Профилактика чтения и письма у учащихся 1 класса
рабочая программа

Устранение пробелов в развитии звуковой и лексико-грамматической стороны речи, способствующее успешному усвоению программы и личностному развитию обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_nar_cht_i_p._1_kl.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                                                                               

Рабочая программа коррекционного курса

«Профилактики нарушений чтения и письма у учащихся 1 класса»

  1. Пояснительная записка:

Цель коррекционного курса:  устранение пробелов в развитии звуковой и лексико-грамматической стороны речи, способствующее успешному усвоению программы и личностному развитию обучающихся.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя и связной речи.

    Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа комплектуется из обучающихся 1-х классов.

Преподавание курса связано с преподаванием ряда учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области: «Русский язык», «Литературное чтение», коррекционного курса «Развитие речи».

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Личностные результаты:

Курс ориентирован на формирование у учащихся:

  • положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  • представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к занятиям, быть готовым к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и т. д.);
  • знаний и выполнения правил личной гигиены на занятиях по произношению;
  • этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
  • потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятиях (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми;
  • знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

Курс  обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

     - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;

     - сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);

     - определять пути и средства достижения учебной цели;

     - с помощью учителя – логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;

     -  выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;

     - осуществлять контроль за ходом своей деятельности;

     - работать в определённом темпе;

     - применять знания в новых ситуациях.

Познавательных

    - ориентироваться в учебных пособиях (на развороте);

    - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебных пособиях ля передачи информации;

    - находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;

    - с помощью учителя – логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;

    - проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;

    - группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.

      Коммуникативных

       - внимательно слушать и слышать учителя-логопеда не переключаясь на посторонние воздействия;

       - подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя – логопеда;

       - понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

       - свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

      - целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;

      - соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);

      - отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии;

      - пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;

      - обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;

      - применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

      - адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя – логопеда.

Предметные результаты:

Первоклассник получит возможность:

- овладеть нормами словоизменения и словообразования различных частей речи, адекватно использовать предлоги;

- пополнить словарный запас;

- расширить представления и понятия об окружающем мире;

- совершенствовать умение строить связное высказывание, делиться впечатлениями об увиденном или услышанном;

     - научиться осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений;

     - научиться выделять слова из предложения, определять их последовательность и количество;

     - проводит сложные формы звукового анализа;

     -  различать как далекие, так и близкие  пары  фонем;

   - различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

   - правильно называть мягкие, твердые звуки в слове и вне слова;

   - знать способы их буквенного обозначения;

   - обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

   - определять место ударения в слове.

     Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

-   входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

- текущий мониторинг, проводится  в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;

 -   итоговая диагностика (15-30 мая).

    Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

II Содержание коррекционного курса

Коррекционно-развивающая работа ведется в следующих направлениях:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляется одновременно, то есть на одном занятии идёт  работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

 Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под удалением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.

  Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие от данных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся. В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом, преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв.

Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия.

Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы.

Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».

  1. Тематическое  планирование

Тема

Кол-во

часов

Звуковой анализ

Лексическая тема

Грамматический строй

1.

Звук и буква А

2

Выделение звука из слова

«Фрукты»

Предлоги на, в, под

2.

Звук и буква О

2

Выделение звука из слова

«Овощи»

Предлоги на, в, под

3.

Звук и буква У

2

Выделение звука из слова

«Птицы»

Предлоги по, за, на

Наречия высоко, низко, вверху

4.

Звук и буква А, О, У

2

Первый звук в слове

«Фрукты» – «овощи»

Согласование прилагательных с существительными в роде

5.

Звук и буквы Ы

1

Последний звук в слове

«Деревья»

Именительный падеж, множественное число существительных

6.

Звук и буква  Э

2

Последний звук в слове

«Птицы»

Согласование прилагательных с существительными в роде

7.

Звук и буква М

2

Начало, середина, конец слова

«Цветы»

Согласование прилагательных с существительными в роде

8.

Звук и буква Л

2

Начало, середина, конец слова

«Огород»

Согласование прилагательных с существительными в роде

9.

Звук и буква Р

2

Начало, середина, конец слова

«Фрукты» – «овощи»

Согласование прилагательных с существительными в роде

11.

Звук и буква Н

2

Начало, середина, конец слова

«Зоопарк»

Предлоги на, в, под

12.

Сонорные звуки

М, Н, Л, Р

2

Первый и последний звук в слове

«Лес»

Предлоги за, между, перед

13.

Звук и буква И

2

Звуковой анализ слов типа кит

«Инструменты»

14.

Звук и буква Я

2

Звуковой анализ слов типа яма

«Мебель»

Именительный падеж, множественное число существительных

15.

Звуки и буква Ю

2

Звуковой анализ слов типа юла

«Игрушки»

Предлоги над, под, из – под

16.

Звук и буква Е

2

Звуковой анализ слов типа ежи

«Животные»

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

17.

Звук и буква Ё

1

Звуковой анализ слов типа ёрш

«Рыбы»

Предлоги над, под, из – под

18.

Буква Ь (смягчитель)

1

Звуковой анализ слов типа конь

«Домашние животные»

Согласование прилагательных с существительными в роде

19.

