Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
презентация к уроку
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В данном возрасте тесно взаимодействуют три основных формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательной процесс реального мира приобретает особый характер и развивается в осмысленных, целенаправленных предметных действия.
Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.
Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.
Этим обусловлено то, что коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления с задержкой психического развития может происходить посредством дидактической игры.
Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения и достижения определенных дидактических целей, поэтому мной было составлено планирование дидактических игр и упражнений. Данные игры могут быть включены в содержание непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром.
Взяв за основу систему коррекционно-педагогической работы по формированию наглядно-образного мышления, разработанную Стребелевой Е.А., предложенная в данном исследовании коррекционная работа может включать в себя три этапа:
1. Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках.
2. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.
3. Формирование соотношения между словом и образом.
Предполагается, что на первом этапе игры и упражнения могут быть разделены на 5 серий:
Серия 1. Задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Серия 2. Задания на формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
Серия 3. Задания, направленные на формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.
Серия 4. Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.
Серия 5. Задания на формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать выводы, анализировать сюжеты со врытым смыслом.
На втором этапе необходимо будет научить детей ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинировать отдельные образы, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.
Подобранные игры и упражнения могут быть условно разделены на 3 серии:
- Игры на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.
- Игры, направленные на овладение детьми действиями замещения.
- Игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве.
На третьем этапе необходимо будет научить правильно представить ситуация по ее словесному описанию, что является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Полей цветок»
МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 1 вариант
МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 2 вариант
МОЛОДЕЦ «Разложи по порядку» 3 вариант
«Вопрос – ответ»
«Вопрос – ответ»
«Вопрос – ответ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...
Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...
Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Представляю свою презентацию к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...
Развитие и коррекция фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В помощь воспитателям....
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры
В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...
Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Аннотация: В статье рассмотрена проблема влияния школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Авторами проанали...
10 игр на формирование познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
10 игр на формирование познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.1.Игра «Радуга». Цель Развитие способности к переключению вни...
- Мне нравится (1)