Статья по физике "Интегрирование общечеловеческих ценностей в физику""
статья по физике по теме

Коток Светлана Владимировна

В данной статье автор делится своими наработками в вопросе гармонизации преподавания физики в школе, рассказывает об интегрировании общечеловеческих ценностей в изучаемый предмет через проведение параллели между физическими явлениями и законами и человеческим обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovanie_ochc_v_fiziku.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. ФИЗИКА

Коток Светлана Владимировна

учитель физики ГБСКОУ СКОШ № 51

Центрального района г. Санкт-Петербурга

2012 г.

Всем людям от рождения присущи человеческие ценности, и именно образование должно помочь им выявить эти ценности  в себе и научить проявлять их в своей жизни. Для покоя и счастья  добрый характер и достойное поведение являются главными качествами.

Во всемирной декларации прав человека сказано: «Цель образования –  всестороннее развитие человека и воспитание уважения к правам и основным свободам личности». Конвенция о правах ребенка дальше развивает эту идею: «Образование должно готовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия полов и дружбы всех народов».

Сейчас эта проблема стала глобальной. О ней стали говорить и в международных организациях разных уровней. Отрадно заметить, что об общечеловеческих ценностях в образовательном процессе в своих выступлениях не раз говорил и говорит президент России В.В.Путин.

В своем докладе международная комиссия по образованию в XXI веке (Jacques Delors Commission, 1997) при ООН обрисовала мрачную картину развития человечества в XXI веке, которая вне сомнения обеспокоит тех, кто занят разработкой образовательной политики.

«Нужно, чтобы образование возвышало умы и души подрастающего поколения до вселенского уровня, поднимая их над личными интересами». Об этом красноречиво говорят выводы международной комиссии по образованию Ж.Делора, в которых сказано что «от этого зависит выживание человечества».

Таким образом, в настоящее время, мы видим, как в разных странах мира при проведении реформ в области образования внимание акцентируется  на общественных, моральных и духовных ценностях.

При таком положении дел в образовании хотелось бы приложить все усилия для исправления данной ситуации в нашей стране, найти методы интегрирования общечеловеческих ценностей в учебные предметы и классные часы. Замечу, что такой труд влечет большую внутреннюю работу учителя над собой, над своим характером. Все мы учителя знаем, что научить ребенка можно только на своем собственном примере. Древние мудрецы учили: «Сначала будь, потом говори».

Хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, иными словами имеющими задержку психического развития. Они слабо успевают по многим предметам, физика не является исключением.

Работаю в коррекционной школе седьмой год. Все больше детей поступают к нам из обычных общеобразовательных школ, т.к. не справляются со школьной программой. Это и запущенные родителями дети, и очень распущенные дети, а так же имеющие ограниченные возможности организма. Понятия морали и нравственности у некоторых детей весьма туманны.

По опыту работу могу сказать, что успех процесса обучения зависит от личных качеств учителя и его умения взаимодействовать с учениками. Дети очень внимательны к старшим, особенно к учителям. Если учитель им нравится, они копируют его жесты, повторяют его слова, аналогично ведут себя в тех или иных ситуациях. Таким образом, любое взаимодействие учителя с учеником, в той или иной мере несет воспитательное воздействие. Соответственно повышается интерес ребенка к предмету или возникает желание сделать приятное любимому учителю.

Будучи учителем физики, я постаралась интегрировать общечеловеческие ценности в свой предмет. Как оказалось, для детей это очень важные и интересные моменты урока, потому что они затрагивают их душу, позволяют увидеть единство в многообразии материального мира, учат терпимости и ненасилию. Осознание взаимосвязи физических законов  с человеческим обществом, и влияние их на жизнь человека и общества в целом, дает более целостную картину мира и представлений о нем, ведет к пониманию бережного отношения к природе. В этой работе мне хотелось поделиться своими идеями в данном направлении.

