Профилактика чтения и письма у учащихся 1 класса
рабочая программа
Устранение пробелов в развитии звуковой и лексико-грамматической стороны речи, способствующее успешному усвоению программы и личностному развитию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_nar_cht_i_p._1_kl.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса
«Профилактики нарушений чтения и письма у учащихся 1 класса»
- Пояснительная записка:
Цель коррекционного курса: устранение пробелов в развитии звуковой и лексико-грамматической стороны речи, способствующее успешному усвоению программы и личностному развитию обучающихся.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа комплектуется из обучающихся 1-х классов.
Преподавание курса связано с преподаванием ряда учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области: «Русский язык», «Литературное чтение», коррекционного курса «Развитие речи».
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Личностные результаты:
Курс ориентирован на формирование у учащихся:
- положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к занятиям, быть готовым к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и т. д.);
- знаний и выполнения правил личной гигиены на занятиях по произношению;
- этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
- потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятиях (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми;
- знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;
- сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);
- определять пути и средства достижения учебной цели;
- с помощью учителя – логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
- выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
- работать в определённом темпе;
- применять знания в новых ситуациях.
Познавательных
- ориентироваться в учебных пособиях (на развороте);
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебных пособиях ля передачи информации;
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;
- с помощью учителя – логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;
- группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Коммуникативных
- внимательно слушать и слышать учителя-логопеда не переключаясь на посторонние воздействия;
- подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя – логопеда;
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;
- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии;
- пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;
- обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;
- применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя – логопеда.
Предметные результаты:
Первоклассник получит возможность:
- овладеть нормами словоизменения и словообразования различных частей речи, адекватно использовать предлоги;
- пополнить словарный запас;
- расширить представления и понятия об окружающем мире;
- совершенствовать умение строить связное высказывание, делиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
- научиться осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений;
- научиться выделять слова из предложения, определять их последовательность и количество;
- проводит сложные формы звукового анализа;
- различать как далекие, так и близкие пары фонем;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие, твердые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
- определять место ударения в слове.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- текущий мониторинг, проводится в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
II Содержание коррекционного курса
Коррекционно-развивающая работа ведется в следующих направлениях:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляется одновременно, то есть на одном занятии идёт работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под удалением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.
Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие от данных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся. В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом, преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв.
Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия.
Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы.
Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».
- Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Звуковой анализ | Лексическая тема | Грамматический строй |
1. | Звук и буква А | 2 | Выделение звука из слова | «Фрукты» | Предлоги на, в, под |
2. | Звук и буква О | 2 | Выделение звука из слова | «Овощи» | Предлоги на, в, под |
3. | Звук и буква У | 2 | Выделение звука из слова | «Птицы» | Предлоги по, за, на Наречия высоко, низко, вверху |
4. | Звук и буква А, О, У | 2 | Первый звук в слове | «Фрукты» – «овощи» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
5. | Звук и буквы Ы | 1 | Последний звук в слове | «Деревья» | Именительный падеж, множественное число существительных |
6. | Звук и буква Э | 2 | Последний звук в слове | «Птицы» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
7. | Звук и буква М | 2 | Начало, середина, конец слова | «Цветы» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
8. | Звук и буква Л | 2 | Начало, середина, конец слова | «Огород» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
9. | Звук и буква Р | 2 | Начало, середина, конец слова | «Фрукты» – «овощи» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
11. | Звук и буква Н | 2 | Начало, середина, конец слова | «Зоопарк» | Предлоги на, в, под |
12. | Сонорные звуки М, Н, Л, Р | 2 | Первый и последний звук в слове | «Лес» | Предлоги за, между, перед |
13. | Звук и буква И | 2 | Звуковой анализ слов типа кит | «Инструменты» | |
14. | Звук и буква Я | 2 | Звуковой анализ слов типа яма | «Мебель» | Именительный падеж, множественное число существительных |
