Чему научила сказка? Размышления на тему дружбы как общечеловеческой ценности. Ресурс: мультфильм «Три дровосека. Пузырь, Соломинка и Лапоть» Союзмультфильм, 1959 г.
план-конспект

Шабельская Екатерина Алексеевна

 

    Данная методическая разработка построена на совместном просмотре с учащимися советских мультфильмов с последующим обсуждением.  Анализируя поступки вымышленных героев учащиеся переносят оценки их личностных качеств в настоящий мир. Воспитание нравственности идёт параллельно с самоопределением и самопознанием себя как личности.
Оценка формирования личностных качеств происходит путём осознания ребятами степени важности проблем, которые затрагиваются в том или ином мультфильме.  И мне кажется, будет уместным сделать жизненным девизом, определяющим нравственный критерий социальных отношений, слова из одной замечательной советской песни: «Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра».  Советские мультфильмы, воспитывающие Человека, ценящего дружбу и умеющего прийти на помощь, как нельзя более удачным образом помогают решить эту задачу.

     В качестве примера хочу предложить разбор мультфильма «Три дровосека. Пузырь, Соломинка и Лапоть».

 

                        Цели:

 

 1. Составление рассказа по опорным материалам (сюжетные картинки)  

 2. Обогащение словарного запаса

 3. Развитие творческой фантазии, умения прогнозировать развитие событий, создание положительного настроя

 4. Нравственно - этическая ориентация:

 а) развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения

 б) воспитание моральных норм поведения: правдивости, ответственности

 в) развитие чувства взаимопомощи, дружбы

 г) развитие эмпатии, сопереживания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_nauchila_skazka.docx272.34 КБ

Предварительный просмотр:

Чему научила сказка?

Размышления на тему дружбы как общечеловеческой ценности.

Ресурс:

  мультфильм «Три дровосека. Пузырь, Соломинка и Лапоть»

 Союзмультфильм, 1959 г.

      Стандарты нового поколения нацеливают педагога на решение важного вопроса: формирование и воспитание не только по - новому мыслящей личности, с достаточным багажом знаний, но и личности с «тонкой душевной организацией", которая умеет сопереживать, прийти на помощь. Формирование ценностно-смысловых установок в ФГОС определяется в качестве одной из основных задач школы.  И педагогу, исходя из данных задач, важно найти такие приёмы в своей работе, которые, что называется, «зацепят за живое".

     Работа, построенная на совместном просмотре старых  советских мультфильмов с последующем обсуждением, кажется мне интересной и перспективной. Анализируя поступки вымышленных героев учащиеся переносят оценки их личностных качеств в настоящий мир. Воспитание нравственности идёт параллельно с самоопределением и самопознанием себя как личности.
Оценка формирования личностных качеств происходит путём осознания ребятами степени важности проблем, которые затрагиваются в том или ином мультфильме.  И мне кажется, будет уместным сделать жизненным девизом, определяющим нравственный критерий социальных отношений, слова из одной замечательной советской песни: «Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра».  Советские мультфильмы, воспитывающие Человека, ценящего дружбу и умеющего прийти на помощь, как нельзя более удачным образом помогают решить эту задачу.

     В качестве примера хочу предложить разбор мультфильма «Три дровосека. Пузырь, Соломинка и Лапоть».

                        Цели:

 1. Составление рассказа по опорным материалам (сюжетные картинки)  

 2. Обогащение словарного запаса

 3. Развитие творческой фантазии, умения прогнозировать развитие событий, создание положительного настроя

 4. Нравственно - этическая ориентация:

 а) развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения

 б) воспитание моральных норм поведения: правдивости, ответственности

 в) развитие чувства взаимопомощи, дружбы

 г) развитие эмпатии, сопереживания

                               Ход урока:

I. Вступительная часть

«Я предлагаю Вам, ребята, посмотреть и обсудить мультфильм «Три дровосека. Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Словарная работа: кто такие дровосеки?

«Кого можно назвать другом?» (ребята предлагают свои ассоциации, связанные с понятием «дружба»)

«Что может поставить дружбу под угрозу?

