СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
статья

Спицына Людмила Александровна

Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ, посредством особой зрительной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спицына Людмила Александровна

учитель-дефектолог первой категории

Канунникова Ирина Михайловна

старший воспитатель высшей категории

Белгородская область, г. Губкин, МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №32 «Журавушка»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ, посредством особой зрительной гимнастики.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. Организм ребенка очень восприимчив к различным воздействиям. Особенно остро встает этот вопрос в настоящее время, из-за пагубного влияния дисплеев и мониторов компьютеров на зрение. Поэтому именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранять зрение.

Эта проблема особенно близка дошкольным учреждениям, в которых функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Дети, посещающие эту группу, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, амблиопия и астигматизм.

Поэтому важнейшим направлением деятельности нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление зрения с учётом индивидуальных возможностей. Особое внимание мы уделяем коррекции и развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, так как нарушение зрительного восприятия ведет к трудностям по дифференциации формы, цвета, величины, удаленности предмета, его положения в пространстве.

Ежеквартально врачом окулистом проводится медицинское обследование детей групп компенсирующей направленности с нарушением зрения: проверка бинокулярного зрения; проверка характера фиксации взгляда; определение остроты зрения с коррекцией и в обычном состоянии.

Свойства   зрительного восприятия          (цвет, форма, величина, объем)

Сентябрь 2016 г

Заключение

(уровень развития зрительного восприятия)

2(17%)

высокий

4(33%)

средний

6(50%)

низкий

Результаты  диагностического обследования зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения, которые были проведены по методикам Борисенко М. Г., Лукиной Н. А. «Восприятие цвета, формы, величины» отражены в таблице:

В связи с этим, возникла необходимость нестандартного подхода к предотвращению прогрессирования нарушения зрения и зрительного восприятия  у детей с ОВЗ.  Поэтому для проведения  офтальмологических пауз в режимных моментах нами был разработан офтальмотренажер «ВИЗИОКУБ». 

Современным игровым оборудованием считается бизиборд. Бизиборд (busyboard) – развивающая доска (стенд, модуль), созданная по методике Марии Монтессори. Визио с латыни – зрение, видение.D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\фото со сторонами куба\IMG_6840.JPG

Основываясь на этой идее, было и создано это оборудование. Его форма позволяет сэкономить пространство и использовать несколько видов офтальмотренажеров в одном пособии.

Зрительная гимнастика - одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. Она так же важна, как и общие физические упражнения.

Цель - предотвращение прогрессирования нарушения зрения у детей с ОВЗ.

Задачи: 1.Укрепление глазных мышц. 2.Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны). 3.Снятие физического и психоэмоционального напряжения. 4. Развитие зрительной координации, зоркости и внимания.

При проведении зрительной гимнастики рекомендуется выполнение следующих условий и правил:

  1. Фиксированное положение головы.
  2. Длительность проведения зрительной гимнастики соответственно возрасту и степени напряженности работы глаз во время ОД.
  3. Сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи;
  4. Следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;
  5. Сосредоточить все внимание на глазах;

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере.

На первом или подготовительном этапе происходит ознакомление детей с офтальмотренажером. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.

Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой или пальцем по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.

Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Основные функции каждой из сторон данного офтальмотренажера:

способствовать развитию зрительного восприятия, развитию прослеживающих (глазодвигательных) функций глаза, зрительно-двигательной активности, координации, укреплению мускулатуры глаз.D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\Стороны ВИЗИОКУБА\IMG_6867.JPG

Сторона «Волнистые дорожки» предполагает выполнение упражнение со зрительными стимулами (предметами)

На кончике указки прикрепляем яркий предмет (солнце, бабочка, божья коровка, гусеница) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие. Показ сопровождаем стихами. Положительный эмоциональный отклик вызывают у детей игры с лазерным фонариком. Дети прослеживают глазами за красной точкой.D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\Стороны ВИЗИОКУБА\IMG_6855.JPG

Сторона «Полет» это фигура перевернутой восьмерки (бесконечность), по которой дети «бегают» глазами.  Следует отметить, что при работе на данном тренажере у детей происходит укрепление наружной мускулатуры глаз за счет движений глазного яблока по всем направлениям. D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\Новая папка (2)\20181129_095604.jpg

Сторона «Улитка» также способствует  развитию моторики. Воспитанникам предлагается прослеживать за движениями указки только глазами. (По часовой стрелке, против. Сказать где зажегся огонек, используя слова: вверху, внизу, слева, справа. Затем посмотреть на кончик носа 2 секунды, затем найти огонек).D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\Стороны ВИЗИОКУБА\IMG_6872.JPG

Сторона «Разноцветные дорожки»   способствует развитию цветовосприятия, закреплению математических навыков. D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\Стороны ВИЗИОКУБА\IMG_6853.JPG

Сторона «Геометрические фигуры» способствует развитию пространственной ориентировки, уточнению знания сенсорных эталонов, обучению находить и совмещать силуэтное изображение с реальным. D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\Стороны ВИЗИОКУБА\IMG_6860.JPG

Сторона «Сетка» способствует развитию тех же функций по развитию зрительного анализатора и развитию моторики. D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\Новая папка (2)\20181129_095224.jpg

Детям предлагается повторить на решетке узор, выполненный с помощью веревки. Выполнить самостоятельно заданный узор. Запомнить узор и выполнить его по памяти. Самостоятельно придумать узор и изобразить его с помощью веревки. Сложность заданий соответствует возрасту ребенка.

Сторона «Часики» включает в себя работу с глазными мышцами и  способствует развитию пространственно-временной  ориентировки.D:\Логопедия\Педагог здоровья\Фото лучшее\ФОТО\Новая папка (2)\IMG_6899.JPG

В рамках представленной здовровьесберегающей технологии четко прослеживается интеграция усилий всех участников образовательных отношений  по обеспечению режима зрительных нагрузок.

Во второй половине дня воспитатели проводят офтальмологические паузы во время режимных моментов, с использованием игровых упражнений, которые занесены в картотеку. Так же в групповой комнате размещен зрительный тренажер В.Ф. Базарного, который способствует восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения  глаз.

Диагностика, проведенная в конце года, показала положительную динамику уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Так детей с низким уровнем стало на 2 (12%) ребенка меньше. Обследование, проведенное офтальмологом, показало стойкое отсутствие снижения остроты зрения и уменьшение угла косоглазия.

Особенности

зрительного восприятия          (цвет, форма, величина, объем)

2016 – 2017

 уч. г.

2017- 2018

уч. г. 

Заключение (уровень зрительного восприятия)

2(17%)

3(25%)

высокий

 4(33%)

5(42%)

средний

 6(50 %)

4(33%)

низкий

12 детей

12 детей

 

Данная технология показала, что использование офтальмологического тренажера «Визиокуб» является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса.

 Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения у детей с ОВЗ. У детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.

ЛИТЕРАТУРА

        1. Борисенко, М. Г., Лукина, Н. А. Диагностика развития ребенка (3-7 лет)/. Практическое руководство по тестированию.— СПб.: Паритет, 2006.— 96 с/

        2.Чевычелова, Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет./М.: Издательство «Учитель», 2018. – 123 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВИЗУАЛЬНОГО КАНАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Игры для тренировки визуального канала детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство профилактики нарушения зрения школьников...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал представлен из опыта работы в коррекционной школе на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном  процессе для  детей с ограниченными возможностями з...

Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Презентация. Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья...

Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья

Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья...