« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
статья ( класс) на тему
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто психолого-педагогическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 607
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Статья: « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
автор: Петухова Светлана Геннадьевна
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто психолого-педагогическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.
Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ТМНР рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ТМНР в социум. Оно должно быть устремлено на овладение школьниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских субъект - субъектных отношений.
Ключевыми направлениями работы педагога-психолога с детьми с ТМНР является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность и доступность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Принцип интегрированности в общую образовательную среду.
Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения, окружающего социума.
Принцип взаимодействия с социальными партнёрами.
Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ТМНР.
Принцип создания ситуации успеха.
Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ТМНР, как на уроках, так и вне\, безусловное принятие каждого ребёнка.
Гуманность - вера в возможности каждого ребёнка, субъективный позитивный подход.
Реалистичность – учёт реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
Адекватность – право ребёнка выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить.
Вариативность (гибкость) - изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.
Адаптивность – подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а должна ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.
Последовательность.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ТМНР выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
Программа коррекционной работы на школьной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
Диагностическое направление.
Для успешности воспитания и обучения детей с ТМНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
своевременно выявить детей с ТМНР;
выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТМНР;
определить оптимальный педагогический маршрут;
обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ТМНР в образовательном учреждении;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребёнка;
консультировать родителей ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
особенности контакта ребёнка;
эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
реакция на одобрение;
• реакция на неудачи;
эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
эмоциональная подвижность;
особенности общения;
реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребёнка:
наличие и стойкость интереса к заданию;
понимание инструкции;
самостоятельность выполнения задания;
характер деятельности (целенаправленность и активность);
темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
работоспособность;
организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
особенности моторной функции.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или класса в целом.
Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ТМНР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.
Программно-методическое обеспечение.
К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для школьников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Но, к сожалению, отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в образовательных учреждениях.
В основе развивающей психокоррекционной работы лежит программа, разработанная Е.А.Стребелевой. Используются также работы: Катаевой А.А.,Сиротюк А.Л., Богуславской З.М., Смирновой Е.О., Боряковой Н.Ю., Соболевой А.В., Ткачевой В.В. Используются технологии психогимнастики и развивающей кинезиологии А.Л. Сиротюк, М.В. Ильиной.
Проводится работа в направлении коррекции эмоционально-личностной, нравственной сферы воспитанников – элементы сказкотерапии. Используемые в сказкотерапии авторы: О.Н. Пахомова, Л.Н. Елисеева, Г.А. Азовцева, народные сказки, православные сказки, притчи.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др.), облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Организация взаимодействия педагога- психолога с родителями.
На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ, к обучению в школе).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
Организационно–методическое направление.
Данное направление деятельности педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ТМНР является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ТМНР, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ТМНР. Педагог-психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Методические рекомендации для специалистов и родителей детей с ТМНР.
Психологические подсказки родителям
«Если у Вашего ребёнка занижена самооценка»
«Как вести себя с маленьким упрямцем»
«Если в семье ребёнок с ОВЗ»
«Как помочь аутичному ребёнку»
«Во что играть с особым ребёнком» и др.
Рекомендации педагогам
«Развитие потенциальных возможностей детей с ТМНР на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов»
Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с ТМНР
«Адаптация к школе»
«Психологическое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ТМНР» и др.
Организация взаимодействия педагога-психолога с педагогами и специалистами ОУ.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ТМНР является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.
Основными задачами психологического-педагогического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ТМНР и его особыми образовательными потребностями, организация психолого-медико-педагогических консилиумов с участием учителей-дефектологов, учителей-логопедов, музыкальных работников, инструкторов по физическому воспитанию, врачей – специалистов; подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы, психологические гостиные и т.д.
Состояние детей с ТМНР, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/12/picture-39550-1631462082.jpg)
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-242109-1424454781.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение детям с ограниченными возможностями здоровья
Матерал на международную практическую конференцию...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются особенности работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/24/picture-372295-1387872910.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...
Ресурсы Центра в обеспечении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются ресурсы Центра в обеспечении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....