«Игротека» на автоматизацию звукопроизношения у детей с использованием наглядности
методическая разработка
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, стертой дизартрией, алалией), постоянно возрастает не только, число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения, но количество детей с нарушениями всех компонентов речи.
Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало занимательны, так как строятся на механической работе ребенка – многократных повторениях и заучиваниях. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук. Поэтому я стала искать новые интересные и эффективные методы и приемы коррекции устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность | 15.69 КБ |
Описание | 20.75 КБ |
Презентация | 925.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 323»
(МАДОУ № 323)
Судостроительная ул., 36 дом, Красноярск, 660012, тел/факс (8-391) 269 – 02 – 38,
е-mail: mbdou323@mail.ru, ОГРН 1022402297488, ИНН/КПП 2464035536/246401001
___________________________________________________________________________________________________________________
«Игротека»
на автоматизацию звукопроизношения у детей с использованием наглядности.
Методическое руководство для проведения игр.
Учитель – логопед МАДОУ№323
Ю.Г. Путинцева
Красноярск 2017.
Актуальность.
В настоящее время у всех детей при поступлении в школу должны быть равные стартовые возможности, в том числе и у детей с проблемами в развитии. Это имеет отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте.
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией, осложненной органической симптоматикой (дизартрией, стертой дизартрией, алалией), постоянно возрастает не только, число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения, но количество детей с нарушениями всех компонентов речи.
Данная тенденция заметна не только в коррекционных дошкольных учреждениях. Результаты диагностики нашего дошкольного образовательного учреждения показывают постоянное увеличение количества детей имеющих различные речевые нарушения. Особое беспокойство вызывает тот факт, что ежегодно увеличивается количество детей с ОНР.
Одно из условий успешности и разностороннего развития ребенка с речевой патологией – правильная речь. Грамотная речь состоит из многих компонентов, среди которых немаловажное значение имеет правильное звукопроизношение, а так же достаточно хорошо сформированный грамматический строй речевого развития. При тяжелых нарушениях речи процесс постановки и автоматизации звуков у детей растянут по времени, а для коррекции других компонентов речи необходимо дополнительное время.
Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало занимательны, так как строятся на механической работе ребенка – многократных повторениях и заучиваниях. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук. Поэтому я стала искать новые интересные и эффективные методы и приемы коррекции устной речи.
Предварительный просмотр:
Описание методической разработки.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально синзетивный период развития. Одно из условий успешности и разностороннего развития ребенка с речевой патологией – правильная речь. Грамотная речь состоит из многих компонентов, среди которых немаловажное значение имеет правильное звукопроизношение.
В основе этой разработки лежат исследования физиологов, которые показали, что при образовании речедвигательного навыка и, в частности, артикуляции происходит выработка динамического стереотипа – относительно устойчивой системы условных рефлексов, которые формируются в результате устойчивой системы условных рефлексов, повторяющихся во времени и следующих в определенном порядке [3].
В результате многократного повторения вырабатываются довольно стойкие динамические стереотипы в виде сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов [3].
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности, есть введение вновь созданной и относительно простой связи – речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры – слова и фразы, в которых этот звук или опускается совсем, или произносится неправильно. Работу на этом этапе следует рассматривать, как замораживание старых, неправильных стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала [1].
Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формой организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетание приемов работы, позволяющих избежать его утомления[2].
Игра – ведущая деятельность дошкольника. Пособие позволяет ребенку в игровой форме многократно произнести автоматизируемый звук на протяжении индивидуального занятия [1].
Преимущество занятий по данному пособию состоит в том , что ребенок произносит все слова и фразы не отраженно (вслед за взрослым), а самостоятельно.
Использование данного пособия позволяет решать сразу несколько задач:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- Активизировать процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;
- Коррегировать и развивать лексико – грамматический строй речи.
Работа с данным пособием проводиться на этапе автоматизации звуков в словах и предложениях. Ребенку предлагается назвать 8 – 10 предметов изображенных на картинках (приложение) на автоматизируемый звук, сложность произносимых слов зависит от этапа автоматизации. С картинками проводятся несколько игр.
Коррекционно – развивающие игры.
- «Прятки».
Ребенок выбирает 5-7 понравившихся ему предметных картинок, запоминает их и закрывает глаза, логопед убирает одну из картинок. Ребенок должен назвать: «Какой предмет спрятался?»
- «Найди и назови».
Ребенок повторяет и закрепляет обобщающие слова, автоматизирует поставленные звуки.
Логопед предлагает ребенку назвать, из предложенных картинок только посуду, животных, растения и т.д.
- «Назови ласково».
Ребенку предлагаются такие же предметы, только в уменьшенном виде. Ребенок учиться образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных, автоматизирует поставленный звук.
Ребенок называет предметы, изображенные на картинках ласково.
- «Один - много».
Ребенку предлагаются картинки с изображением нескольких предметов. Ребенок учиться образовывать множественное число существительных, автоматизирует поставленный звук.
Ребенок называет предмет на одной картинке (в единственном числе), и много предметов изображенных на другой картинке (во множественном числе).
- «Посчитаем».
Ребенок автоматизирует поставленный звук, учиться согласовывать существительные с числительными.
Ребенку предлагается посчитать предметы, изображенные на картинке.
- «Фантазер».
Ребенок учиться составлять предложения, автоматизирует поставленный звук.
Логопед выбирает два предмета, из предложенных, предлагает ребенку составить предложения с этими словами.
Список литературы.
- О.В. Правдина. Логопедия – М., - с 82-85, 98 – 104.
- Б.Н.Гриншпун. Дислалия, - М. 1989.
- М.Е. Хватцев. Логопедия: работа с дошкольниками: Посбие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, Сиб.: Дельта, 1996. – С 122 – 136.
- А.И. Богомолова. Логопедическое пособие для заятий с детьми. – ТОО « Издательство «Библиополис»».СПб., 1994.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диагностика устной речи детей
Хватцев Михаил Ефимович
1)Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения. 2)Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Задачи
3)Активизировать процессы внимания, восприятия, памяти. 4) Корегировать и развевать лексико-грамматический строй речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».
Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....
« Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с ОНР и ЗПР»
Успешное обучение в школе предполагает понимание обращённой к ребёнку речи, умения связно излагать свои мысли и суждения. В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда мож...
Автоматизация звукопроизношения у детей с использованием наглядности Методическое руководство для проведения игр
В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией, осложнённой органической симптоматикой (дизартрией, стёртой дизартрией, ринолалией, алалией). Процесс постано...
«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика. Ребён...
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
В Феднральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...
Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий по теме: «Автоматизация звукопроизношения звука [р]»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18667134","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 143px;"}}]]...
Использование нетрадиционных приёмов работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
Консультация для учителей-логопедов...