помощью метода моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

3) Развивать творческое воображение.

4) Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

5) Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказки. 

6) Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений.

7) Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам. 

Предварительная работа.

Прослушивание сказки «Кот и лиса». Продумать вопросы по содержанию. 

Оборудование: мольберт, листы бумаги, книга с иллюстрациями, карандаши.

                                               Ход занятия.  

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, прочитанную накануне. Затем проводится беседа с использованием иллюстраций. Целесообразно предложить пересказ по подсказывающим вопросам, т.е. отражённый пересказ. Его цель - научить детей повторению не отдельных слов, а целых фраз, помочь им непроизвольно запомнить текст.

 - О ком рассказывается в этой сказке?

-  Как вы думаете, почему сказка называется «Кот и лиса»?

- Вспомните, кого встретила лиса сначала, кого потом.  

- Расскажите, что произошло во время прогулки Лисы Патрикеевны и Котофея Иваныча. 

- Расскажите, как окончилась сказка. 

- Вы беспокоились о Котофее Иваныче? Почему?

-  Как бы вы назвали эту сказку по-своему?

- Я знаю, вы хотели бы нарисовать эту сказку, но рисовать хорошо вы не  умеете. Давайте попробуем вместе. ( Т.е. предложить  детям смоделировать героев сказки).

Совместно с воспитателем дети в альбомах схематично изображают героев сказки.  ( См. приложение).

- Жили дед да баба. Нарисуем их.

- Затем дед отнёс кота в лес. Нарисуем мешок.

 - Побежал кот по лесу. Рисуем кота. И кого он сначала встретил? (лису). Рисуем лису.

- И стали кот да лиса жить в лисьей избушке. Рисуем избушку.

- Кого встретила лиса после? (волка). Рисуем волка.

- Кого встретила лиса вскоре? (медведя). Что мы нарисуем? (медведя).

Далее дети с помощью воспитателя  дорисовывают модели, вспоминая сказку.

 Вот и вспомнили мы с вами сказку.

Рисунки помогут вам хорошо рассказать эту сказку.

Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно.

            Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме. Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существующие признаки предметов. Связи и отношения разной степени сложности, а значит полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация представлений детей об окружающем его мире. Модель для ребенка в процессе познания окружающей действительности выступает средством решения познавательной задачи. Это происходит в том случае, если дети могут соотнести предложенную модель с реальным объектом, т.е. выяснить, какие именно предметы соответствуют заместителям и как они расположены в пространстве, каким образом устанавливаются соотношения между ними и т.д. Моделирование тесно связано с процессами мышления, позволяющие ребенку обобщать не только представления об окружающем мире, но и способы деятельности, а, соответственно, самостоятельно анализировать ситуацию, осознавать применяемые способы познания.

Таким образом, использование моделей в работе с детьми старшего дошкольного возраста выступает необходимым средством развития познавательного интереса  в процессе познания окружающей действительности.

         

 

 

 

 

 

Список  литературы   

                                                            

  1. Акулова Е. Познаём логические отношения.- Дошкольное воспитание , 2008, № 9.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке.- С-П.: Детство-пресс, 2000.
  3. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 1998.
  4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.
  6. Глушкова Г. Вижу, действую, познаю.  – Дошкольное воспитание, 2008, № 9.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
  8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-П.: Детство-пресс, 2004.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Рассказывание русской народной сказки «Кот и лиса».

Программное содержание: 1)Познакомить детей с новой сказкой.

 2) Учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки с помощью метода моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

3) Развивать творческое воображение.

4) Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

5) Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказки.  

6) Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений.

7) Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.  

Предварительная работа.

Прослушивание сказки «Кот и лиса». Продумать вопросы по содержанию.  

Оборудование: мольберт, листы бумаги, книга с иллюстрациями, карандаши.

                                               Ход занятия.  

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, прочитанную накануне. Затем проводится беседа с использованием иллюстраций. Целесообразно предложить пересказ по подсказывающим вопросам, т.е. отражённый пересказ. Его цель - научить детей повторению не отдельных слов, а целых фраз, помочь им непроизвольно запомнить текст.

 - О ком рассказывается в этой сказке?

-  Как вы думаете, почему сказка называется «Кот и лиса»?

- Вспомните, кого встретила лиса сначала, кого потом.  

- Расскажите, что произошло во время прогулки Лисы Патрикеевны и Котофея Иваныча.  

- Расскажите, как окончилась сказка.  

- Вы беспокоились о Котофее Иваныче? Почему?

-  Как бы вы назвали эту сказку по-своему?

- Я знаю, вы хотели бы нарисовать эту сказку, но рисовать хорошо вы не  умеете. Давайте попробуем вместе. ( Т.е. предложить  детям смоделировать героев сказки).

Совместно с воспитателем дети в альбомах схематично изображают героев сказки.  ( См. приложение).

- Жили дед да баба. Нарисуем их.

- Затем дед отнёс кота в лес. Нарисуем мешок.

 - Побежал кот по лесу. Рисуем кота. И кого он сначала встретил? (лису). Рисуем лису.

- И стали кот да лиса жить в лисьей избушке. Рисуем избушку.

- Кого встретила лиса после? (волка). Рисуем волка.

- Кого встретила лиса вскоре? (медведя). Что мы нарисуем? (медведя).

Далее дети с помощью воспитателя  дорисовывают модели, вспоминая сказку.

 Вот и вспомнили мы с вами сказку.

Рисунки помогут вам хорошо рассказать эту сказку.

Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно.

            Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме. Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существующие признаки предметов. Связи и отношения разной степени сложности, а значит полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация представлений детей об окружающем его мире. Модель для ребенка в процессе познания окружающей действительности выступает средством решения познавательной задачи. Это происходит в том случае, если дети могут соотнести предложенную модель с реальным объектом, т.е. выяснить, какие именно предметы соответствуют заместителям и как они расположены в пространстве, каким образом устанавливаются соотношения между ними и т.д. Моделирование тесно связано с процессами мышления, позволяющие ребенку обобщать не только представления об окружающем мире, но и способы деятельности, а, соответственно, самостоятельно анализировать ситуацию, осознавать применяемые способы познания.

Таким образом, использование моделей в работе с детьми старшего дошкольного возраста выступает необходимым средством развития познавательного интереса  в процессе познания окружающей действительности.

         

Список  литературы    

                                                             

  1. Акулова Е. Познаём логические отношения.- Дошкольное воспитание , 2008, № 9.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке.- С-П.: Детство-пресс, 2000.
  3. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 1998.
  4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.
  6. Глушкова Г. Вижу, действую, познаю.  – Дошкольное воспитание, 2008, № 9.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
  8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-П.: Детство-пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Конспект внеклассного занятия по теме:Викторина Русские народные сказки"

Внеклассное занятие разработано для учащихся 1 и 2 класса коррекционной школы 8 вида. к занятию подготовлена презентация....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....

Методическая разработка коррекционно – развивающего занятия по русской народной сказке «Снегурушка и Лиса»

Предназначена для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушением зрения ....

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...

Конспект урока по предмету речевая практика (2 вариант) 1 класс Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урок

Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урокЦель: развитие связной речи школьников.Задачи:Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки.Развивать память...