Физика – наука о природе. Человек живое существо, которое является частью природы Земли. Естественно, что физические законы справедливы и в человеческом обществе. Давайте проведем эти параллели, чтобы говорить детям о единстве и взаимосвязи всего Творения.

Мы видим Солнце. Оно каждый день восходит на востоке и заходит за горизонт на западе. Что дает нам Солнце? Свет и тепло. Оно разве выбирает, кому светить? Хорошему человеку или плохому, зверю или растению? Нет. Оно просто светит и греет, выполняя свое предназначение. Река дает воду тоже всем, кто в ней нуждается, так же она неустанно трудится на благо человека. Деревья служат и животным и человеку, ничего не требуя взамен. Они дают нам плоды, которыми питаются живые существа, кислород, тень, материал для постройки дома и, даже когда дерево погибает, то мы используем дрова, чтобы обогреть наше жилище.

Человек – это самое совершенное существо на земле. Ему дан разум, интеллект, чего у животных и у других существ нет. Только человек способен интегрировать, синтезировать, анализировать полученную информацию и делать выводы. Только он способен осознать плохо ли он поступает или хорошо, достойно или недостойно. Человек так же имеет внутренний голос, который подсказывает ему, как поступать в том или ином случае. Этот голос мы зовем голосом совести. Всегда ли мы используем эти дары в своей жизни?

Чтобы облегчить свою жизнь и жизнь других людей, человек придумал очень много приспособлений, устройств и машин. Это сделало его очень сильным, а человеческую жизнь  более комфортной. Но, постепенно, в погоне за новыми изобретениями и достижениями, он стал забывать о том, что испокон веков те, кто умнее, разумнее, мудрее и сильнее, заботились о более слабых, оберегали природу и думали о будущем. Так было всегда, до тех пор, пока человеческая жажда наживы и власти, невежество  и беспечность не перешли все границы.  Постепенно плоды цивилизации разрушали человечность.

В курсе физики 7 - 9 классов мы изучаем тему «Взаимодействие тел». О чем говорит нам это явление? Никакое воздействие не остается без ответной реакции. Причем, эти силы взаимодействия имеют одинаковую природу и величину, и приложены они к разным телам. О каком законе мы сейчас говорим? Да, о 3-ем законе Ньютона. Человек разрушительно воздействовал на природу (вырубка леса, загрязнение рек и водоемов, загрязнение атмосферы ядовитыми химическими выбросами, а эфирного пространства земли мощными вибрациями взрывов, шумов и других разрушительных вибраций, и т.д.). Все это привело к экологической катастрофе (гибнут растения и животные, рыба в морях и океанах, озера и реки залиты нефтяными и химическими отходами, в атмосфере появились озонные дыры, землю трясет от человеческой глупости и беспечности, участилось появление гигантских волн цунами, тайфунов и смерчей, что ведет к огромным человеческим потерям). Теперь, наконец, человеческое общество осознало необходимость охраны природы и заботы о ней. Еще раз скажу, что человек является частью природы. И забота о человеке – это тоже забота о природе. Самое важное для человека – это его здоровье и счастье.

Вспомним поговорки: «Как аукнется, так и откликнется», «Пришедший с мечем, от меча и погибнет». Эти поговорки тоже иллюстрирует третий закона Ньютона. Если мы воздействуем на других людей положительно, то мы тоже получим в результате хороший отклик или добрую ситуацию. Но если мы творим зло, то оно вернется к нам рано или поздно. Именно об этом нам говорит народная мудрость и законы природы. Нет одностороннего воздействия, есть взаимодействие, и природа сил взаимодействия одинакова.  Будьте с людьми терпимыми и сострадательными, учитесь любить и прощать, тогда и люди будут относиться к вам соответственно.