Звуки М-М,

2

Звуковой анализ слов типа мак, мил

«Цветы»

Согласование прилагательных с существительными в роде

20.

Звуки Л-Л,

2

Звуковой анализ слов типа лук, лис

«Овощи»

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

21.

Звуки Н-Н,

2

Звуковой анализ слов типа Нина

«Имена людей»

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

22.

Звуки Р – Р'

2

Звуковой анализ слов типа рак, рис

«Животные водоёмов»

Предлоги над, под, из – под

23.

Звук и буква П

1

Звуковой анализ слов типа плащ

«Одежда»

Предлоги в, на, с, из

24.

Звук и буква Б

1

Звуковой анализ слов типа боты

«Обувь»

Антонимичные приставки

25.

Звуки и буквы

П – Б

1

Звуковой анализ слов типа шапка

«Головные уборы»

Антонимичные приставки

26.

Звук и буква Т

1

Звуковой анализ слов типа плот

«Транспорт»

Приставки на согласную. Ъ после приставок

27.

Звук и буква Д

1

Звуковой анализ слов типа диск

«Спортивные вещи»

Наречия пространственного значения

28.

Звуки и буквы

Т – Д

1

Звуковой анализ слов типа труба

«Музыкальные инструменты»

Наречия качественного значения (тихо, громко и т. д.)

29.

Звук и буква К

1

Звуковой анализ слов типа карп

«Рыбы»

Приставки и предлоги пространственного значения

30.

Звук и буква Г

1

Звуковой анализ слов типа тигр

«Зоопарк»

Согласование прилагательных с существительными в роде

31.

Звуки и буквы

К – Г

1

Звуковой анализ слов типа сокол

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного значения

32.

Звук и буква Ф

1

Звуковой анализ слов типа филин

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного значения

33.

Звук и буква В

1

Звуковой анализ слов типа ворона

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного значения

34.

Звуки и буквы

Ф – В

1

Звуковой анализ слов типа воробей

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного значения

35.

Звук и буква С

1

Звуковой анализ слов типа сахар

«Еда»

Согласование прилагательных с существительными в роде

36.

Звук и буква З

1

Звуковой анализ слов типа мозаика

«Игрушки»

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

37.

Звуки и буквы

С – З

1

Звуковой анализ слов типа зонтик

«Предметы личного пользования»

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

38.

Звук и буква Ш

1

Звуковой анализ слов типа кувшин

«Посуда»

Согласование прилагательных с существительными в роде

39.

Звук и буква Ж

1

Звуковой анализ слов типа жасмин

«Лекарственные растения»

Согласование прилагательных с существительными в роде

40.

Звуки и буквы

Ш – Ж

1

Звуковой анализ слов типа шишки

«Плоды и семена»

Согласование прилагательных с существительными в роде

41.

Звук и буква Х

1

Звуковой анализ слов типа халва

«Еда»

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

42.

Звук и буква Й

1

Звуковой анализ слов типа змей

«Игрушки»

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

43.

Звук и буква Ц

1

Звуковой анализ слов типа цапли

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного значения

44.

Звук и буква Ч

1

Звуковой анализ слов типа чайка

«Птицы»

Приставки и предлоги пространственного значения

Звуки и буквы Ц-Ч

1

45.

Звук и буква Щ

1

Звуковой анализ слов типа щенок

«Детеныши животных»

Суффиксы

  • енок,
  • онок,
  • ата,
  • ята.

Звуки и буквы Ч-Щ

1

46.

Буква Ь

1

Звуковой анализ слов типа семья

«Семья»

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

47.

Буква Ъ

1

Звуковой анализ слов типа подъём

 «Транспорт»

Приставки пространственного значения

IV. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками. — Ярославль, 2006;
  2. Козырева Л. М. Как научиться читать. — Ярославль,2006.
  3. Козырева Л. М. Расширяем словарь малышей. — Ярославль, 2006;
  4. Козырева Л. М. Развиваем речь малышей. — Ярославль, 2006.
  5. Козырева Л. М. Как научиться читать. — Ярославль, 2006.
  6. Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Р, Р\ Л, Л'. — Ярославль, 2004.
  7. Козырева Л. М. Читаем и играем. — Ярославль, 2006.
  8. Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П, Пь, Б, Б'. — Ярославль, 2004;
  9. Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К', Г, Г. Ярославль, 2004.,
  10. Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С. С, 3, 3'. — Ярославль, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»

Урок  литературы по технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»...

Тематическое планирование по чтению и письму в 6 классе 8 вида

тематическое планирование уроков по чтению и письму в 6 классе СКОУ 8 вида...

Рабочие программы по чтению и письму для 6 класса

Рабочие программы по предметам: чтение и развите речи,  письмо и развитие речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для  6 класса....

Формирование навыков чтения и письма у учащихся с нарушением речи.

        Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на нас...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Учебное пособие по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: чтение и письмо» 10 - 11 класс

Данное пособие предназначается для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Ставит цель помочь учащимся подготовиться к сдаче экзаменов по английскому языку в форма...

Учебное пособие по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: чтение и письмо» 10 - 11 класс

Данное пособие предназначается для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению английского языка....