«Особенности обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кокорева Татьяна Ивановна

Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе VII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_nemetskomu_yazyku_detey_s_ovz.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель немецкого языка МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» г. Красногорска  Кокорева Татьяна Ивановна

Тема: «Особенности обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

 Федеральный закон N 273 "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует право каждого человека в нашей стране на получение бесплатного образования. Поэтому в каждой школе создаются необходимые условия для получения образования и для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции их нарушений развития и социальной адаптации, а также оказания ранней коррекционной помощи, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

За достаточно короткий период времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Современная школа представляет собой совместное обучение детей с отклонениями в развитии с обычными сверстниками в стенах образовательного учреждения. Такой процесс обучения – дело сложное, так как дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологическом сопровождении и большим вниманием со стороны учителя. Соответственно, при обучении таких учеников учителя руководствуются адаптированными основными общеобразовательными программами.

Практическое же овладение языком (на определённом уровне) становится средством решения этих задач. При организации обучения необходимо учитывать, что речь детей с ограничением здоровья VII вида (ЗПР) и на родном языке практически ограничена бытовой тематикой, лексически небогата, грамматически часто неправильна. А так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребёнка, то освоить иноязычную речь он сможет только на уровне своего развития. Следовательно, необходимо сократить объём лексических единиц для запоминания и активного применения, часть грамматических явлений вынести только на ознакомление, то есть сделать учебный материал более доступным и дать возможность ребёнку поверить в свои силы. Каждый, даже очень маленький, шаг в изучении иностранного языка – это большой труд для ребёнка, и его необходимо поощрять, а не концентрировать своё внимание только на исправлении ошибок, иначе ребёнок может замкнуться и потерять интерес к предмету. 
Для предупреждения утомляемости детей при планировании уроков важно избегать однообразия учебной деятельности. Для выполнения задания следует задействовать все органы чувств: зрение, слух, речь, а также использовать движения (мимика, хлопанье в ладоши и т.д). Учитель должен стараться особенно на начальном этапе обучения иностранному языку развивать воображение учащихся, используя различные приёмы: недосказанность, ролевые игры, перестановку логической последовательности событий, визуализацию, яркую или забавную наглядность, применение музыки и т.д. 

Эффективным приёмом усвоения нового материала является визуализация (картинки, схемы, условные обозначения, компьютерные презентации). Очень помогает при работе над грамматическим аспектом речи рифмованный материал. Рифмовки легко заучиваются, содержат важные грамматические структуры, которые запоминаются без труда. 

Обучение счёту

Ein,zwei,Polizei,
dreivier,Offizier,
fünf,sechs,alteHex,
sieben,acht,guteNacht
neun,zehn,dumusstgeh'n.

Gänse, Gänse!

 Ga, ga, ga!

Wollt ihr fressen!

 Ja, ja, ja!

Kommt nach Hause,

aber merkt:

Der Wolf wartet

unterm Berg.

In der Schule

In der Schule lernen wir,

In der Schule singen wir,

In der Schule turnen wir,

In der Schule spielen wir.

Das ABC-Lied

A, b, c,  d, e, f, g,

h, i, j, k, l, m, n, o, p,

q, r, s, t, u, v, w,

x, Ypsilon, z —

das ist das

ganze Alphabet.

Рифмовки очень хорошо помогают в процессе обучения детей с ЗПР, так как запоминать новые слова и проводить ассоциации с изученным материалом таким детям сложно, то я использую рифмовки на русском языке с немецкими глаголами. Чем слабее уровень обученности учеников, тем больше нужно использовать различные рифмовки в процессе обучения.

Вы – архитекторы, вы – молодцы,
Будете
bauen– строить дворцы!

Можно в реке, можно в море
schwimmen – плавать на просторе.

В математике будет удача,
Если 
rechnen – решать задачи.

У доски всегда на «пять»
Нужно
antworten – отвечать.

Скоро гости на порог,
Будем 
backen – печь пирог.

Хорошо на солнышке лежать
И
sonnen sich – загорать!

В зной и жару каждый рад
trinken– пить в тени лимонад.

Любит быстро детвора
laufen – бегать, как стрела. и т.д.

Часто у детей с ОВЗ хорошо развита двигательная память, следовательно, нужно стараться максимально использовать ситуации, требующие от детей каких-то движений. Это может быть рисование, жестикуляция, подвижные игры. Так, например, игру в мяч можно успешно использовать при изучении алфавита и новых слов. Если позволяет помещение, то можно использовать игру «Кузнечик». При повторении порядка слов в немецком предложении фрагменты фразы записываются на отдельных листах бумаги и раскладываются на полу, ученик прыгает с листа на лист, как кузнечик, в правильной последовательности, проговаривая предложение.

Игра «АБВГДЕЙКА» помогает развивать логическое мышление, память и звуковой анализ слов. Из предложенных букв учащемуся необходимо сложить слово или словосочетание, затем прочитать его, перевести и записать в тетрадь.

Игровые технологии как показывает опыт, являются самыми эффективными и наиболее доступными для детей с ОВЗ. Процесс обучения становится более успешным, если по возможности проводить его в игровой форме на основе предметно-практической деятельности, так как он эмоционально окрашен, то легче усваивается материал и запоминается.

Игры в процессе обучения развивают память, логическое мышление, внимание, сообразительность, речь детей, тренируют мелкую моторику рук, учат выражать свои эмоции и снижают утомляемость. Всё это повышает работоспособность учащихся. Иностранный язык для детей с ОВЗ – это далёкая от жизни и часто для многих недосягаемая высота. Когда они справляются с тем или иным заданием, они наполняются чувством гордости, уверенности в себе, повышается их самооценка, появляется интерес к учебному процессу и стремление к интеллектуальному росту.

Ведь зачастую учителя сталкиваются с такой проблемой «особенных детей» как нежелание учиться, равнодушие к окружающему миру, инертность и пассивность. Иностранный язык расширяет кругозор учащихся и их творческие
возможности. Успех процесса обучения детей с ОВЗ напрямую зависит от профессионализма учителя, его желания добиться прогресса в усвоении учеником знаний и настойчивости в достижении цели.

Использованная литература
1. Обучение в коррекционных классах.: Пособие для учителей под ред. Г. Ф. Кумариной.-М.: АПН СССР, 1991.

2.Алексеева Е.А. Использование наглядного и раздаточного материала на уроках немецкого языка./ Методическая разработка

3. http://festival.1september.ru/articles/524844/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Тема. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Особенности использования дистанционных образовательных технологий  в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями....

Статья Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС

В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...

Использование дистанционных образовательных технологий при обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности применения дистанционных технологий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Методы, приёмы, формы работы в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы, приёмы, формы работы в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная Цель в рамках обозначенного направления - повышение качества образования учащихся с ОВЗ....