Из курса физики мы знаем, что все тела состоят из частиц, которые движутся непрерывно и хаотично. Движущиеся частицы создают вокруг себя волны, которые человеческий глаз не видит. Человек представляет собой источник волн определенных частот. Когда мы входим в контакт с другим человеком, который так же является источником  волн, но только другой частоты более высокой или более низкой, происходит взаимодействие наших энергетических оболочек. При постоянном таком контакте человек может перестроить свои волновые вибрации на более высокий или более низкий уровень. Поэтому есть такая поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься». У компаний, где люди пьют, курят, используют ненормативную лексику, совершают преступления или противоправные безнравственные и аморальные поступки, очень низкие вибрации. Попав в такую компанию, не каждый человек, особенно ребенок, может устоять и не набраться плохих привычек, которые пагубно влияют на здоровье. Чем ниже частота вибраций волнового фона человека, тем слабее здоровье человека. Здоровый человек – это значит, что он здоров и духовно, и морально, и физически, поэтому жизненная сила здорового человека имеет высокие вибрации.  Духовный потенциал человека проявляется через его мысли, слова, поступки. Т.о. человек плохими словами, делами и мыслями сам разрушает себя и окружающих. Представим себе, что ребенок возится в грязи, что с ним произойдет? Он весь испачкается. Если же он войдет в чистую воду, то грязь будет смываться. Только поэтому, старшие говорят младшим о важности выбора компании. Как молодому деревцу нужна защита от животных и стихий, так и ребенку необходима поддержка взрослых и хорошая компания. Таким образом, постепенно будут расти стойкость, приверженность принципам  добра и концентрация на хорошем.

Примером концентрации являются линзы и лупы, и о концентрации можно говорить с детьми на уроках физики в разделе «Оптика». Что может произойти, если сконцентрировать световой пучок на соломе или на деревяшке? Она загорится. Чему нас учит этот опыт? Если  человек в своей жизни будет концентрироваться на хорошем и достойном, то в нем тоже будут проявляться хорошие и благородные качества. Только свет порождает свет, а хорошее ведет к хорошему. Вспомним поговорку: «Подобное притягивает подобное». И наоборот, когда человек недоволен, ругает кого-то, кричит, гневается, то он понижает свои вибрации и негативно воздействует на себя и на других. Будьте уверены, что другие люди ощущают такое воздействие. В таких случаях у участников такой ситуации наблюдаются скачки давления, головные боли, тошнота, упадок сил и т.д. Концентрируясь на плохом, человек загрязняется и разрушает себя и окружающих.

Что такое слово? Звуковая вибрация. О силе слова прекрасно сказано в следующем стихотворном высказывании: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Каждый из нас в своей жизни проверил на себе это утверждение, будь то взрослый или ребенок. Мы знаем, что сегодня дети и взрослые в разговоре очень много используют нецензурные выражения. В христианстве о нецензурной лексике говорится, что она разрушительно влияет на здоровье, и особенно на деторождающие органы людей. Учителю необходимо говорить об этом детям и быть примером для них.

Даже мысли лечат или убивают, т.к. тоже представляют более тонкие вибрации. Физики сегодня уже говорят о том, что мысли творят материю. Это значит, что, появившись у человека в голове, мысль начинает создавать реальность. Чем больше одинаковых мыслей, тем быстрее идет материализация.  Поэтому  чаще наблюдайте за тем, о чем вы думаете. Думайте о хорошем, плохие мысли порождают расстройства, а затем и болезни.  

Таким образом, концентрацию на хорошем и добром можно сравнить с наливанием чистой воды в грязный стакан, символизирующий человека.  Вода будет постепенно растворять грязь, и выводить ее из стакана. Через некоторое время мы увидим, что стакан станет чистым. Аналогично чистой воде на нас действуют хорошие компании, чистые добрые созидательные мысли.

Именно благодаря концентрации, в нашей жизни мы совершаем разные обыденные действия, благодаря концентрации совершаются людьми открытия в науке и создаются творческие шедевры в искусстве.  Многие ученые были полностью поглощенными своей работой. В жизни они часто были отрешенными от многого людьми. Поэтому с ними происходили курьезные случаи. Так, например Альберт Эйнштейн, автор специальной теории относительности, часто появлялся в лаборатории в разных носках, т.к. был полностью сосредоточен на работе. С Эйнштейном однажды произошел курьезный случай.

