«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
консультация на тему
Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика. Ребёнок, благодаря ежедневному выполнению гимнастики, учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу; кроме того, полученные им навыки закрепляются. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, часто встречающиеся нарушения в восприятии у дошкольников, снижают их интерес к ежедневным занятиям гимнастикой, что в свою очередь приводит к снижению эффективности артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении. Я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Наряду с общепринятыми технологиями проведения артикуляционной гимнастики целесообразно использовать нетрадиционные технологии, к которым относятся и артикуляционные музыкальные комплексы.Чтобы поддерживать интерес, эмоциональный настрой к выполнению артикуляционных упражнений, мы используем в своей работе короткие стишки. После разучивания артикуляционных упражнений мы придумываем «Сказки Веселого язычка», объединяя в одну сказку упражнения определенного комплекса. В своей работе я использую и фланелеграф. В ходе выполнения артикуляционных упражнений, сочинений сказок выкладываем картинки, соответствующие названию упражнения. Так же к нам в гости приходит колобок, солнышко, используем и таблицы, карточки артикуляционной гимнастики. Во время выполнения артикуляционной гимнастики так же можно использовать логопедические тренажеры «Бусина»: (она бывает большая и малая), «Пуговица» (тонкая).Таким образом, применение нетрадиционных и инновационных технологий при выполнении артикуляционной гимнастики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, и в свою очередь помогает логопеду при формировании у детей правильного звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у детей дошкольного возраста. Они заключаются как в неправильном, искажённом произнесении звуков, замене на другие, более простые по артикуляции звуки, так и в полном их отсутствии. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика. Её целью является достижение необходимой подвижности и гибкости органов артикуляции, правильной координации артикуляционных движений, их силы и точности, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Ребёнок, благодаря ежедневному выполнению гимнастики, учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу; кроме того, полученные им навыки закрепляются. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, часто встречающиеся нарушения в восприятии у дошкольников, снижают их интерес к ежедневным занятиям гимнастикой, что в свою очередь приводит к снижению эффективности артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении.
На первых занятиях в начале учебного года знакомим детей с органами артикуляционного аппарата, чтобы сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции. Так же очень часто на логопедических занятиях требуется показать ребенку или его родителю, как правильно располагать язык, смыкать зубы, чтобы воспроизвести тот или иной звук. Объяснять логопеду приходится на "пальцах". Маленькие дети и их родители, далекие от логопедии, вряд ли Вас поймут. Приходится занятие за занятием объяснять, как делать все правильно. Чтобы решить эту проблему, изобрели резиновый муляж рта с языком и зубами.
Муляж изготовлен из латекса и полностью воспроизводит артикуляционный аппарат человека. Приводится в действие надеванием на кисть руки логопеда или ребенка.
После наглядной демонстрации становится все ясно и понятно, что и как делать. Сейчас посмотрим отрывок, часть индивидуального занятия, где я использовала муляж рта для ознакомления ребенка старшей группы с органами артикуляционного аппарата (просмотр видео занятия).
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений необходимо выполнять их в игровой форме, включать в работу различные анализаторы и использовать многообразие вспомогательного материала.
Игровые задания помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений, поддерживают положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.
Я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов — биоэнергия и пластика. Биоэнергия — это энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для работы над развитием подвижности артикуляционных органов наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений, чувство ритма и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Другими словами, рука как бы превращается в язычок и повторяет его движения.
Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса с биоэнергопластикой:
- учитывать индивидуальные особенности детей;
- подключать руки ребенка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
- следить за тем, чтобы руки ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
- соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;
- соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. На начальных этапах обучения может прослеживаться асинхронность выполнения, замедленность движений, сосредоточенность внимания ребенка либо на выполнении артикуляционного упражнения, либо на выполнении движения руками. Постепенно они проходят.
Движение руки подбирается под любое артикуляционное упражнение. Ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Когда дети знакомятся с новым артикуляционным упражнением, они могут сами предлагать движение руки. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения.
Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики можно использовать варежки, героев перчаточного театра, они надеваются на руки логопеда и ребенка. На заключительных этапах артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется с использованием обеих рук ребенка. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет лог опеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.
Сейчас вместе с вами попробуем выполнить упражнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой. Рука показывает положение языка при выполнении и динамических, и статических упражнений. Упражнения можно выполнять под счет, можно использовать подходящие по смыслу стихи.
Методика использования биоэнергопластики раскрыта в методических разработках А.В.Ястребовой, О.И.Лазаренко, А.Л.Сиротюк, Р.Г.Бушляковой.
На примере отрывков индивидуальных занятий посмотрим, как можно использовать элементы биоэнергопластики во время выполнения артикуляционных упражнений (просмотр видеозанятий).
Наряду с общепринятыми технологиями проведения артикуляционной гимнастики целесообразно использовать нетрадиционные технологии, к которым относятся и артикуляционные музыкальные комплексы.
