Методическая разработка занятия "Творчество Марка Шагала."
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_marka_shagala.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для обучающихся 5А, 12А классов на тему

Творчество Марка Шагала. Картина «Синий дом»

                                                             

   Подготовила и провела:

Глебездина С.Е.

Санкт-Петербург

2019 – 2020 учебный год

Цель урока

Познакомить обучающихся с творчеством Марка Шагала.

Задачи урока:

Обучающая:- познакомить с картиной русского живописца Марка Шагала «Синий дом» .

Развивающая: - развивать умение работать с картиной, уметь наблюдать, анализировать.

Воспитывающая: - воспитывать любовь к искусству.

Ход урока

Сегодня мы познакомимся с картиной Марка Шагала "Синий дом".

Марк Захарович Шагал выдающийся художник XX века, родился в 1887 году в г. Витебске, недалеко от границы с Польшей. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мама  держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка.

   Сначала Марк учился в школе при церкви, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руши, где проживали художники.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Петербурге.

В 1923 году Шагал с семьей переехал в Париж на постоянное место жительства. В 1977-78 гг. вопреки всем правилам, в Лувре (музей в Париже) были выставлены работы еще здравствующего художника. Выставка была приурочена к 90-летию художника. Умер М. Шагал в марте 1985 года на 98 году жизни. Он считается одним из представителей кубизма. Кубизм -направление в живописи характеризующееся стремлением выделить структуру объема, показать предмет с разных точек зрения.  Например картина М. Шагала "Я и деревня".

-Посмотрите внимательно. Рассмотрите картину.

-Что увидели?  Что заметили?

1.Первое впечатление.

(необычность, привлекает внимание, уютная картина)

-Тревожная с одной стороны, она как бы распадается на две части.

-Что видите вдали? (надо всматриваться).

На переднем плане - разрушения, следы запущенности, одиночества.

Покосившийся от старости дом.

2.Давайте "войдем" в картину

-Где стоит зритель?

-Откуда видна эта панорама?

-Хочется пройти вглубь? (можно уйти за дом).

В дом невозможно не войти (он заслоняет проход, он главный). А за домом река-граница между мирами, а есть дорожка?

-Посмотрите, куда ведет тропинка?

-А за рекой есть тропинка?

-Какой образ более сказочный? На переднем плане или образ города на заднем плане?

-Почему вы так решили?

-Давайте рассмотрим задний план. Какие цвета использовал художник? (цвета жизни).

-Где фантастический образ? Дом или город? (дом реальный, там кто-то жил, за ним реальная история).

-Как вы думаете оживет ли снова дом или его разрушат?

-Почему?

Дом реальный, а цвет? (фантастический).

Небо не синее, а золотое - ощущается присутствие людей.

-Почему здесь тепло, а здесь холодно? (окошки у дома похожи на глаза, а город живой, но как на открытке).

Дом как выросший, кажется что пустой, но вдруг кто-то вошел. Дом живет своей жизнью.

-Что не дает дому стать мрачным? (кирпичная стена).

-А что это за стена?

-Какое ощущение от этого дома? (он живой, кто-то пытается этот дом подремонтировать, чтобы он не упал).

-Почему он синий?

-Что в литературе обозначает синий цвет? (синяя птица счастья, т.е. цвет мечты, фантазии).

То есть дом окрасился в цвета воспоминаний.

Здесь можно увидеть три пласта

прошлое (синий дом),

настоящее (город),

будущее (кирпичная стена).

-А давайте снесем дом, уберем его. Лучше станет картина? (нет, не будет смысла, не будет жизни, не будет индивидуальности).

Физминутка.

Дом живет, у него есть история, загадка.

-О чем хотел сказать автор?

Это дом, в котором художнику было когда-то хорошо, тепло и уютно. (вообще Марк Шагал очень скучал по родине, он много времени провел вне родины).

  Без прошлого не будет будущего. М. Шагал покинул родину в 1923 году, поэтому дом для него это символ Родины. Он начинает думать о России (город) и всплывает этот дом, что-то родное.

-Посмотрите какая вода? (это цвет импрешен и блестит и отражает, разноцветное небо).

В XIX веке старались передать реальность, изображение как фотография. В XX веке- старались передать впечатление.

-Почему пишет художник, писатель? (он не может не писать, он исследует душу).

 Он так живет, он не может не писать. Художник всегда творит заново мир, он научил нас по-другому видеть. Освежим наш взгляд на мир.

Картина вызывает в памяти такие строчки Сергея Есенина:

Низкий дом мой давно уж ссутулился

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Помереть знать судил мне бог.

-Можно ли по другому назвать картину? Как?

-Понравилась вам картина? Чем?

Хотелось ли вам что-нибудь дорисовать? Если да, то что?

Что понравилось на уроке?

-Что нового узнали?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия. « Первые шаги в космос» (Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением)

Методическая разработка занятия по техническому творчеству содержит: подробный план конспект занятия, технологическую карту, кроссворд. Ребус, презентацию «Первые шаги в  космос», викторину...

Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

"Роль фантазии в творчестве художника на примере искусства Марка Шагала"

quot;Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать. Он может сочинять, изображать то, чего нет, - небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и далёкое будущее." ( Из учебника "И...

Методическая разработка сценария "Когда шагает строй", посвященная Дню Защитника Отечества 2020

Для Защитника Отечества, во все времена службы по уставу именно поддержка близких и любимых  являлась мощным стимулом в исходе нелегких военных испытаний и ратных подвигов. А «подвиг е...

Конспект занятия на тему Творчество Марка Шагала. Картина «Синий дом»

Занятие предназначено для обучающихся основной школы...

Конспект занятия на тему "Творчество Марка Шагала"

Занятие предназначено для обучающихся основной и старшей школы....