Как–то его жена приготовила обед и как всегда звала его кушать. Но обычно сразу он не приходил к столу, т.к. постоянно размышлял над чем-то. Жене необходима была большая выдержка, чтобы не рассердиться на него. Очень часто она его бранила, но и только. Но вот однажды жена не выдержала, пришла к Эйнштейну в кабинет и вылила холодную воду на его голову, чтобы он, наконец, пришел в себя и услышал ее. Эйнштейн на произошедшее событие лишь заметил: «О, сначала были только молнии, а теперь хлынул еще и дождь. Все закономерно».  Т.о. мы видим, что Эйнштейн ни в каких ситуациях не терял самообладание и добродушие.

Чтобы изучить явление радиоактивности, Мария и Пьер Кюри подвергались в лаборатории облучению, что сильно повлияло на их здоровье. Но они не оставили своей работы, даже тогда, когда они явно увидели разрушающее воздействие радиации на себе, и им пришлось прятать свои руки в перчатки. Жертвенность была присуща им и многим великим ученым. Впоследствии их дочь Ирен Кюри и зять Федерик Жолио продолжили дело родителей в изучении радиоактивности и так же прославили свои имена  .

Хотелось бы рассказать и о человеческих качествах Исаака Ньютона.

Сэр Исаак Ньютон был великим ученым. Большую часть жизни он проводил в научных исследованиях. У него была собака по кличке Даймонд, которую он любил как друга. На самом деле Даймонд, хотя был бессловесным животным, считался членом семьи. Однажды ночью Ньютон одиноко работал над важной научной проблемой за своим столом. Он был счастлив, когда удалось решить ее, и решил выйти на некоторое время подышать свежим воздухом. Он сложил на столе свои бумаги, в которых хранились многие ранние его исследования, и встал, чтобы выйти из комнаты. Даймонд, который лежал под столом все это время, увидел Ньютона выходящим из комнаты, и решил пойти вместе с хозяином. Но когда он бросился к двери, случайно сильно толкнул стол. Горящая свеча, стоящая на столе, упала на кипу бумаг Ньютона, которые тут же загорелись. Когда Ньютон увидел пламя пожара и вбежал в комнату, бумаги, в которых были его многолетние исследования, превратился в пепел. Сэр Ньютон был очень огорчен, когда увидел, что важные исследования, в которые он вложил огромный труд, были уничтожены. Он пристально посмотрел на собаку, которая нюхала сгоревшие бумаги и виляла хвостом. Без злости он потрепал своего друга и сказал: "О   мой  дорогой  Даймонд,   ты   никогда   не   поймешь, какой урок ты мне преподал».

Ньютон был великим не только потому, что он был выдающимся ученым. Обладая такими хорошими чертами, как любовь к животным, терпение, умение прощать, не привязанность к результату своего труда, он был также и великим человеком.

Исаак Ньютон открыл  очень важные законы физики, которые, как мы увидели, справедливы и в человеческом обществе.

Многие из ученых заплатили здоровьем и самой жизнью за свои открытия. Но, тем не менее, поражает, что они были добрыми и человечными.

        Стремясь помочь людям, ученые создавали мощные источники энергии, но не всегда могли управлять этими энергиями и не осознавали до конца,  к чему могут привести их открытия. Так были созданы различные виды ядерного оружия, атомные и водородные бомбы. Когда такое оружие попадает в руки людей низкого духовно-нравственного развития, для которых деньги и власть на первом месте, то возникают  страшные трагедии в истории человечества. После второй мировой войны атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. Огромные жертвы: Хиросима – 140 тыс. человек, Нагасаки – 74 тыс. человек.

Так профессор Самуэль Вейсман из США, который был разработчиком атомной бомбы, Игорь Курчатов – великий русский ученый атомщик, создатель первой советской атомной бомбы, и академик Сахаров – создатель водородной бомбы, после окончания своих работ, до конца своей жизни выступали против ядерного и водородного оружия, против войн, потому что увидели ужасные последствия применения их изобретений.

