Конспект занятия на тему "Творчество Марка Шагала"
план-конспект

Штрек Анастасия Александровна

Занятие предназначено для обучающихся основной и старшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_marka_shagala.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

                              ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия для обучающихся 5А, 12А классов на тему

Творчество Марка Шагала. Картина «Синий дом»

                                                                Подготовила и провела:

Будник  А.И.

Штрек А.А.

Санкт-Петербург

2019 – 2020 учебный год

Цель урока

Познакомить обучающихся с творчеством Марка Шагала.

Задачи урока:

Обучающая:- познакомить с картиной русского живописца Марка Шагала «Синий дом» .

Развивающая: - развивать умение работать с картиной, уметь наблюдать, анализировать.

Воспитывающая: - воспитывать любовь к искусству.

Ход урока

Сегодня мы познакомимся с картиной Марка Шагала "Синий дом".

Марк Захарович Шагал выдающийся художник XX века, родился в 1887 году в г. Витебске, недалеко от границы с Польшей. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мама  держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка.

   Сначала Марк учился в школе при церкви, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руши, где проживали художники.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Петербурге.

В 1923 году Шагал с семьей переехал в Париж на постоянное место жительства. В 1977-78 гг. вопреки всем правилам, в Лувре (музей в Париже) были выставлены работы еще здравствующего художника. Выставка была приурочена к 90-летию художника. Умер М. Шагал в марте 1985 года на 98 году жизни. Он считается одним из представителей кубизма. Кубизм -направление в живописи характеризующееся стремлением выделить структуру объема, показать предмет с разных точек зрения.  Например картина М. Шагала "Я и деревня".

-Посмотрите внимательно. Рассмотрите картину.

-Что увидели?  Что заметили?

1.Первое впечатление.

(необычность, привлекает внимание, уютная картина)

-Тревожная с одной стороны, она как бы распадается на две части.

-Что видите вдали? (надо всматриваться).

На переднем плане - разрушения, следы запущенности, одиночества.

Покосившийся от старости дом.

2.Давайте "войдем" в картину

-Где стоит зритель?

-Откуда видна эта панорама?

-Хочется пройти вглубь? (можно уйти за дом).

В дом невозможно не войти (он заслоняет проход, он главный). А за домом река-граница между мирами, а есть дорожка?

-Посмотрите, куда ведет тропинка?

-А за рекой есть тропинка?

-Какой образ более сказочный? На переднем плане или образ города на заднем плане?

-Почему вы так решили?

-Давайте рассмотрим задний план. Какие цвета использовал художник? (цвета жизни).

-Где фантастический образ? Дом или город? (дом реальный, там кто-то жил, за ним реальная история).

-Как вы думаете оживет ли снова дом или его разрушат?

-Почему?

Дом реальный, а цвет? (фантастический).

Небо не синее, а золотое - ощущается присутствие людей.

-Почему здесь тепло, а здесь холодно? (окошки у дома похожи на глаза, а город живой, но как на открытке).

Дом как выросший, кажется что пустой, но вдруг кто-то вошел. Дом живет своей жизнью.

-Что не дает дому стать мрачным? (кирпичная стена).

-А что это за стена?

-Какое ощущение от этого дома? (он живой, кто-то пытается этот дом подремонтировать, чтобы он не упал).

-Почему он синий?

-Что в литературе обозначает синий цвет? (синяя птица счастья, т.е. цвет мечты, фантазии).

То есть дом окрасился в цвета воспоминаний.

Здесь можно увидеть три пласта

прошлое (синий дом),

настоящее (город),

будущее (кирпичная стена).

-А давайте снесем дом, уберем его. Лучше станет картина? (нет, не будет смысла, не будет жизни, не будет индивидуальности).

Физминутка.

Дом живет, у него есть история, загадка.

-О чем хотел сказать автор?

Это дом, в котором художнику было когда-то хорошо, тепло и уютно. (вообще Марк Шагал очень скучал по родине, он много времени провел вне родины).

  Без прошлого не будет будущего. М. Шагал покинул родину в 1923 году, поэтому дом для него это символ Родины. Он начинает думать о России (город) и всплывает этот дом, что-то родное.

-Посмотрите какая вода? (это цвет импрешен и блестит и отражает, разноцветное небо).

В XIX веке старались передать реальность, изображение как фотография. В XX веке- старались передать впечатление.

-Почему пишет художник, писатель? (он не может не писать, он исследует душу).

 Он так живет, он не может не писать. Художник всегда творит заново мир, он научил нас по-другому видеть. Освежим наш взгляд на мир.

Картина вызывает в памяти такие строчки Сергея Есенина:

Низкий дом мой давно уж ссутулился

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Помереть знать судил мне бог.

-Можно ли по другому назвать картину? Как?

-Понравилась вам картина? Чем?

Хотелось ли вам что-нибудь дорисовать? Если да, то что?

Что понравилось на уроке?

-Что нового узнали?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект занятия "Черлидинг. Базовые шаги и прыжки. Стретчинг".

Конспект занятия по аэробике для групп 4 года обучения по теме: "Черлидинг. Базовые шаги и прыжки. Стретчинг"....

Конспект занятия по теме : Шагай наадан

Зорилгонууд:Ухибуудэй ухаан бодолынь худэлгэхэ, аман хэлэлгэ хугжөөхэ;«Табан хушуу мал» гэhэн темээр мэдэсэеэ дабтаха;«Үнгэнүүд» гэhэн темээр мэдэсэеэ дабтаха;«Шагай наад...

"Роль фантазии в творчестве художника на примере искусства Марка Шагала"

quot;Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать. Он может сочинять, изображать то, чего нет, - небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и далёкое будущее." ( Из учебника "И...

Конспект занятия на тему Творчество Марка Шагала. Картина «Синий дом»

Занятие предназначено для обучающихся основной школы...

Методическая разработка занятия "Творчество Марка Шагала."

Занятие разработано для обучающихся основной школы....