Как друг может перестать быть другом» (прогнозирование возможных критических ситуаций)

II. Просмотр мультфильма

III. Выделение смысловых частей мультфильма с помощью сюжетных картинок.

Учащимся предлагается набор сюжетных картинок, соответствующий развитию сюжета в мультфильме, с помощью которых они смогут воспроизвести последовательность событий и проанализировать поведение каждого из героев. 

                                                       Примерные наводящие вопросы:                  

1. С чего начинаются приключения героев? Как Вы понимаете выражение Соломинки «С Вами каши не сваришь».

 Как ведут себя Лапоть и Пузырь?

D:\_DATA\Desktop\лапоть 2.jpg

2. Как герои переправляются через реку?

D:\_DATA\Desktop\пузырь 1.png

D:\_DATA\Desktop\лапоть1.jpg

3.Почему Лаптя стали подсушивать на огне?

Как вели себя Пузырь и Соломинка?

D:\_DATA\Desktop\лапоть.jpg

4. Обратный путь домой.

Как каждый из них нёс дрова? Что случилось с Пузырём?

 Как Соломинка спасла Пузыря? Почему он сказал: «Прости, Соломинка, я больше не буду?»

D:\_DATA\Desktop\images.jpg

5. Как Пузырь спас друзей?

Почему его поведение изменилось?

D:\_DATA\Desktop\дорога.jpg

IV. Анализ поведения героев (разрешение конфликта путём изменения поведения одного из героев)

                                  Характеристика Соломинки и Лаптя и размышления о поведении Пузыря

           Соломинка

           Лапоть

             Пузырь

Хозяйка в доме.

Сразу отправляется в лес за дровами, не боится работы.

Можно ли назвать его настоящим другом?

Дважды  спасла Лаптя: от простуды и когда он стал подгорать на костре.

Предлагает себя в качестве переправы по реке.

Когда он осознаёт, что был неправ (когда сам попал в беду, и его спасли друзья).  

Надула Пузыря.

Подбирает за Пузырём дрова.

Если бы не порыв ветра, когда он полетел и зацепился за ветку, изменилось бы его поведение? (прогнозирование ситуации)

Соломинка - это палочка-выручалочка.

Лапоть - надёжный товарищ.

Преображение героя.

Нельзя положиться на Пузыря в трудной ситуации. Думает только о себе, эгоист.

«Прости, Соломинка! Я больше не буду».

 

V. Размышления на тему дружбы

       1. «Чему нас научила сказка?» (научила дружить)

       2. «Дружба – что это такое?»

Взаимовыручка и взаимопомощь. Надёжность и уверенность в друге. Внимание к другу и забота о нём.

     3. «Пословицы и поговорки на тему дружбы».

«Друг познаётся в беде».

                            «Сам погибай, а товарища выручай».  

                                                                          «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

VI. Итог занятия (получение обратной связи от детей)

« С кем бы Вы из героев мультфильма ты  хотел бы дружить?»

« В жизни у Вас есть друзья?»

«Чем они Вам дороги?»

                                                           Сказка – ложь, да в ней намёк.

            D:\_DATA\Desktop\tri-drovoseka-1966.jpg                  Добрым молодцам – урок!

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация в 11 классе Быт и бытие героев «Тихого Дона». Идея домашнего очага как общечеловеческой ценности.

На этом уроке рассматриваются такие  незыблемые истинные ценности как семья,  нравственность.  На примере семьи Мелеховых обращается внимание  на быт донского казачества, отношение...

Деятельность классного руководителя по воспитанию обучающихся на основе общечеловеческих ценностей

Выступление на педсовете. Как классный руководитель, я делюсь опытом работы с детьми. Вовлекаю ребят в творческий процесс создания изделий из лоскутков, участвуем в конкурсах, путешествуем по различны...

Статья по физике "Интегрирование общечеловеческих ценностей в физику""

В данной статье автор делится своими наработками в вопросе гармонизации преподавания физики в школе, рассказывает об интегрировании общечеловеческих ценностей в изучаемый предмет через проведение пара...

методическая разработка на тему: "Общечеловеческие ценности в государственной политике образования"

Рассмотрены вопросы гуманизации образования, духовно-нравственного воспитания....

Доклад на тему «Формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения».

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....