Вспомним Николо Тесла – сербского  ученого, который изучал атмосферное электричество и электромагнитный резонанс. Сегодня говорят, что он изучал торсионные поля. Тесла провел Филадельфийский эксперимент, в результате которого стал невидимым огромный корабль. Произошла дематериализация крупного объекта. Потом корабль объявился за 200-и миль от места исчезновения. Ученый оценил возможные последствия своих открытий и уничтожил все результаты своих работ. Открыть свои изобретения и теоретические выкладки обществу, современником которого он был, ученый не мог, осознавая трагические последствия возможных применений этих достижений на практике.

Сейчас на планете разразились энергетический и экологический кризисы. В 2006 году я попала на семинар работников образования, который проводил профессор Маллаев Джафар Михайлович, ныне ректор Дагестанского государственного университета. Он сторонник и пропагандист духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Такие энтузиасты и неустанные труженики, как Джафар Михайлович, стараются сделать наше перекошенное образование гармоничным. Чтобы студенты и будущие педагоги были достойными звания учителя, чтобы прочные академические знания и умения учителей соответствовали их моральным и духовным качествам. Семинар был посвящен вопросам духовности и нравственности в образовании. На этом семинаре выступал Акимов Анатолий Евгеньевич доктор физико-математических наук, профессор, директор института теоретической и прикладной физики РАЕН. Он рассказывал о новых изысканиях и открытиях ученых в области решения энергетических и экологических вопросов современности. По его словам современные отечественные ученые научились черпать энергию из физического вакуума. А это энергии порядка десяти в девятнадцатой степени. Т.о. энергетический кризис на планете теоретически и даже фактически решен. Но почему же эти важные и нужные знания до сих пор содержатся в секрете? В конце своего выступления профессор Акимов сказал, что те открытия, которые сделаны сегодня в науке, не могут стать достоянием человечества, пока нет соответствующего уровня духовно-нравственного воспитания в обществе. Он сказал, что наш учительский труд в этом направлении очень важный и нужный, особенно в настоящее время, когда раскрываются тайны физического вакуума и появляется доступ к огромным энергиям Вселенной.

Обратимся еще к очень важным и нужным достижениям мировой физической науки.  Японский исследователь Масару Емото (Masaru Emoto) приводит еще более удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 10000 фотографий, некоторые из них опубликованы в его книгах "The Messages from Water" 1, 2 и "Water knows the answer".

Доктор Емото использовал Анализатор Магнитного Резонанса (MRA) для нескольких функций, включая качественный анализ воды. Он заметил, что никакие два образца воды не образуют абсолютно похожих кристаллов, и что форма кристаллов отражает свойства воды. Согласно доктору Емото, современная медицина сосредотачивает свои наблюдения на молекулярном (химическом) уровне. Однако чтобы успешно заниматься лечением, нужно обратиться глубже молекулярного уровня — на уровень атомов, и даже микрочастиц.

Согласно доктору Емото, в основе любой сотворенной вещи лежит источник энергии ХАДО (HADO) — вибрационная частота, волна резонанса или точнее определенная волна колебаний электронов атомного ядра. Т.о. волна магнитного резонанса всегда присутствует везде, где существует ХАДО.  MRA измеряет магнитный резонанс ХАДО. Для получения фотографий микрокристаллов капельки воды помещают в 100 чашек Петри и резко охлаждают в морозильнике в течение 2 часов. Затем они помещаются в специальный прибор, который состоит из холодильной камеры и микроскопа с подключенным к нему фотоаппаратом. При температуре –5°С в темном поле микроскопа под увеличением 200—500 раз рассматриваются образцы и делаются снимки наиболее характерных кристаллов.
В лаборатории были исследованы образцы воды из различных водных источников всего мира. Вода подвергалась различным видам воздействия, такие как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли одного человека и групп людей, молитвы, напечатанные и произнесенные слова.

