Доклад. Формирование учебной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела
материал

Босина Алёна Геннадьевна

Формирование мотивации обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка в целом. Это обусловлено ее огромным влиянием на процесс и результаты деятельности человека вообще и учения школьника в частности, и тем, что она определяет направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности. Как всем известно, главной задачей специального образования является воспитание самостоятельного, полезного обществу гражданина. Для решения данной задачи необходимо сформировать у него значимые для этого качества, среди которых неотъемлемым является положительное отношение к учебе и учебно-познавательная мотивация к  учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ  

«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование учебной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела

Подготовила: учитель

Босина А.Г.

Инсар

Мотивация является ведущим компонентом регуляции учебной деятельности. В исследованиях проблем учебной мотивации отмечается связь интеллектуального развития обучающихся с развитием и формированием их мотивации.

В последние годы в нашей стране совершенствуются системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, идёт поиск новых ценностных ориентиров. Создаются условия для определения вариативных путей обучения лиц данной категории, формулируется новый тип взаимоотношения науки, общества и государства в решении проблем школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование мотивации обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка в целом. Это обусловлено ее огромным влиянием на процесс и результаты деятельности человека вообще и учения школьника в частности, и тем, что она определяет направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека. Как всем известно, главной задачей специального образования является воспитание самостоятельного, полезного обществу гражданина. Для решения данной задачи необходимо сформировать у него значимые для этого качества, среди которых неотъемлемым является положительное отношение к учебе и учебно-познавательная мотивация к  учебной деятельности.

Учебная мотивация – активность обучающегося, проявляющаяся при попытках ученика добиться целей учения. Учебная мотивация характеризуется целенаправленностью, устойчивостью и динамичностью.

Мотивация – это и есть тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Ученые выделяют две группы мотивов: социальные и познавательные.

Социальные мотивы: состоят в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования, желание хорошо подготовиться к выбранной профессии.

Познавательные мотивы школьнику обеспечивают преодоление трудностей в  учебной работе, вызывают познавательную активность.

Умственно отсталые дети - это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы,  включает в себя довольно разнообразную по составу группу лиц. Их объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, нарушая их строение и функции, что обуславливает возникновение различных по степени выраженности отклонений, накладывающих отпечаток на все виды психической деятельности, особенно резко – на  когнитивные функции.

Положительное отношение к учебной деятельности для любого ученика создаёт наиболее благоприятные условия, как для коррекции его познавательной деятельности, так и для личности в целом.

Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Как правило, дети слабо регулируют свое поведение, часто бывают импульсивны. Мотивы, побуждающие к разным видам деятельности: предметно-практической, игровой, учебной, трудовой -  в большинстве, своем оказываются неярко выраженными и довольно кратковременными. С особым энтузиазмом взявшись за какое-либо дело, дети быстро теряют к ней интерес, легко переключаются на новый вид деятельности. Мотивы учебной деятельности умственно отсталых школьников весьма неустойчивы, формируются в более, замедленном темпе и носят ситуационный характер. Наряду с тем эмоционально окрашенное отношение обучающегося к преподавателю расширяет сферу мотивации его учебной деятельности и способствует формированию положительного отношения к обучению.

     Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности.   Профессионально - трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.  Эта цель достигается решением целого ряда задач:

   - коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития обучающихся;

   - нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание обучающихся;

   - формирование доступных школьникам технических и технологических знаний.

    Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т.е. у них отсутствует мотив.

   Чтобы добиться хороших успехов в  изучении поварского дела, необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Отсюда и вытекает необходимость первостепенного внимания к формированию положительной мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках поварского дела.

    В своей работе применяю различные приёмы и методы  формирования  учебной мотивации на уроках:

1 Интеллектуальные  -  ситуация выбора заданий, уровневая дифференциация, проблемные вопросы и задачи.

2 Эмоциональные  -  высокий эстетический уровень материала.  Использование исторического материала, нестандартных заданий, неожиданность.

3 Социальные  -  использование личного опыта, работа в группах, соревнования, игровой метод, активизация чувства собственного достоинства, связь с жизнью, создание ситуации выбора.

4 Внешняя организация урока  - введение подсказок и алгоритмов.

5 Прагматический приём  (мне надо)  -  своевременное поощрение.

     Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватно поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.

     Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной деятельности у обучающихся, является создание условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.

     Продуманное  оформление образовательной среды  (стенды с технологической информацией, методическая литература, журналы с рецептами) обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала – все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон педагога создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает обучающегося к работе, чистота и порядок служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное вызывает желание учиться, готовить вкусные блюда своими руками.