Это технология основана на игре и сопровождается музыкальным оформлением, что дополнительно стимулирует ребенка, вызывает положительный эмоциональный настрой.
Артикуляционные музыкальные комплексы способствуют не только повторению серий движений, но и формируют навык переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах. Исследования ученых показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, причем без участия сознания ребенка, согласовывать амплитуду и скорость движений с заданным из вне ритмическим стимулом, поэтому музыка, в данном случае, является естественным стимулятором и регулятором движений. Такой прием делает автоматизацию движений более эффективной.
Помимо рефлекторного усвоения ритма, музыка способствует изменению эмоционального состояния ребенка, что на физиологическом уровне выражается в тонусе выполнения движений: веселая музыка повышает активность и увеличивает амплитуду движений; грустная – астенизирует, делает движения плавными, мягкими, пластичными.
В качестве музыкального сопровождения используются знакомые детям произведения и песенки, которые имеют простую ритмическую структуру, четкую музыкальную фразу и характер. Для этой цели наиболее подходят детские песни из мультфильмов (просмотр видеозанятия).
Чтобы поддерживать интерес, эмоциональный настрой к выполнению артикуляционных упражнений, мы используем в своей работе короткие стишки. Чтобы не утомлять ребенка однообразием, одному и тому же упражнению даются разные названия. Знакомое нам упражнение «Блинчик» превращается в «Лопатку». Упражнение «иголочка» или «жало», можно сравнить с морковкой, ракетой, клювом петуха, дятла, иголками ежика.
Придумываем разные истории о язычке («Заборчик», «Барабан»).
После разучивания артикуляционных упражнений мы придумываем «Сказки Веселого язычка», объединяя в одну сказку упражнения определенного комплекса. Например, в сказке «Блинчики» использованы артикуляционные упражнения для шипящих звуков. Ребята, сейчас я вам расскажу сказку Веселого язычка, а вы мне будете помогать, хорошо!
«Блинчики».
Язычок любил готовить себе еду. Больше всего ему нравилось печь блинчики. (Упражнение «Блинчики». Широкий плоский язык положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении не менее 10 секунд). Каждый блинчик Язычок смазывал маслом (язык в том же положении, губы пришлепывают «блинчик»: «пя-пя-пя- пя …»). Блины Язычок ел с вареньем. (Упражнение «Вкусное варенье». Приоткрыть рот и широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз не менее 5 раз). Блины Язычок запивал чаем. Наливал чай в свою любимую чашку (Упражнение «Чашечка»).
Способствуют выработке нужных артикуляционных укладов и развивают переключаемость движений органов артикуляционного аппарата игровые задания. Например, детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, играет на барабане, забивает гвоздик. При выполнении упражнений можно использовать соответствующую музыку.
Если у вас есть возможность использовать интернет - ресурсы, можно организовать с детьми компьютерные игры, использовать разные презентации, видеопоказы. (просмотр видео Розы)
В своей работе я использую и фланелеграф. В ходе выполнения артикуляционных упражнений, сочинений сказок выкладываем картинки, соответствующие названию упражнения.
Так же к нам в гости приходит колобок, солнышко, используем и таблицы, карточки артикуляционной гимнастики.
Во время выполнения артикуляционной гимнастики так же можно использовать логопедические тренажеры «Бусина»: (она бывает большая и малая), «Пуговица» (тонкая).
Упражнения с бусиной.
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. Тренажер индивидуальный для каждого ребенка, после применения помыть, просушить и убрать в контейнер. 1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 3. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку». 4. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его. 5. Дотянись язычком до шарика. Держим шарик на небольшом расстоянии от рта ребенка, «вытаскиваем» язычок «на улицу». Постепенно расстояние увеличиваем.
Чтобы превратить упражнение в увлекательную игру, исходим из особенностей интересов мальчиков и девочек, то есть, пробуем разделить артикуляционные комплексы по принадлежности к тому или другому полу. Например, упражнение «Окошко» - для мальчиков это двери гаража:
«Гараж двери открывает
И машина выезжает».
Упражнение «Окошко» - для девочек - это например, «Лечим кукле зубы».
Таким образом, применение нетрадиционных и инновационных технологий при выполнении артикуляционной гимнастики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, и в свою очередь помогает логопеду при формировании у детей правильного звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...
«Формирование правильного звукопроизношения у детей»
Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспри...
Развитие артикуляционной моторики - основа формирования правильного звукопроизношения у детей
Выпускная работа в рамках курсов повышения квалификации на базе МГПУ. Содержит отражение основной работы логопеда по формированию правильного произношения у детей и способы активного привлечения родит...
Презентация по вопросам рзвития артикуляционной моторики - основы формирования правильного звукопроизношения у детей
Статистика, результаты мониторинга речи детей, содержание логопедической работы логопеда ДОУ по формированию звукопроизношения....
«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....
Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с...
Использование нетрадиционных приёмов работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
Консультация для учителей-логопедов...