Сложности формирования математических представлений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
учебно-методический материал
Материал раскрывает одну из причин учебной дезадаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи- сложности формирования математических представлений. Особенности усвоения навыков счета детьми с ТНР часто не учитывают не только родители, но и педагоги. В связи с этим задачей данного материала было не только описать указанные особенности, но также дать рекомендации по коррекционной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosti_formirovaniya_matematicheskih_predstavleniy_u_detey_s_tnr.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложности формирования математических представлений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Специфические особенности развития когнитивной и речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи обусловливают специфику формирования у них математических представлений и понятий.
Часто представления о нарушениях у детей с ТНР функций счета слабо сформированы не только у родителей обучающихся, но и у педагогов.
Дискалькулия – это специфическое нарушение обучения счету, которое может проявляться как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
По результатам многолетних исследований выявлено, что от 3 до 6% детей характеризуются признаками дискалькулии: нарушением словесного обозначения математических понятий; расстройством системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов; нарушением чтения математических знаков; нарушением записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур; неумением выполнять математические операции.
У старших учеников появляются проблемы с черчением, физикой, химией. Нередко они путают исторические даты, так как не могут соотнести число с его цифровым обозначением. Для детей, неуспевающих по математике, характерна быстрая утомляемость, низкая работоспособность, сниженный темп психических процессов.
Дискалькулия может привести сначала к полному отказу ребенка учиться в школе, а затем к трудностям в его дальнейшей повседневной жизни и работе. Отставание развития математических способностей сказываются и на обучении гуманитарным предметам, потому что у дискалькулистов, как правило, плохой почерк, слабая память, как зрительная, так и слуховая и пониженная способность к анализу.
Дети, страдающие дискалькулией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как эти нарушения не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Коррекция дискалькулии обязательно должна включать в себя работу, направленную на правильное развитие речи ребенка. Регулярные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом помогают ребенку увеличить словарный запас, параллельно изучив математические термины и их определения. Обучение проводится постепенно и способствует формированию логических связей, развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики.
Своевременно начатая коррекция в большинстве случаев помогает достаточно быстро устранить имеющиеся у ребенка нарушения, а также значительно улучшить его успеваемость в образовательном учреждении.
Дискалькулия различных видов может быть предупреждена грамотным обучением ребенка счету, выполнением математических действий с проговариванием. Следует также уделить внимание развитию памяти и пространственного мышления, регулярно выполнять упражнения, способствующие улучшению восприятия визуальных образов и мелкой моторики, обучать ребенка математическим терминам.
Рекомендуется учить ребенка называть различные арифметические действия, доступно объяснять их суть и учить использовать в речи математические термины. Не менее важно обучить ребенка распознавать визуальные символы, задействованные в математике, грамотно развить логику, восприятие и память.
Основными задачами работы по профилактике и коррекции дискалькулии являются: формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов; развитие восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта; увеличение объема внимания и памяти; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей); обучение математическим представлениям в объеме программы; развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на уроках.
Для детей с нарушением деятельностного компонента необходимо предлагать задания, стимулирующие развитие интереса и умение планировать и организовывать деятельность. Для развития деятельностного компонента основной прием - вовлечение ребенка в проведение урока. Целесообразно детям предлагать отбирать и готовить наглядный материал, оказывать помощь своему соседу, привлекать детей к составлению плана деятельности или созданию алгоритма работы, что позволяет в целом сформировать навыки организации деятельности и ее контроля.
Для детей с нарушением мотивационного компонента целесообразны приемы и упражнения, направленные на формирование положительной мотивации к урокам.
Для детей с недостаточностью речевого компонента необходимо предлагать упражнения, направленные на развитие умения понимать и употреблять математическую терминологию. Работа по развитию способности к речевому опосредованию математической действительности должна включать развитие понимания математической терминологии, а именно расширение, уточнение и активизацию математического словаря, развитие умения грамматически правильно строить математические высказывания, формирование и развитие связной речи, насыщенной математической терминологией. Особое внимание необходимо уделить преемственности в работе: термины, носящие сугубо математический характер (название геометрических фигур, их частей, числительные и т. д.), должны даваться на уроках математики в реально созданных наглядных условиях
Организация практической деятельности позволит включить термин в
доступный детям контекст, отработать его грамматические формы (синтаксическое моделирование словосочетаний с последующим их включением в предложение, выделение связи между вопросом и окончанием слова, составление и распространение предложений по вопросам педагога и т. д.);
Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.
Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.
Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению.
Формирование математических знаний, умений и навыков должно осуществляться с учётом сложной структуры математической деятельности школьника (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля).
Направления, по которым происходит формирование математических умений и навыков, следующие: понятие числа – счётные операции – решение задач. Предпосылками овладения счетными операциями и умением решать математические задачи является развитие всех типов мышления с учетом их эволюционного развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое).
В связи с этим формирование счетных операций как сложных умственных действий осуществляется по следующим этапам:
- выполнение математического действия на основе предметных действий с конкретными предметами (этап материализации действия) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно;
- выполнение математического действия с опорой на наглядность и громкую речь, но без использования практических действий с конкретными предметами;
- выполнение математических действий только в речевом плане;
- выполнение математических действий в умственном плане, в плане внутренней речи.
Особую трудность при обучении математики школьники с ТНР испытывают при понимании и решении математических задач. Ведущую роль при обучении решению задач играет прием моделирования, построение конкретной модели, усвоение алгоритма решения определенного типа задач.
Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция фонетического дефекта в cистеме формирования коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и с ДЦП»
Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью и сформированности коммуникатив...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», адаптированная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», адаптированная для обучающихся с тяжелыми...
Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на педагогическом совете посвещено формированию коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи. Речь является важным условием и средством комму...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 3 КЛАССА
Рабочая программа по физической культуре, рассчитана по три часа в неделю. Календарно-тематическое планирование 3 класс....
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)Тема: Грамматическое оформление предложения. Наречие.Цель: коррекция дисграфии, обусловленной наруш...
Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...
Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения
laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...