Совместная деятельность логопеда и воспитателя в работе над проектом «Масленица в Берендеевом царстве»
статья
Часто дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют нарушения речи, так как в дошкольном возрасте, в семье, с ними не проводилась ни профилактика, ни коррекционно-развивающая речевая работа. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой социальной коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно поэтому авторами проекта «Масленица в Берендеевом царстве» стали воспитатель и логопед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_i_vospitatel_v_maslenitse.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность логопеда и воспитателя
в работе над проектом
«Масленица в Берендеевом царстве».
Часто дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют нарушения речи, так как в дошкольном возрасте, в семье, с ними не проводилась ни профилактика, ни коррекционно-развивающая речевая работа. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой социальной коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно поэтому авторами проекта «Масленица в Берендеевом царстве» стали воспитатель и логопед. Очень хочется , чтобы наши дети обладали красивой, правильной выразительной речью, умели ориентироваться в окружающем мире. Исходя из этого, было решено связать театрализацию с логопедической работой.
Целью проекта «Масленица в Берендеевом царстве» было формирование у воспитанников Центра основ национальной народной культуры через эмоциональное восприятие различных видов народного творчества и самостоятельную деятельность.
На протяжении многих веков русские народные традиции играли огромную роль в воспитании подрастающего поколения, и до сегодняшнего дня они выступают эффективным средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры – все это эффективные средства воспитания гуманности и любви к Родине. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю непосредственно связано с развитием духовно-нравственной и мировоззренческой сферой личности, которые складываются в школьном возрасте.
Если воспитывать детей на национальных российских традициях и ценностях, достижениях национальной российской культуры и образцах народного творчества, если этому направления придать особое значение, ребята начинают осознавать себя частицей своей нации, своей Родины, у них воспитывается чувство любви к родному краю, чувство достоинства, гордости и ответственности за свою Отчизну. Родина предстает перед ребенком в образах, звуках и красках. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Поэтому проект «Масленица в Берендеевом царстве» дожжен быть решить такие воспитательные и общепедагогические задачи как:
- воспитание эмоционально-ценностное отношения к народным традициям, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за предков, уважения к истории и духовным традициям России.
- развитие восприятия различных видов народного искусства (народных песен, хороводов, заигрышей, сказок, художественного творчества).
- формирование интереса к культурному наследию предков и навыков в самостоятельной разнообразной творческой деятельности.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок приобщается к красоте и самобытности русского слова. Поэтому наряду с воспитательными задачами в проекте возможно было реализовать и логопедическую задачу - развивать такое психическое свойство личности воспитанников как речь. Таким образом, проект «Масленица в Берендеевом царстве» сочетает в себе средства и способы развития как нравственных качеств и творческих способностей детей, так и их речевых способностей.
В подготовке театрализованной постановки как части праздника Масленицы мы использовали различные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи, стремились создать специальную среду, которая побеждала бы ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность, углубляли и формировали базовые навыки устной речи как ведущего средства общения и познания.
От этой последовательной работы мы ожидали определенных результатов, как воспитательных:
- способствования культурному, национальному и гражданскому самоопределению воспитанников в соответствии с духовными традициями народа;
- формирования эмоционального отношения детей к народному творчеству, эстетического вкуса, собственной художественной самобытности;
- приобретения воспитанниками социальных навыков участия в традиционных семейных народных праздниках;
- повышения самооценки детьми своей творческой деятельности;
- продуктивного сотрудничества воспитанников различного возраста между собой и с педагогами, проявление собственной инициативности,
так и логопедических:
- целостного воздействия на речевую систему;
- речевого раскрепощения каждого из детей, несмотря на имеющиеся у них речевых возможностей.
Это наш первый совместный проект подобного рода. В нем мы сделали акцент на освоение театральной культуры, стимулировали открытие ценности трудолюбия, самостоятельности, требовательности к себе, ответственности перед зрителями, повышение общего культурного и речевого уровня. Для активизации речевого развития логопед использовала различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, правильного звукопроизношения, координации движений, игровых навыков и творческой самостоятельности. Совместная слаженная работа воспитателя и логопеда побуждала детей к творческой деятельности, позволила каждому желающему ребенку выступить наравне с другими хотя бы с маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, продемонстрировать правильную речь.
Таким образом, мы можем говорить об интегративности, в соответствии с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, то есть помогает общему воспитательному процессу.
Список литературы:
- Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности - М., 1997.
- Маханева М.Л. Театрализованная деятельность. – СПб: Сфера, 2001.
- Организация проектной деятельности в школе: Система работы/ Авторы-составители С. Г. Щербакова, Л. А. Выткалова, Н. В. Кобченко, Т. В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
- Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей// Воспитатель, 2010, № 1
- http://www.logoped.ru/slepev02.htm Слепушкина Е.В. Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность.
- Технология социального проектирования в деятельности педагогов интернатных учреждений: Сборник научно-методических материалов. – М.: Проспект, 2009. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития
Мною и воспитателем Сёминой И.А. проводилась совместная работа по постановке сценки со старшими дошкольниками с использованием логопедических мет...
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей офтальмологической группы
Правильная речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Зрительные нарушения осложняют процесс формирование речи. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушен...
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».
Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование коммуника...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
Конспект совместной деятельности логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж и компьютерная технология) по теме:"Полянка весенних звуков".
Конспект занятия: "Полянка весенних звуков"....
Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий
Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР» ...