Доктор Емото провел эксперимент, помещая две надписи на бутылках с водой. На одной «Спасибо», на другой «Ты глухой». Вода сформировала красивые кристаллы, который доказывает, что «Спасибо» одержало верх над «Ты глухой». Таким образом, добрые слова сильнее  злых.

Кристаллическая структура воды состоит из кластеров (большая группа молекул). Слова, подобные слову «дурак» уничтожают кластеры. Негативные фразы и слова формируют крупные кластеры или вообще их не создают, а положительные, красивые слова и фразы создают мелкие, напряженные кластеры. Более мелкие кластеры дольше хранят память воды. Если есть слишком большие промежутки между кластерами, другая информация может легко проникнуть в эти участки и разрушить их целостность, таким образом стереть информацию. Туда также могут проникнуть микроорганизмы. Напряженная плотная структура кластеров оптимальна для длительного сохранения информации.

В лаборатории доктора Емото провели много экспериментов с целью найти то слово, которое сильнее всего очищает воду, и в результате обнаружили, что это не одно слово, а сочетание двух слов: «Любовь и Благодарность». Масару Емото предполагает, что если провести исследования, то можно заметить, что большее число тяжких преступлений происходит в тех областях, где люди чаще в общении используют сквернословие. Даже написанные слова также имеют вибрацию. Если человек рисует круг, создается вибрация круга. Рисунок креста создает свою особую вибрацию - вибрацию креста.

Мы с вами знаем, что человеческое тело на 80% состоит из воды. Можно представить себе реакцию нашего организма на наши же собственные мысли, чувства, слова и действия. Это так же еще одно доказательство влияния на человека тех компаний, которые он часто сам себе выбирает.

Таким образом, язык человеческого общения — не искусственное, а скорее естественное, природное образование, инструмент для самосовершенствования человека.

Завершая свою работу с MRA, доктор Емото заключил, что все вещи лежат в пределах собственного человеческого сознания. Он верит, что человеку необходимо повышать свой уровень сознания, и тем самым поднимать уровень вибрационной частоты нашего организма. Например, мы всегда можем послать благословение нашей пище, пить воду или есть яблоко в хорошем расположении духа, а, не накапливая отрицательные эмоции. Наши мысли и совершенные действия должны быть  достойными человека, а не животного.

Конечно же, это только маленькая часть тех идей и материалов, которыми хотелось поделиться, и которыми можно воспользоваться на занятиях по физике с детьми.  Учитель – это тот, кто несет свет знаний ученикам и является для них вдохновляющим примером.  Чтобы изменился мир, нам нужно измениться самим и помочь измениться нашим детям. Каждый родитель и учитель хочет видеть своих детей и удачными, и счастливыми. Поэтому очень важно соединить академические знания с духовно-нравственным компонентом, чтобы образование и развитие стало гармоничным. Думаю, что у нас есть все шансы помочь этому осуществиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация в 11 классе Быт и бытие героев «Тихого Дона». Идея домашнего очага как общечеловеческой ценности.

На этом уроке рассматриваются такие  незыблемые истинные ценности как семья,  нравственность.  На примере семьи Мелеховых обращается внимание  на быт донского казачества, отношение...

Деятельность классного руководителя по воспитанию обучающихся на основе общечеловеческих ценностей

Выступление на педсовете. Как классный руководитель, я делюсь опытом работы с детьми. Вовлекаю ребят в творческий процесс создания изделий из лоскутков, участвуем в конкурсах, путешествуем по различны...

методическая разработка на тему: "Общечеловеческие ценности в государственной политике образования"

Рассмотрены вопросы гуманизации образования, духовно-нравственного воспитания....

Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...

Общечеловеческие ценности как интегрирующая основа духовно-нравственного воспитания

В светской школе сегодня необходимо четко разделять культурные, исторические, философские (с одной стороны) и религиозные (с другой) ценности. Последние, по моему глубокому убеждени...

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....