Презентация. Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку

Афанасенко Лада Сергеевна

Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья Учитель-логопед ГБОУ школы №439 Л.С. Афанасенко

Слайд 2

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность. В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Слайд 4

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой).

Слайд 5

Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и при сохранении общей способности к обучению .

Слайд 6

Симптомы дислексии: интеллект сохранен; плохие навыки чтения; чтение с ошибками, угадывающее чтение; непонимание прочитанной информации; трудности пересказа только что прочитанного текста; множество ошибок даже при списывании текста; выраженные проблемы с почерком; неспособность выполнять задание в установленный срок; повышенная чувствительность нервной системы; излишняя эмоциональность; раздражительность; импульсивность; эмоциональная нестабильность; нарушение координации движений; расстройство схемы тела; затруднение в определении правой и левой стороны; нарушения межполушарного взаимодействия; обострённый эстетический вкус; выраженное чувство справедливости.

Слайд 7

ДИСЛЕКСИЯ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ. Дислексия распространена по всему миру вне зависимости от культуры или языка. По данным Международной Ассоциации дислексии: КАЖДЫЙ 10 ЧЕЛОВЕК страдает дислексией 40% миллионеров не умеют читать По данным Австралийской ассоциации дислексии ДИСЛЕКСИЯ затрагивает около 10% населения Австралии. По данным Федеральной ассоциации дислексии и дискалькулии Германии 4-6% населения Германии или около 5 миллионов немцев испытывают трудности в обучении письму и чтению. По данным Европейской ассоциации дислексии ДИСЛЕКСИЕЙ страдают около 8% населения Европы.

Слайд 8

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА по РОССИИ: Анализ статистических данных свидетельствует о постоянном росте численности заболеваний связанных с нарушениями высших психических функций, в том числе с нарушением речи. По данным профессора М. Е. Хватцева (50-е годы), число учащихся с дислексией в массовых школах г. Ленинграда составляло около 6%. И. Н. Садовниковой (1976г.) выявляется уже до 11% детей с нормальным интеллектом страдающих дислексией и дисграфией. Изучение состояния письма в массовых школах М. С. Грушевской (1982г.) позволило выявить около 12,9% детей с дислексиями среди учащихся младших классов.

Слайд 9

Статистические исследования, направленные на изучение распространенности дисграфии и дислексии в общеобразовательной школе, были проведены в Санкт-Петербурге в 2000 году. Обработка полученных данных по общеобразовательным школам и по гимназиям показала, что в обычных школах число детей с различными формами дисграфии и дислексии составило 37%, а в гимназиях - 20% Данные цифры подтверждают высокую распространенность дислексии в общеобразовательных школах и то, что «многие дети «пронесли» ее через всю начальную школу». Если 15 лет назад ученики с такими проблемами в средней и старшей школе были редкостью, то сейчас дислексиков можно встретить в любом звене старшей школы. Это обусловлено многими причинами, в том числе и высоким темпом обучения и интенсивными учебными программами.

Слайд 10

Нарушения чтения у детей с ЗПР В процессе чтения дети: с большим трудом соотносят звуки речи с письменными символами (буквами); смешивают графически сходные буквы; переставляют звуки при чтении слогов и слов; затрудняются в восприятии и воспроизведении букв; затрудняются в соотношении звука с буквой; допускают ошибки при прочитывании сложных по структуре слогов и слов; допускают ошибки в согласовании и управлении слов. В целом - характерен побуквенно-слоговой процесс чтения.

Слайд 11

Разнообразные нарушения чтения у этих детей, по мнению исследователей, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса.

Слайд 12

Нарушения чтения у детей с легкой умственной отсталостью Чтение учащихся с легкой умственной отсталостью характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. Наблюдаются особенности понимания смысла прочитанных текстов: фрагментарность восприятия текста. Наибольшую трудность для чтения представляют многосложные слова с ударением на первом слоге, слова со стечением согласных в середине слова.

Слайд 13

Характерным для этих детей является то, что один и тот же ребенок пользуется как примитивными, так и более совершенными способами чтения, что зависит от характера читаемого материала. Запоминание букв представляет большую трудность. Особенно сложным для них является слияние звуков в слоги. Еще большие затруднения вызывает у них чтение и понимание предложений , текста.

Слайд 14

Наиболее распространенными недостатками выразительности чтения умственно отсталых школьников являются монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности (точки) в середине предложения.

Слайд 15

Нарушения чтения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Некоторые дети с умеренной отсталостью усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, не возможно. Они воспринимают его фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осваивают материал неосознанно, механически.

Слайд 16

И хочу закончить свое выступление стихотворением, в котором отражена мысль о том, чтобы сделать процесс обучения чтению как можно более интересным для детей. «Ключ от самого богатого в мире клада». Я знаю клад. Там сундуков С богатствами – не счесть! Из стран из всех, из всех веков Всё лучшее там есть. Клад на виду, да только взять Не просто всё - гляди: Везде ряды замков весят Снаружи и внутри. И связками ключей звеня, Тут не помочь мечте. Один лишь ключ, что у меня Замки откроет те Бери мой ключ!!! С ним можешь ты Своим весь клад считать, Ведь сундуки те – книг ряды, Мой ключ - уметь читать!!!

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с...

«Особенности обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе VII вида....

Буклет "Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Информационный буклет об особенностях речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с умственной отсталостью, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, связанные непосредственно с выраженностью и характеро...