Использование нетрадиционных приёмов работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
статья
Консультация для учителей-логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netraditsionnyh_priemov_raboty.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных приемов работы по
формированию правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Формирование фонетически правильной речи — важнейшая задача коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы.
Каждый логопед знает, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации звуков на индивидуальных занятиях. Действительно, ребенку с ОВЗ сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. Неудивительно, что правильно повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, обучающиеся забывают все приобретённые произносительные навыки.
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для обучающегося?Ведь хочется увлечь, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.
Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать новые эффективные методы и приемы, которые ранее логопедами не использовались. Практика показала, что это очень эффективные и полезные технологии.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, развитии лексико-грамматических категорий, а так же с целью коррекции произношения (автоматизации, дифференциации звуков).Например, ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая слова с автоматизируемым звуком или стихотворение. Или же ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизируемый звук.
Широкое применение в работе учителя-логопеда нашла песочная терапия.Элементы песочной терапии используются в качестве вспомогательного средства при автоматизации звуков, развитии сенсомоторных навыков у детей. В качестве песочницы можно использовать короб, наполненный цветным песком.
Приемы и методы, которые особенно часто и плодотворно используется в практике.
- Артикуляционные упражнения. Выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке.
- Автоматизация звуков. Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно совершать соответствующие движения пальчиками в песке. ([Р] - спиральки на песке, [С] - насыпать горочку из песка, [Ш] - дорожка для змейки и др.).
- Игра «Звуки на песке». Эту игру можно использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Логопед рисует на песке любой предмет на заданный звук, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.
- «Картинки под песком». В короб нужно положить цветные картинки с автоматизируемым звуком, сверху засыпать их песком. Ребенок должен сдуть песок с изображений с помощью трубочки и назвать картинки.
- «Найди игрушку». Ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке игрушки, в названии которых есть автоматизируемый звук и назвать их.
В результате использования элементов песочной терапии происходит логопедическое воздействие на процесс формирования звукопроизношения и положительного эмоционального состояния детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда.
Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений обучающихся.Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы по коррекции звукопроизношения включают в себя:
• Пропевание гласных звуков на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Например, пропеваниезвука У помогает стабилизировать эмоции, пропеваниезвука Иулучшает работу головного мозга.
• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. Примеры: Игровое упражнение «Самолет». Это упражнение полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типично звуковое упражнение «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Снимает кашель игровое упражнение «Жуки»(длительное произнесение звука «Ж»). Лечит горло упражнение «Комарик» (длительное произнесение звука «З»). Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор») и др.
При работе по исправлению звукопроизношения на разных этапах используют игры с бросовым и природным материалом. В качестве дидактических материалов используются объекты природы и бросового материала (шишки, орехи, семена арбузов, крышечки, пуговицы, проволочки, шарики, камушки, прищепки, ленточки, палочки от мороженого, футляры от киндер-сюрпризов и т.д.).Применение бросовых материалов заинтересовывает детей к многоразовому повторению речевых заданий при автоматизации, дифференциации звуков, слогов, слов. Разнообразие используемых предметов преобразовывают сложную речевую деятельность в приятный игровой момент, ребенок, действуя с крупами, водой, ракушками, пробками и бутылочками не акцентирует внимание на обучающий элемент занятия, а видит перед собой яркие и приятные предметы, с которыми с удовольствием действует, не заметно для себя отрабатывая речевой навык.
Примеры игр и игровых упражнений с бросовым и природным материалом для автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах.
Игры с водой.
- Называние звука, слога или слова с заданным звуком, при бросании предметов (пробок, шишек, камней) в ёмкость с водой или при доставании предметов из воды.
- Называние дифференцируемых звуков, слогов или слов с заданными звуками, при бросании разных по тяжести предметов (пробок и камней) в ёмкость с водой. Например, при бросании легких предметов проговариваем звук Ш, тяжелых – звук Ж.
Игры с сыпучими материалами.
- Спрятать предмет (игрушку, пуговицу, желудь) в сыпучий материал (горох, фасоль, макароны, бобы) и произнести звук, слог или слово с заданным звуком.
- Найти спрятанный предмет в сыпучем материале и произнести звук, слог или слово с заданным звуком.
- Набирать сыпучий материал в ёмкость (ладонями, пальцами, ложками) и называть звук, слог или слово с заданным звуком.
- Спрятать две отличающиеся группы предметов в сыпучий материал и произносить дифференцируемые звуки, слоги или слова с заданными звуками. Например, пряча колючие предметы (шишки) произносить звук Щ, а гладкие (желудь) – звук Ч.
Использовать можно разные материалы по весу, цвету, форме, величине, фактуре.
Для того, чтобы разнообразить рутинный процесс логопеды в своей работе по автоматизации звуков используют камушки Марблс. Предлагаю ознакомиться с вариантами игр на автоматизацию звуков с использованием камушков Марблс:
- «Четвёртый лишний». Данная игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камушек. В данной игре мы не только и автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий.
- «Бродилки и лабиринты». Ребенок движется от старта к финишу, называя картинки с автоматизируемым звуком. В случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камушек, в случае, если ребенок ошибается, картинка остается пустой. После завершения игры мы видим в произнесении каких слов ребенок испытывает трудности, проговариваем их.
- «Дорожки». Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камушков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки), к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за логопедом речевой материал и, в случае правильного выполнения, кладет на стол камушек. Если же он пропускает автоматизируемый звук, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании или предложении до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно.
- «Заполняй-ка». Для данного варианта игры нужно использовать объемные изображения автоматизируемых звуков, которые нужно заполнить камушками (можно взять любое изображение: цветочек, ягодку и т.д.). Игра позволяет использовать любой речевой материал от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно — можешь положить камушек, ошибся — камушек остаётся в контейнере.
Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь учащихся, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...
«Формирование правильного звукопроизношения у детей»
Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспри...
«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика. Ребён...
Развитие артикуляционной моторики - основа формирования правильного звукопроизношения у детей
Выпускная работа в рамках курсов повышения квалификации на базе МГПУ. Содержит отражение основной работы логопеда по формированию правильного произношения у детей и способы активного привлечения родит...
Презентация по вопросам рзвития артикуляционной моторики - основы формирования правильного звукопроизношения у детей
Статистика, результаты мониторинга речи детей, содержание логопедической работы логопеда ДОУ по формированию звукопроизношения....
«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....
Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с...