Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
в 6 классе
по теме И.А. Бунин «Горбун»
Учитель: Попова Ольга Александровна МБУ гимназия № 35
г.о. Тольятти
Цель урока:
актуализация имеющихся знаний по данной теме, умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания, выработка собственной позиции, формирование самостоятельности мышления у учащихся, пробуждение исследовательской и творческой активности детей, уметь правильно отвечать и использовать при анализе текста вопросы разного вида ( уточняющие, аналитические, оценочные, интерпретационные, проблемные и творческие ), развитие внимания и наблюдательности, воспитание интереса к творчеству писателя, пополнение словарного запаса учащихся, развитие у учащихся умения критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать, использовать с целью прогноза.
Тип урока: объяснение нового материала
Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, создание проблемной ситуации, полемика.
Оборудование: портрет И. Бунина, три фрагмента рассказа.
Ход урока:
1. Стадия вызова.
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего-то необычного и прекрасного?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?
- Можно ли дать четкое определение счастью?
- Для кого-то счастье- это осуществление заветной мечты, для кого-то - приобретение чего-либо, для кого-то счастье- пробуждение природы, весенняя капель, для кого-то - улыбка мамы и ты счастлив.
- Известный датский писатель Х.К.Андерсен утверждал:„ Нет на свете человека, которому хотя бы раз в жизни не улыбнулось счастье”.
- Как вы понимаете выражение улыбнулось счастье?
- Ребята, а вам счастье улыбалось? Какие чувства вы испытывали в момент своего счастья?
- А испытывали ли вы страх? А какой он ваш страх?
- А обманывались ли вы в своих надеждах и ожиданиях?
- А почему так происходит?
- Кто или что вершит судьбы людей?
- Автор рассказа, с которым мы сегодня познакомимся, Иван Алексеевич Бунин, известный вам как поэт. Давайте вспомним, каков поэтический мир Бунина?
- Да, действительно, лирическим героем многих стихотворений Бунина является ребенок.
- А почему именно ребенок?
- Какова тематика стихотворений?
- К чему нас призывает поэт? Поэзия Бунина дарит нам чувство радости, счастья. Бунин словно говорит нам: какое счастье - жить, какая радость- быть наедине с природой, восхищаться каждым изменением в ней! В поэзии Бунина живет душа ребенка, не устающего радоваться жизни, восхищаться ею.
- Но сегодня мы с вами окунемся в мир прозы Бунина, и в конце урока попробуем ответить на проблемный вопрос.
2. Постановка проблемного вопроса урока:
- В чем лиризм прозы Бунина?
3.Стадия осмысления содержания.Чтение с остановками.
- Рассказ, с которым нам предстоит сегодня познакомиться, Иван Бунин написал в 1914 году. Сколько же было автору лет на момент написания рассказа?
- Рассказ называется„ Роман горбуна”. Как вы думаете, о чем это произведение?
- Итак, прочитаем первый фрагмент рассказа:
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…»
- В чем необычность ситуации?
- Чьи предположения о названии рассказа оправдались?
- Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?
- Как вы думаете, кто написал письмо?
- Посмотрите, автор письма пишет: Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… - В чем может обнаружиться родство?
- Когда и где должна состояться встреча? Чем настораживает письмо?
- Предположите, как отреагирует горбун?
- Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?
- Как бы вы поступили на месте героя рассказа?
- Читаем дальше.
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели…Потом, напряженный, он сел в кресло, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг…
- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
- Попробуйте передать чувства, используя цветовые прилагательные?
- Какие цвета будут доминировать и почему?
- Что нового мы узнали о герое?
- Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
- А. П. Чехов сказал в одном из рассказов: Ох, уж это вдруг. Предположите, что могло произойти дальше.
- Какова же развязка? Читаем…
...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
- Какова же проблема рассказа?
- Так кто же этот кто-то, кто беспощаден к человеку?
- Как вы понимаете заключительную фразу рассказа?
- Улыбнулось ли счастье нашему горбуну?
4. Первые впечатления о прочитанном.
- Ребята, выскажите свое мнение о рассказе, используя глаголы со значением впечатления:
удивило, заставило задуматься, рассмешило, напугало, чувства менялись, заинтересовало творчество и т. д.
- Если бы вам доверили бы проиллюстрировать этот рассказ, то какой момент вы бы запечатлели и почему?
5. Ответ на проблемный вопрос урока.
- Сравните стихотворения и прозу. Какой сегодня для вас открылся Бунин- писатель?
- В чем же лиризм прозы Бунина?
6.Стадия рефлексии. Творческая работа учащихся ( по выбору ).
1) Ответное письмо горбуна.
2) Сон накануне свидания.
3) Описание сбора горбуньи на свидание в стиле И. Бунина.
4) Сочинение-рассуждение об идее произведения.
5) Выписать лексику со значением состояния героя в зависимости от перемены ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Внедрение технологии критического мышления через чтение и письмо (анализ рассказа И.Бунина"Роман горбуна)
Состояние современного образования и тенденции его развития требуют новых подходов к развитию образовательной среды. Каждому педагогу хочется видеть своих учеников самостоятельными и инициативным, стр...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....