Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Попова Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

Урок  литературы по технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  в 6 классе

по теме И.А. Бунин «Горбун»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Попова Ольга Александровна МБУ гимназия № 35

                                                                                 г.о. Тольятти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                            Цель урока:

 

актуализация имеющихся знаний по данной теме, умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания, выработка собственной позиции, формирование самостоятельности мышления у учащихся, пробуждение исследовательской и творческой активности детей, уметь правильно отвечать и использовать при анализе текста вопросы разного вида ( уточняющие, аналитические, оценочные, интерпретационные, проблемные и творческие ), развитие внимания и наблюдательности, воспитание интереса к творчеству писателя, пополнение словарного запаса учащихся, развитие у учащихся умения критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать, использовать с целью прогноза.

 

Тип урока: объяснение нового материала

 

Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

 

Приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, создание проблемной ситуации, полемика.

 

Оборудование: портрет И. Бунина, три фрагмента рассказа.

 

Ход урока:

 

1. Стадия вызова.

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего-то необычного и прекрасного?

- Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?

- Можно ли дать четкое определение счастью?

- Для кого-то счастье- это осуществление заветной мечты, для кого-то - приобретение чего-либо, для кого-то счастье- пробуждение природы, весенняя капель, для кого-то - улыбка мамы и ты счастлив.

- Известный датский писатель Х.К.Андерсен утверждал:„ Нет на свете человека, которому хотя бы раз в жизни не улыбнулось счастье”.

- Как вы понимаете выражение улыбнулось счастье?

- Ребята, а вам счастье улыбалось? Какие чувства вы испытывали в момент своего счастья?

- А испытывали ли вы страх? А какой он ваш страх?

- А обманывались ли вы в своих надеждах и ожиданиях?

- А почему так происходит?

- Кто или что вершит судьбы людей?

- Автор рассказа, с которым мы сегодня познакомимся, Иван Алексеевич Бунин, известный вам как поэт. Давайте вспомним, каков поэтический мир Бунина?

- Да, действительно, лирическим героем многих стихотворений Бунина является ребенок.

- А почему именно ребенок?

- Какова тематика стихотворений?

- К чему нас призывает поэт? Поэзия Бунина дарит нам чувство радости, счастья. Бунин словно говорит нам: какое счастье - жить, какая радость- быть наедине с природой, восхищаться каждым изменением в ней! В поэзии Бунина живет душа ребенка, не устающего радоваться жизни, восхищаться ею.

- Но сегодня  мы с вами окунемся в мир прозы Бунина, и в конце урока попробуем ответить на проблемный вопрос.

2. Постановка проблемного вопроса урока:

- В чем лиризм прозы Бунина?

3.Стадия осмысления содержания.Чтение с остановками.

- Рассказ, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, Иван Бунин написал в 1914 году. Сколько же было автору лет на момент написания рассказа?

- Рассказ называется„ Роман горбуна”. Как вы думаете, о чем это произведение?

- Итак, прочитаем первый фрагмент рассказа:

           Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

          «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…»

- В чем необычность ситуации?

- Чьи предположения о названии рассказа оправдались?

- Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?

- Как вы думаете, кто написал письмо?

- Посмотрите, автор письма пишет: Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… - В чем может обнаружиться родство?

- Когда и где должна состояться встреча? Чем настораживает письмо?

- Предположите, как отреагирует горбун?

- Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?

- Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

- Читаем дальше.

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели…Потом, напряженный, он сел в кресло, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг…

- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

- Попробуйте передать чувства, используя цветовые прилагательные?

- Какие цвета будут доминировать и почему?

- Что нового мы узнали о герое?

- Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?

- Есть ли уверенность в счастливой развязке?

- А. П. Чехов сказал в одном из рассказов: Ох, уж это вдруг. Предположите, что могло произойти дальше.

- Какова же развязка? Читаем…

...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку!

- Какова же проблема рассказа?

- Так кто же этот кто-то, кто беспощаден к человеку?

- Как вы понимаете заключительную фразу рассказа?

- Улыбнулось ли счастье нашему горбуну?

4. Первые впечатления о прочитанном.

- Ребята, выскажите свое мнение о рассказе, используя глаголы со значением впечатления:

удивило, заставило задуматься, рассмешило, напугало, чувства менялись, заинтересовало творчество и т. д.

- Если бы вам доверили бы проиллюстрировать этот рассказ, то какой момент вы бы запечатлели и почему?

5. Ответ на проблемный вопрос урока.

- Сравните стихотворения и прозу. Какой сегодня для вас открылся Бунин- писатель?

- В чем же лиризм прозы Бунина?

6.Стадия рефлексии. Творческая работа учащихся (  по выбору ).

1) Ответное письмо горбуна.

2) Сон накануне свидания.

3) Описание сбора горбуньи на свидание в стиле И. Бунина.

4) Сочинение-рассуждение об идее произведения.

5) Выписать лексику со значением состояния героя в зависимости от перемены ситуации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Внедрение технологии критического мышления через чтение и письмо (анализ рассказа И.Бунина"Роман горбуна)

Состояние современного образования и тенденции его развития требуют новых подходов к развитию образовательной среды. Каждому педагогу хочется видеть своих учеников самостоятельными и инициативным, стр...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....