Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)
учебно-методический материал

Артемова Мария Владимировна

Артикуляционные упражнения для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения для детей младшего дошкольного возраста

 (2-3 лет)

       Воспитание правильной, чистой речи у детей – одна из важнейших целей дошкольного образования. Огромное внимание в дошкольном возрасте уделяется формированию правильного звукопроизношения, четкой дикции. Правильное произношение может быть выработано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, речевое дыхание; если он умеет владеть своим голосом. Этому во многом способствуют артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности губ, языка, щек и нижней челюсти. Самые простые из них можно выполнять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Артикуляционные упражнения выполняются сидя перед зеркалом – чтобы малыш видел, что делает взрослый, и контролировал свои движения. Если с ребенком занимается мама, ей лучше всего накрасить губы яркой помадой – это привлечет внимание малыша. Мама садится с ребенком перед зеркалом, и, глядя на свои отражения, они вместе играют, выполняя несложные упражнения.

Артикуляционные упражнения для детей с 2 лет

 Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Птенчик

     Раскройте рот широко и удерживайте его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закройте рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит во рту. Повторите упражнение не менее 3 раз.

Трубочка

     Губы вытяните вперед, как при произнесении звука У, и удерживайте в таком положении в течение 3-5 секунд. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит во рту. Повторите упражнение не менее 3 раз.

Улыбка

     Широко улыбнитесь, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом должны быть сжаты), и удерживайте губы в таком положении 3-5 секунд. Затем примите нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит во рту. Повторите упражнение не менее 3 раз.

Малыш

       Губы вытяните хоботком, как при произнесении звука У, и удерживайте в таком положении в течение 2-3 секунды. Затем широко откройте рот, как при произнесении звука А, и удерживайте позу также 2-3 секунды. Произведите перемену артикуляции поз не менее 3 раз.

Лягушка

     Широко улыбнитесь, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты). Удерживайте улыбку в течение 2-3 секунд. После этого, сохраняя положение губ, разомкните зубы на 1-1,5 см, подержите в таком положении в течение 2-3 секунд, а затем сомкните зубы, по-прежнему сохраняя на губах улыбку. Произведите смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Трубочка-улыбка

     Губы вытяните вперед трубочкой и удерживайте в таком положении в течении 2-3 секунд. Затем широко улыбнитесь, удерживая позу в течение 2-3 секунд. Произведите смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Шарик

     Рот закрыт. Щеки надуйте воздухом и удерживайте их в таком положении в течение 5 секунд. Затем выпустите воздух через губы. Если у ребенка это положение не получается, то можно предложить ему просто подуть, при этом сжимая губы пальцами, в результате чего воздух изнутри «надует» щеки. Повторите упражнение не менее 3 раз.

Поцелуй маму

     Рот закрыт. Втяните щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. Удерживайте позу в течение 2-3 секунд. Если у ребенка упражнение не получается, то можно предложить ему вытянуть губы немножко вперед и причмокнуть. Повторите упражнение не менее 3 раз.

Поиграем на губах

     Рот закрыт. Губы в нейтральном положении. Слегка ударяя указательным пальцем по губам, произносите звук Б в течение 5-7 секунд. Повторите упражнение не менее 3 раз.

Заборчик

     Рот закрыт. Зубы сжаты. Отведите губы в стороны, обнажив зубы. Удерживайте губы в таком положении в течение 3-5 секунд. Повторите упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для языка

Лопатка (Блинчик)

     Улыбнитесь, откройте рот. Широкий расслабленный язык положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение не менее 2-3 раз.

Полакаем, как котенок

     Улыбнитесь, откройте рот. Высуньте изо рта и втяните обратно широкий язык, как будто котенок лакает молоко, в течение 5-7 секунд. Повторите упражнение не менее 2-3 раз.

Иголочка

     Улыбнитесь, откройте рот. Высуньте изо рта вперед узкий и острый, как жало, напряженный язык. Удерживайте позу в течение 5 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2-3 раза.

Часики (Маятник)

     Улыбнитесь, откройте рот. Высуньте узкий, как жало, язык и совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Выполните 5-10 движений.

Качели

     Улыбнитесь, откройте рот.  Высуньте узкий, как жало, язык и совершайте им движения, то поднимая язык к носу, то опуская его к подбородку. Выполните 5-10 движений.

Обезьянка

     Откройте рот. Поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами и удерживайте такую позу в течение 5 секунд. Затем поднимите язык вверх, вставьте его между верхними зубами и верхней губой, сохраняя такое положение в течение 5 секунд. Произведите перемену положений не менее 2 раз.

Орешки

     Рот открыт. Кончиком языка изнутри оттопырьте правую щеку и удерживайте эту позу в течение 3 секунд. Затем так же оттопырьте левую щеку и удерживайте в течение того же времени. Произведите перемену поз не менее 2 раз.

Лошадка

     Улыбнитесь, откройте рот.  Присосите широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его увеличивая. Длительность выполнения 5-10 секунд

Останови лошадку

     Рот закрыт. Губы сомкнуты, находятся в нейтральном положении. С усилием подуйте так, чтобы воздушная струя заставила вибрировать губы. При этом на одном дыхании произносите звуки, похожие на «тпру», заставляя губы вибрировать как можно дольше. Выполните упражнение 2-3 раза.

     Артикуляционные упражнения необходимо выполнять ежедневно, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.  Упражнения нужно делать 3-4 раза в день, буквально по 3-5 минут. За один раз лучше не проделывать больше 2-3 упражнений. Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления. Двигаться нужно от простых упражнений к более сложным, выбирая игровую форму занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...

Конспект НОД по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Насекомые» (вторая младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте очень важна работа по развитию мелкой моторики. В данном занятии представлены игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ по лексиче...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Адаптация – сложный процесс приспособления  организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и психологическом....