Доклад на тему «Формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения».
методическая разработка на тему

Арам Генрикович Дарбинян

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ

Педагогический совет

19 марта 2010г.

Тема доклада: «Формирование  общечеловеческих  ценностей  подрастающего поколения».

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики.

       Уже в глубокой древности понимали, что,  как физическое, так и умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не требовала особых доказательств – чем больше живет человек на свете, тем крепче он становится, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой  уровень физического и психического развития. Конечно же, данное соответствие  справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или иную сторону.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей является одним из основополагающих педагогических принципов, опираясь на который учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают объемы занятости детей различными  видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность  подростков – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления и тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность:                                                                                                                "Подростки исключителью эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным  предметом, достойным интереса.

Среди многих личностных  особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости и  "Я–концепция". Он стремится к взрослой жизни и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще  всего – во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая череч  плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно – новые выражения. Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка .Это включение во вполне взрослую интелектуальную деятельноть, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, занимаясь самообразованием. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, и может быть учебы.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через месяц или год, но защищать противоположению точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Еще одна значимая сфера отношений подростков – отношения с взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями молодежной модой, современной музыкой.

Но ценностные ориентации подростка , понимание им проблем, нравственные  оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.                                                                                                                                           В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этом трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.                                                                                                                                                            Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей.                                                         Поговорим о культуре поведения. Проблема ее формирования является одной из главных  на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов  и путей формирования культуры поведения личности.                                                                                                                                                   Особую роль в этом играет школа. Она входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры.

Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень культуры поведения школьника. Следовательно, педагогам следует проводить  целенаправленную работу по формированию культурно-нравственного уровня подрастающего поколения. При этом важную роль играет в формировании культуры поведения и свободное время подростков,  их деятельность вне школы.                                   Формы организации досуга современных подростков должны учить их правилам поведения в обществе. Не нужно забывать, что большой объем неорганизованного  свободного времени и неумение распорядиться им нередко приводит детей к проблемам. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интексивного развития и формирования личности.

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод! Подростковый возраст можно рассматривать как период закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Мифы и реальность стандартов нового поколения"

Доклад на тему "Мифы и реальность стандартов нового поколения", прочитан на районом семенари учителей иностранного языка....

Доклад на тему "Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения"

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколенияФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и ...

Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения

Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ.        2.ПОНЯТИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...

Доклад на тему: «Применение ЭОР на уроках информатики в соответствии с ФГОС второго поколения».

на тему: «Применение ЭОР на уроках информатики в соответствии с ФГОС второго поколения»...

Доклад на тему «Духовная безопасность молодого поколения»

Духовная безопасность – одна из актуальных проблем нашего времени, однаиз главнейших для человека, семьи. Эта проблема тесно связана с Церковью, деятельностью религиозных организаций. Безопаснос...

Презентация и доклад на тему: "Дорогами поколений"

Презентация "Дорогами поколений". О важности гражданско-патриотического воспитания детей...