     Важно вовремя научить школьников, раскрыть их способности, поверить в себя. Очень важно побудить у детей желание «хочу узнать», но необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал». Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу. При этом всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении, особенно это важно по отношению к слабому ученику. Следует хвалить его за каждую удачу.

     Программный материал поварского дела, требует усидчивости, терпения,  порой однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых обучающихся. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному отношению к урокам поварского дела. В этом огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке – стимулирует деятельности учения.        Для формирования более высокой мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность заданий.

     Особую роль в формировании мотивации играет коллектив, среда, в которой живет и действует ученик. В данной ситуации важная роль в повышении активности принадлежит методу обучения в малых группах по технологии сотрудничества, что позволяет приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат.

     В своей практике использую групповую работу и работу в паре. При этом снижается уровень тревожности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм.

     Во время повторения проводится коллективная игра «цепочка», суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. Игра проходит более результативно, если в неё включён элемент соревнования между бригадами. Например, на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности первичную обработку овощей. Обучающиеся первой бригады называют первый этап, следующий  называет член второй бригады и так далее. При неправильном названии право на ответ передаётся другой бригаде. Выигрывает бригада, у которой было меньше всего «разрывов цепочки» и больше правильных ответов.

    Для оживления интереса обучающихся в традиционный урок вводятся элементы игры: собери картинку из осколков, назови предмет и расскажи технику безопасности при работе с ним, игра «Лото»,  разгадывание кроссворда по теме.

     При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки обучающихся стоит придерживаюсь некоторых методических рекомендаций:

- занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока – они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т. д.;

- занимательные задания можно – применять, подбирать по каждой теме предмета;

- должен быть последовательный переход от простых задач к более сложным;

- необходимо учитывать индивидуальные качества обучающегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности.

     На уроках поварского дела используются следующие игровые методы и приёмы:

Кроссворды: составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития обучающихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если обучающийся смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя он испытает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.

    Ребусы: загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков.

    Загадки: опыт показывает, что использование загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами трудового обучения, расширяет общий кругозор обучающихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Использую их на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия. Загадки использую и при составлении кроссворда.

    Дидактические игры: обучающиеся не только не теряют интерес к предмету, но и сами стремятся к получению новых знаний и умений. Уроки с использованием дидактических игр дают прекрасные результаты.

   Задания – соревнования: нестандартный урок, соревнования типа КВН, урок-игра «Поле чудес».  

   В качестве познавательных игр использую наглядные пособия, например, предлагается по набору продуктов и инструментов определить способ тепловой обработки.

    Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование ИКТ. Презентации использую как при изучении нового материала, так и при повторении.

   Считаю эффективными и систематически использую на уроках поварского дела опорные схемы. Они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. Например, составление технологической карты блюда.

   Обучающиеся хорошо воспринимают игры экономической направленности. На уроке предлагаю  рассчитать расход продуктов на определенное количество порций.

Таким образом, игровые и другие занимательные средства обучения, с одной стороны помогают решать образовательные задачи, с другой - способствуют повышению уровня

мотивации обучающихся в обучении.

    Немалое значение в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет использование приёма сравнения, с помощью сравнения учащиеся устанавливают определенные отношения между явлениями, предметами, их свойствами или частями. Это способствует выделению предметных свойств, нахождение связей

между новым и известным. В результате появляется возможность классифицировать изучаемые объекты. Сравнение это умственная операция, относящаяся к процессам регуляции деятельности, её развитие имеет коррекционное значение. Например, при изучении круп, предлагаю из представленного текста выделить синим цветом консистенции каш, а красным цветом виды круп, используя  объяснение.

     Для развития речи, познавательной сферы, для закрепления знаний и умений, полученных на уроке предполагаются такие задания, как: составить сбалансированное меню на день, обед или ужин, обосновать свою точку зрения.

       Считаю, что добиться, результата в формировании учебной мотивации, педагог может, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям обучающихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью.

       Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса обучающихся учитель и делает акцент в своей педагогической деятельности.

      Для решения этой задачи

- необходимо как можно чётче планировать уроки,

- использовать различные формы обучения,

- тщательно продумывать методы и приёмы подачи учебного материала.

      Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает обучающихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

     Хотя умственная отсталость считается явлением необратимым, мои наблюдения показали, что у обучающихся в процессе трудового обучения наблюдаются продвижение в формировании побудительных мотивов учения и положительная динамика в формировании устойчивых побудительных мотивов обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

Формирование личностных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках.

Формирование личностных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках....

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...

4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...