«Игры и упражнения с шумовыми инструментами для детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения с шумовыми инструментами
для детей младшего дошкольного возраста»
Игра является одним из составляющих для всестороннего развития детей. Именно в игре создаются наилучшие условия знакомства малышей с окружающим миром, предоставляется возможность к общению со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает навыки общения в социуме. Существует много видов игровой деятельности: сюжетно- ролевая, дидактическая, подвижная. Музыкально-ритмические игры являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально- ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. Сейчас уже очень многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной деятельности. Игры с музыкальными инструментами - это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не «оценивают» по принципу «плохо или хорошо». Музыкальные игры - это творческое развитие, которое служит нескольким важным педагогическим целям:
- развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсацией. Развивать основы тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. Формировать эмоционально радостные ощущения от активного участия в музицировании.
Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия»- детские музыкальные инструменты. Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Поэтому на начальном этапе обучения первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно- ассоциативного мышления. С их помощью дети могут выражать свои эмоции и применять на деле свой небогатый жизненный опыт.
Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если сломают, то смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов, выполняя роль музыкальных игрушек, помогают понять, откуда и как рождается звук.
Шумовые инструменты делятся на две группы:
- Ударные – звуковысотные инструменты (ксилофоны, колокольчики, металлофоны)
- Инструменты без определённой звуковой высоты - ударно-шумовые инструменты (барабаны, трещотки, шуршунчики, ложки)
За время работы с детьми младшего возраста образовалось несколько наиболее востребованных и часто применяющихся шумелок:
- «колокольчик» - горлышко от маленькой пластиковой бутылочки с закреплённым внутри колокольчиком.
- «шуршунчик» - тканевый мешочек (размером 6 на 12см) с наполнителем из шуршащей бумаги.
- «гремелочка» - коробочка из шоколадного яйца, наполненная пуговицами. Резинка проходит через коробочку. Длина петли должна подходить для одевания игрушки на туфелек ребёнка и для ладошки.
- «бутылочка» - бутылочка из- под йогурта «растишка» с крышкой.
- «трещотка» - деревянная дощечка (12 на 20см.) с набитыми на неё брусочками.
- деревянные палочки, деревянные ложки.
Не нужно стремиться к большому количеству вариантов шумелок, главное чтобы они отличались по внешнему виду и способом извлечения из них звука. Безусловно количество инструментов должно быть по количеству детей. Все игрушки оформляются безопасным способом.
Игры с шумовыми инструментами имеют разный уровень сложности, поэтому следует использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания, постепенно усложнять задачи и упражнения.
Примерные игры и упражнения:
- с «мешочком»
«в лесочке»
Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек
Белка шла с сыночком
А за ними зайчики - хлопают по мешочку
Прыгали как мячики
«зима»
Вот пришла к нам зима - нажимают пальчиком
И сугробы она намела - сжимают и разжимают рукой
Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп - катают между ладонями
Весело покатимся и в сугроб - хлопают ладошкой по мешочку.
«зайка - растеряйка» (шумовые инструменты по количеству детей, зайка би-ба-бо за ширмой.)
Зайчик: Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка
Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,
Только со своим подарком с горки кубарем слетел.
Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам
Помогите мне, детишки, всё разложить по местам!
Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху определяют и находят у себя такой же. В конце игры зайка пляшет под музыку, а дети подыгрывают на любом инструменте.
- с «бутылочкой»
под любую весёлую музыку, состоящую из двух частей, дети гремят «бутылочкой»:
1часть - гремят над головой
2часть – стучат в ритм об ладошку
«пирожок»
Раз, два, три, четыре - стучат об ладошку
Тесто замесили - гремят над головой
Раскатали мы комок - катают между ладонями
И слепили пирожок - перекладывают с одной ладошки в другую
Из печи достали - ставят перед собой
Остывать поставили - машут на бутылочку руками
Приходите все сюда - разводят руки
Мы дадим вам пирога. – четыре хлопка над головой.
«тук-тук»
Тук-тук мы стучим -стучат об пол
Мышек разбудить хотим
А теперь потише - тихонько встряхивают бутылочку
Чтоб уснули мыши
3.деревянные палочки «тик-так»
Тик-так тик-так ходят часики вот так – палочки вверху тикают влево-вправо
Туки-так туки-так так колёса стучат - палочка об палочку
Туки-ток туки-ток так стучит молоток – стучат по ковру одновременно двумя палочками.
4.гремелочка (на резинке)
«паровоз»
Едет, едет паровоз много шума от колёс -дети идут за педагогом, повторяя
звуки за взрослым
Ты теперь не отставай, паровозу подпевай
(стучат ритмично, встряхивают, стучат по ладошке по колену, идут молча)
«медведь и дети» (гремелочка одета на правую ногу)
Игра проводится с ростовой куклой марионеткой
Мишка по лесу гулял, мишка деток всё искал, -медведь гуляет
Очень долго он гулял, сел мишутка, задремал -сел, спит
Стали детки подходить, стали Мишеньку будить: -дети подходят на цыпочках
Мишка, Мишка, ты вставай и ребяток догоняй! (убегают) –топают правой ногой.
«эхо»
Педагог прячется за ширмой и издаёт звук любым шумовым инструментом, дети определяют не только инструмент, но и повторяют способ извлечения из него звука.
«день»
Солнце в небе ярко светит, бутылочки
Погулять выходят дети.
Топ-топ-топ-топ.
Во дворе сосульки плачут, -колокольчики
С крыши звонко капли скачут.
Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп.
Громко тенькают синички, - тарелочки
В луже меряют водичку,
Тень-тень-тень-тень.
Вы подумайте минутку, - ложки
Это что за время суток?
День, день, день, день.
«посуда»
(для этой игры необходимы предметы настоящей посуды, педагог и дети стучат по очереди, ложки или деревянные палочки, мешочки, трещотки по количеству детей)
Вот большой железный чайник - стучат ложкой по чайнику
Очень важный, как начальник.
Вот деревянные ложки - ложки
Голова на тонкой ножке.
Вот пакетик в нём крупа, - шуршат мешочком
Он шуршит раздув бока.
Это тёрка-деревяшка - трещотка и ложка
Очень крупная бедняжка.
Вот фарфоровые блюдца - ложка и блюдце
Громким звоном все смеются
Вот пластмассовый поднос - ложка и перевёрнутый поднос
Он посуду нам принёс.
«каштаны» (деревянная трещотка и ложка)
Мы бежали по дорожке, - скользящие движения
Нам каштан попал под ножки
Стали мы его пинать
Раз, два, три, четыре, пять. – стучат.
Используемая литература:
1.Виноградов Л. «Музыка как наука общения» газета «Детский сад со всех сторон» № 2 Санкт-Петербург 2007г.
2.Киселёва Е. С. «Волшебник Пинти – Гру» издательство «Тонер» Тюмень 1998г.
3.Нищеева Н. В. «картотека подвижных игр» издательство Детство-пресс Москва 2010г.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Отгадайка" для детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 4-х)
Дидиктическая игра, направленная на активизацию словарного запаса детей младшего дошкольного возраста (возраст: от 2- х до 4-х). Параллельно с активизацией словаря данное пособие решает следующи...
Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения. Данное ...
Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.
Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале в кружочке ( если еще не могут то в хаот...
Танцы - игры для детй младшего дошкольного возраста.
Практический материал для музыкальных руководителей по разучиванию танцевальных движений с сопровождением подтекстовки....
«Игры и упражнения по развитию речевой активности» (младший дошкольный возраст)
Игры и упражнения...
Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста...
Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)
Артикуляционные упражнения для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)...