«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
методические рекомендации при работе с классами КРО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_uchitelya_geografii_mou_sosh.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад учителя географии МОУ СОШ № 18 Шадриной И.Н. на тему:
«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».
Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.
Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.
Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно.
Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.
Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.
К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью.
Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь.
Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.
Так что же характеризует детей коррекционных классов?
- Высокая эмоциональность
- Задержка психического развития
- Быстрая утомляемость
- Незрелость эмоционально-волевой сферы
- Педагогическая запущенность
- Трудности распределения и переключения внимания
- Конфликтность
- Неуравновешенность психики
- Трудность общения
- Низкая мотивация
- Пониженная познавательная активность
При работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.
На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу в классах коррекции:
- Объяснительно – иллюстративное обучение
- Личностно – ориентированное обучение
- Развивающее обучение
- Технология опорных сигналов
- Модульная технология
- Проблемное обучение
- Игровая технология
- Диалоговая технология
- Технология коррекционно – развивающих упражнений.
Технологий много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала.
Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.
Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой.
Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.
Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.
Остановимся подробнее на некоторых коррекционно-развивающих заданиях.
- Примеры заданий с опорой на жизненный опыт ребенка.
При изучении темы: «Атмосфера» можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы:
- Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?
- Почему вода в реках летним вечером как парное молоко?
- Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы?
- Объясните поговорку « Много снега - мало хлеба»
- Объясните слова из песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
- Географические загадки на развитие внимания:
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли дети?
Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
Знает каждый капитан:
Волга – это океан!
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас – гора!
Со времен далеких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне.
- Игра «Составь несколько слов из одного слова»: ученики соревнуются, кто больше знает географических терминов:
Г – идросфера
О – кеан
Р – ека
А - зимут
- Задания на развитие мыслительных реакций:
- Теплый, холодный, звездный, кислотный, грибной, частый, затяжной, проливной (дождь)
- Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся (вулкан)
- Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной (песок)
- Живая, мертвая, мутная, прозрачная, пресная, соленая (вода).
- Задание «Подбор прилагательных»: на уроке вводится новое понятие, а на этапе заключения и обобщения знаний учащимся предлагается подобрать определения к термину:
Земная кора: Ветер:
- Материковая - холодный
- Океаническая - теплый
- Твердая - сильный
- Тонкая - слабый
- Толстая - южный
- Подвижная - северный
- Задание «Собери фразу»: ребята делятся на две группы. Каждая группа получает по абзацу из параграфа, читает его и находит основную мысль. Выписывает главную фразу на бумажную полоску, выданную учителем, и разрезает на определенное количество частей. Группы обмениваются заготовками и пытаются правильно восстановить чужую фразу. Это способствует тренировке внимания и памяти.
- Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения.
Эта технология облегчает восприятие, хранение и воспроизведение информации, у учащихся происходит активная работа с образами, развивается эмоциональная сфера и речь.
Итак, применение разных форм и методов работы в коррекционных классах, в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся.
Самостоятельность может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая невозможна без прочного и сознательного усвоения знаний.
Самостоятельность является основой мотивации учения, повышающей качество обучения.
Обучение географии предполагает и требует применение большого количества знаний для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с О...
« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...
Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...
Статья на тему "Особенности преподавания географии детям с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе 8 вида"
Статья посвящена особенностям работы с детьми с ОВЗ на уроках георгафии....
Презентация. Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья...
«Особенности обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»
Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе VII вида....
Буклет "Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Информационный буклет об особенностях речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья....