«Игры и упражнения с шумовыми инструментами для детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Корнева Ирина Викторовна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_shumovymi_instrumentami.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

«Игры и упражнения с шумовыми инструментами

       для детей младшего дошкольного возраста»

                       

 

                                             

                                     

Игра является одним из составляющих для всестороннего развития детей. Именно в игре создаются наилучшие условия знакомства малышей с окружающим миром, предоставляется возможность к общению со сверстниками и взрослыми. Ребёнок  учится выражать свои чувства, приобретает навыки общения в социуме.  Существует много видов игровой деятельности: сюжетно- ролевая, дидактическая, подвижная. Музыкально-ритмические игры являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально- ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. Сейчас уже очень многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной деятельности. Игры с музыкальными инструментами - это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь  быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не «оценивают» по принципу «плохо или хорошо». Музыкальные игры - это творческое развитие, которое служит нескольким важным  педагогическим целям:

- развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсацией. Развивать основы тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. Формировать эмоционально радостные ощущения от активного участия в музицировании.

     Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия»- детские музыкальные инструменты. Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Поэтому на начальном этапе обучения первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно- ассоциативного мышления. С их помощью дети могут выражать свои эмоции и применять на деле свой небогатый жизненный опыт.

Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если сломают, то смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов, выполняя роль музыкальных игрушек, помогают понять, откуда и как рождается звук.

      Шумовые инструменты делятся на две группы:

  1. Ударные – звуковысотные инструменты (ксилофоны, колокольчики, металлофоны)
  2. Инструменты без определённой звуковой высоты - ударно-шумовые инструменты (барабаны, трещотки, шуршунчики, ложки)

За время работы с детьми младшего возраста образовалось несколько наиболее востребованных и часто применяющихся шумелок:

  1. «колокольчик» - горлышко от маленькой пластиковой бутылочки с закреплённым внутри колокольчиком.
  2. «шуршунчик» - тканевый мешочек (размером 6 на 12см) с наполнителем из шуршащей бумаги.
  3. «гремелочка» - коробочка из шоколадного яйца, наполненная пуговицами. Резинка проходит через коробочку. Длина петли должна подходить для одевания игрушки на туфелек ребёнка и для ладошки.
  4. «бутылочка» - бутылочка из- под йогурта «растишка» с крышкой.  
  5. «трещотка» - деревянная дощечка (12 на 20см.) с набитыми на неё брусочками.  
  6. деревянные палочки, деревянные ложки.        

      Не нужно стремиться к большому количеству вариантов шумелок, главное чтобы они отличались по внешнему виду и способом извлечения из них звука. Безусловно количество инструментов должно быть по количеству детей. Все игрушки оформляются безопасным способом.      

 Игры с шумовыми инструментами имеют разный уровень сложности, поэтому следует использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания, постепенно усложнять задачи и упражнения.  

              

        Примерные игры и упражнения:

  1. с «мешочком»

«в лесочке»

Как в лесу в лесочке                    - сжимают и разжимают мешочек

Белка шла с сыночком

А за ними зайчики                       - хлопают по мешочку

Прыгали как мячики

   «зима»

Вот пришла к нам зима           - нажимают пальчиком

И сугробы она намела            - сжимают и разжимают рукой

Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп  - катают между ладонями

Весело покатимся и в сугроб   - хлопают ладошкой по мешочку.

«зайка - растеряйка»     (шумовые инструменты по количеству детей, зайка би-ба-бо за ширмой.)

Зайчик:  Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка

                Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,

                Только со своим подарком с горки кубарем слетел.

                Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам

                Помогите мне, детишки, всё разложить по местам!

Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху определяют и находят у себя такой же. В конце игры зайка пляшет под музыку, а дети подыгрывают на любом инструменте.

  1. с «бутылочкой»

под любую весёлую музыку, состоящую из двух частей, дети гремят «бутылочкой»:

1часть - гремят над головой

2часть – стучат в ритм об ладошку

«пирожок»

Раз, два, три, четыре    - стучат об ладошку

Тесто замесили             - гремят над головой

Раскатали мы комок     - катают между ладонями

И слепили пирожок     - перекладывают с одной ладошки в другую

Из печи достали          - ставят перед собой

Остывать поставили    - машут на бутылочку руками

Приходите все сюда    - разводят руки

Мы дадим вам пирога. – четыре хлопка над головой.

«тук-тук»

Тук-тук мы стучим      -стучат об пол

Мышек разбудить хотим

А теперь потише   - тихонько встряхивают бутылочку

Чтоб уснули мыши

3.деревянные палочки   «тик-так»

Тик-так тик-так ходят часики вот так – палочки вверху тикают влево-вправо

Туки-так туки-так так колёса стучат  - палочка об палочку

Туки-ток туки-ток так стучит молоток – стучат по ковру одновременно двумя палочками.

4.гремелочка (на резинке)

«паровоз»

Едет, едет паровоз много шума от колёс   -дети идут за педагогом, повторяя

                                                                           звуки за взрослым

Ты теперь не отставай, паровозу подпевай          

 (стучат ритмично, встряхивают, стучат по ладошке по колену, идут молча)

«медведь и дети» (гремелочка одета на правую ногу)

Игра проводится с ростовой куклой марионеткой

Мишка по лесу гулял, мишка деток всё искал,  -медведь гуляет

Очень долго он гулял, сел мишутка, задремал  -сел, спит

Стали детки подходить, стали Мишеньку будить: -дети подходят на цыпочках

Мишка, Мишка, ты вставай и ребяток догоняй! (убегают) –топают правой ногой.

 «эхо»

Педагог прячется за ширмой и издаёт звук любым шумовым инструментом, дети определяют  не только инструмент, но и повторяют способ извлечения из него звука.

«день»

Солнце в небе ярко светит,                    бутылочки

Погулять выходят дети.

Топ-топ-топ-топ.

Во дворе сосульки плачут,                -колокольчики

С крыши звонко капли скачут.

Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп.

Громко тенькают синички,                 - тарелочки

В луже меряют водичку,

Тень-тень-тень-тень.

Вы подумайте минутку,                   - ложки

Это что за время суток?

День, день, день, день.

«посуда»

(для этой игры необходимы предметы настоящей посуды, педагог и дети стучат по очереди, ложки или деревянные палочки, мешочки, трещотки по количеству детей)

Вот большой железный чайник             - стучат ложкой по чайнику

Очень важный, как начальник.

Вот деревянные ложки                        - ложки

Голова на тонкой ножке.

Вот пакетик в нём крупа,                  - шуршат мешочком

Он шуршит раздув бока.

Это тёрка-деревяшка                        - трещотка и ложка       

Очень крупная бедняжка.

Вот фарфоровые блюдца                - ложка и блюдце

Громким звоном все смеются

Вот пластмассовый поднос                - ложка и перевёрнутый поднос

Он посуду нам принёс.

«каштаны»                      (деревянная трещотка и ложка)

Мы бежали по дорожке,           - скользящие движения

Нам каштан попал под ножки

Стали мы его пинать                

Раз, два, три, четыре, пять.               –  стучат.

Используемая литература:

1.Виноградов Л.   «Музыка как наука общения» газета «Детский сад со всех сторон»  № 2  Санкт-Петербург  2007г.

2.Киселёва Е. С. «Волшебник  Пинти – Гру»  издательство «Тонер»   Тюмень   1998г.

3.Нищеева Н. В. «картотека подвижных игр»   издательство Детство-пресс Москва 2010г.

                                 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Отгадайка" для детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 4-х)

Дидиктическая игра, направленная на активизацию словарного запаса детей младшего дошкольного возраста (возраст: от 2- х до 4-х).  Параллельно с активизацией словаря данное пособие решает следующи...

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Танцы - игры для детй младшего дошкольного возраста.

Практический материал для музыкальных руководителей по разучиванию танцевальных движений с сопровождением подтекстовки....

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста...

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)

Артикуляционные упражнения для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)...