Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. В данном определении принимаются во внимание психологические принципы самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль.
Способность к самостоятельной работе обеспечивается:
• ключевые компетенции – базовые учебные действия;
• саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль;
• ставить цель своей деятельности, планировать свои действия корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью;
• качества личности (умения работать в коллективе, самоутверждение, ответственность).Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. В данном определении принимаются во внимание психологические принципы самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль. Слабая подготовка обучающихся коррекционной школы к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.
Одной из важнейших теоретических и практических задач педагогики является максимальное содействие социализации детей с нарушением интеллектуальной нормы в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.
Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Существенные отклонения у умственно отсталых детей наблюдаются как в познавательной деятельности, так и в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Ребёнок, в первый раз преступающий порог школы, не может самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Эти дети отличаются отсутствием интереса, инициативы. Они не стремятся стать самостоятельными, овладеть какими-либо навыками. Это отрицательно влияет на их социализацию, усложняет процесс адаптации. Основным показателем способности детей к обучению является возможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность. Уровень сформированности целенаправленной деятельности служит интегративным показателем психического развития ребенка. Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков, развития у него самостоятельности необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, с учетом имеющихся у него положительных возможностей.
Для развития самостоятельности у детей с нарушениями интеллекта большое значение имеет социальная среда и окружение. Ребенок берет пример с взрослых, которые его окружают, поэтому необходимо подавать ребенку правильный пример. Воспитание ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии происходит в так называемой «бытовой» деятельности: Задачами обучения обучающихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к учёбе и труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация недостатков физического и умственного развития), профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Задачами обучения обучающихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к учёбе и труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация недостатков физического и умственного развития), профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве. Предопределяющими факторами формирования учебной самостоятельности является сформированность базовых учебных действий .
Дидактические требования
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие.
1.Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
2.Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков.
4. Последовательность выполнения самостоятельных работ должно логически вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_vystuplenii.doc | 26 КБ |
modelirovanie_sposob_povysheniya_uchebnoy_samostoyatelnosti.ppt | 2.74 МБ |
modeli_1.ppt | 209 КБ |
modelirovanie2.ppt | 377.5 КБ |
modelirovanie.ppt | 199.5 КБ |
prezentatsiya_2_modelirovanie.ppt | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Красноярского края, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования 30–31 января 2020 года в г. Красноярске провели XII Всероссийскую научно-методическую конференцию «Современная дидактика и качество образования». Тема конференции 2020 года: «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».
Педагоги школы участвовали в работе дискуссионной площадки Центра развития инклюзивного образования. Тема площадки "Возможности современной дидактики в становлении учебной самостоятельности обучающихся с ОВЗ".
В рамках работы площадки с докладом выступила руководитель творческой группы по реализации ФГОС О УО, учитель – логопед высшей категории Людмила Васильевна Смирнова по теме «Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью».
В ходе дискуссии, развернувшейся на площадке, учителем были приведены примеры из собственной практики: показаны видео - фрагменты уроков с использованием метода моделирования, где учащиеся продемонстрировали элементы учебной самостоятельности.
Мнения участников площадки разделились: одни были против того, что у обучающихся с ОВЗ можно сформировать учебную самостоятельность, но большая часть педагогов согласилась с нашим мнением: частично можно сформировать учебную самостоятельность у обучающихся с умственной отсталостью, что подтверждается практикой трудового обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способность к учебной самостоятельности познавательная активность интерес мотивация инициативность творческая направленность постановка целей способность планировать деятельность
Трудности личностные проявления: слабость развития волевых процессов, отсутствие инициативы и самостоятельности, умения работать в коллективе, ответственность; отклонения в познавательной деятельности: ставить цель своей деятельности, планировать свои действия, корректировать их осуществление, добиваться результата; недостатки мышления, речи, памяти, произвольного внимания; саморегуляция, самоорганизация, самоконтроль; уровень сформированности целенаправленной деятельности; ориентировки в учебном задании; сформированность ключевых компетенций – базовых учебных действий.
Задачи успешного обучения развитие познавательных процессов; воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к учёбе и труду; формирование соответствующих качеств личности- умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация недостатков физического и умственного развития; формирование ключевых компетенций - базовых учебных действий; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет, окончившим школу, работать на производстве .
Базовые учебные действия (БУД) Коммуникативные: понимает обращенную речь; владеет вербальными средствами общения; умеет использовать альтернативные средства общения (жесты, мимика, фотографии, пиктограммы); умеет принимать помощь окружающих; проявляет способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, в разных видах деятельности и быту; умеет работать в группе, в паре.
Личностные БУД: проявляет любознательность; мотивирован на конечный результат, на выполнение задания; проявляет интерес к новому школьному содержанию занятий; способен оценить свои действия, действия других учащихся; способен к социальному взаимодействию с учителем, одноклассниками .
Познавательные БУД операции мышления: обобщает, сравнивает (на наглядном материале) дифференцирует, исключает; работает с несложной по содержанию и структуре информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицы, предъявленные на бумажных и электронных носителях); способен к моделированию (использование знаково-символических схем, знаков, символов, предметов-заместителей); проявляет интерес к решению любых учебных задач; способен к запоминанию, воспроизведению рядов цифр, слогов, слов, текста.
Регулятивные БУД Самоорганизация - ориентируется по звонку (начало, окончание урока); соблюдает правила учебного поведения, следует предложенному педагогом плану, работает в общем темпе; выполняет действия по образцу и заданному правилу; переходит от одного задания к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия; оценивает свою деятельность с учетом предложенных критериев; сотрудничает (со- регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная); планирует свои действия в соответствии с действиями других детей и педагогов.
Способы формирования и повышения учебной самостоятельности Моделирование: использование технологических карт для изготовления изделий на уроках профессионально-трудового обучения и ручного труда; картинный план предметно-схематические модели графические модели математические модели проектная деятельность
Моделирование Наглядно – практический метод обучения целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Мнемотехника
Составление описательных рассказов по схемам
Пересказы сказок
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).. может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад)..
Рассказывание сказки «Колобок»
Результат моделирования использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес, повышает мотивацию, инициативность в учебной деятельности; развивает познавательную активность; формирует логическое мышление, упорядочивает, структурирует учебный материал; формирует образные ассоциации; позволяет представить учебную информацию в наглядной форме; учит видеть главное, систематизировать полученные знания; облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает память; учит ставить цель и планировать деятельность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схемы по предметно – практическим действиям «Сделай так же»
Модели для работы над предлогами
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модели по теме «Формирование словаря»
Описание и сравнения времён года
Модели для составления описательных рассказов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование слогового синтеза
Модель по формированию слогового синтеза - игра «Расшифровщики»
Модель предложения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель слогового анализа
Модели по формированию звукового и звукобуквенного анализа
Модель описания звуков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".
Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...
Доклад "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Доклад на методическом объединении учителей основной школы "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .
Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...
Сообщение на тему "Использование ИКТ технологий на логопедических занятиях с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды....
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Использование ЦОР на уроках профильного труда для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
В статье перечислены приемущества обраовательного процесса с применением ЦОР, виды ЦОР используемые учителем в работе с обучающимся с ОВЗ на уроках швейного дела....
Использование интерактивных тетрадей на логопедических занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для успешной и эффективной коррекционной работы на логопедических занятиях с детьми нужна специальная среда, стимулирующая их познавательную и речевую активность. Использование интерактивных тет...