15. | Звуки и буква Ю | 2 | Звуковой анализ слов типа юла | «Игрушки» | Предлоги над, под, из – под |
16. | Звук и буква Е | 2 | Звуковой анализ слов типа ежи | «Животные» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
17. | Звук и буква Ё | 1 | Звуковой анализ слов типа ёрш | «Рыбы» | Предлоги над, под, из – под |
18. | Буква Ь (смягчитель) | 1 | Звуковой анализ слов типа конь | «Домашние животные» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
19. | Звуки М-М, | 2 | Звуковой анализ слов типа мак, мил | «Цветы» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
20. | Звуки Л-Л, | 2 | Звуковой анализ слов типа лук, лис | «Овощи» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
21. | Звуки Н-Н, | 2 | Звуковой анализ слов типа Нина | «Имена людей» | Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
22. | Звуки Р – Р' | 2 | Звуковой анализ слов типа рак, рис | «Животные водоёмов» | Предлоги над, под, из – под |
23. | Звук и буква П | 1 | Звуковой анализ слов типа плащ | «Одежда» | Предлоги в, на, с, из |
24. | Звук и буква Б | 1 | Звуковой анализ слов типа боты | «Обувь» | Антонимичные приставки |
25. | Звуки и буквы П – Б | 1 | Звуковой анализ слов типа шапка | «Головные уборы» | Антонимичные приставки |
26. | Звук и буква Т | 1 | Звуковой анализ слов типа плот | «Транспорт» | Приставки на согласную. Ъ после приставок |
27. | Звук и буква Д | 1 | Звуковой анализ слов типа диск | «Спортивные вещи» | Наречия пространственного значения |
28. | Звуки и буквы Т – Д | 1 | Звуковой анализ слов типа труба | «Музыкальные инструменты» | Наречия качественного значения (тихо, громко и т. д.) |
29. | Звук и буква К | 1 | Звуковой анализ слов типа карп | «Рыбы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
30. | Звук и буква Г | 1 | Звуковой анализ слов типа тигр | «Зоопарк» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
31. | Звуки и буквы К – Г | 1 | Звуковой анализ слов типа сокол | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
32. | Звук и буква Ф | 1 | Звуковой анализ слов типа филин | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
33. | Звук и буква В | 1 | Звуковой анализ слов типа ворона | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
34. | Звуки и буквы Ф – В | 1 | Звуковой анализ слов типа воробей | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
35. | Звук и буква С | 1 | Звуковой анализ слов типа сахар | «Еда» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
36. | Звук и буква З | 1 | Звуковой анализ слов типа мозаика | «Игрушки» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
37. | Звуки и буквы С – З | 1 | Звуковой анализ слов типа зонтик | «Предметы личного пользования» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
38. | Звук и буква Ш | 1 | Звуковой анализ слов типа кувшин | «Посуда» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
39. | Звук и буква Ж | 1 | Звуковой анализ слов типа жасмин | «Лекарственные растения» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
40. | Звуки и буквы Ш – Ж | 1 | Звуковой анализ слов типа шишки | «Плоды и семена» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
41. | Звук и буква Х | 1 | Звуковой анализ слов типа халва | «Еда» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
42. | Звук и буква Й | 1 | Звуковой анализ слов типа змей | «Игрушки» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
43. | Звук и буква Ц | 1 | Звуковой анализ слов типа цапли | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
44. | Звук и буква Ч | 1 | Звуковой анализ слов типа чайка | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
Звуки и буквы Ц-Ч | 1 | ||||
45. | Звук и буква Щ | 1 | Звуковой анализ слов типа щенок | «Детеныши животных» | Суффиксы
|
Звуки и буквы Ч-Щ | 1 | ||||
46. | Буква Ь | 1 | Звуковой анализ слов типа семья | «Семья» | Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
47. | Буква Ъ | 1 | Звуковой анализ слов типа подъём | «Транспорт» | Приставки пространственного значения |
IV. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками. — Ярославль, 2006;
- Козырева Л. М. Как научиться читать. — Ярославль,2006.
- Козырева Л. М. Расширяем словарь малышей. — Ярославль, 2006;
- Козырева Л. М. Развиваем речь малышей. — Ярославль, 2006.
- Козырева Л. М. Как научиться читать. — Ярославль, 2006.
- Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Р, Р\ Л, Л'. — Ярославль, 2004.
- Козырева Л. М. Читаем и играем. — Ярославль, 2006.
- Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П, Пь, Б, Б'. — Ярославль, 2004;
- Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К', Г, Г. Ярославль, 2004.,
- Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С. С, 3, 3'. — Ярославль, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»
Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»...
Тематическое планирование по чтению и письму в 6 классе 8 вида
тематическое планирование уроков по чтению и письму в 6 классе СКОУ 8 вида...
Рабочие программы по чтению и письму для 6 класса
Рабочие программы по предметам: чтение и развите речи, письмо и развитие речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для 6 класса....
Формирование навыков чтения и письма у учащихся с нарушением речи.
Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на нас...
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Учебное пособие по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: чтение и письмо» 10 - 11 класс
Данное пособие предназначается для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Ставит цель помочь учащимся подготовиться к сдаче экзаменов по английскому языку в форма...
Учебное пособие по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: чтение и письмо» 10 - 11 класс
Данное пособие предназначается для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению английского языка....