Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей офтальмологической группы
презентация к уроку по теме
Правильная речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Зрительные нарушения осложняют процесс формирование речи. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушением зрения, поступая в школу, пополняют группу детей с дисграфией и дислексией. Поэтому так важен своевременный охват слабовидящих дошкольников логопедической помощью. Всем известно, что максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях системного, комплексного подхода к его преодолению и предполагает тесное сотрудничество с воспитателями, специалистами и родителями.
В нашем детском саду осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей с патологией зрения. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. Эффективность работы достигается посредством взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическое;
- коррекционное;
- консультативно-просветительское.
Взаимодействие педагогов осуществляется в следующих формах:
- мини-педсоветы, посвященные анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику офтальмологической группы;
- индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;
- тематические консультации, согласно перспективному плану;
- практикумы;
- круглые столы.
В начале учебного года в период обследования логопедом комплектуются подгруппы из детей с однородными нарушениями речи. Речевой профиль группы разнообразен, так как в группе занимаются дети с различными речевыми нарушениями: ОНР, ОНР с дизартрическим компонентом, ФФН. В связи с этим коррекционная работа ведется в подгрупповой и индивидуальной форме.
На основании результатов обследования учитель-логопед составляет перспективный план коррекционной работы, в котором предусматривается индивидуализация работы с детьми.
В течение всего учебного года учитель-логопед систематически информирует воспитателей об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.
При организации логопедических занятий с детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения. В работе используется дидактический материал, адаптированный к зрительным возможностям детей с нарушением зрения необходимой величины, окраски, объемности, картинки с силуэтным изображением предмета, рельефные и оконтуренные картинки, "волшебный мешочек" с набором игрушек, различающихся по структуре поверхности, магнитная азбука с магнитной доской для обозначения звуков и складывания слогов, слов и предложений. Задания, по возможности, предлагаются выполнять в вертикальной плоскости.
В коррекционной работе с этими детьми предпочтение отдается природному, реалистичному, предметному материалу.
С целью снятия зрительного напряжения и профилактики зрительных нарушений у детей мы используем специальные методики Аветисова Сергея Эдуардовича, Уильяма Бейтса. Одна часть методик используется для повышения остроты зрения, другая для зрительной гимнастики. Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Комплекс зрительной гимнастики соответствует лексической теме недели.
Вся коррекционно-воспитательная работа в нашей группе проводится как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей.
Предметная и речевая база, создаваемая воспитателями, широко используется и совершенствуется логопедом на логопедических занятиях. В свою очередь, коррекционная работа логопеда находит продолжение в работе по совершенствованию речевых навыков во время образовательной деятельности воспитателей и игровой деятельности детей.
В коррекционные паузы педагоги включают разнообразные упражнения для глаз, пальчиковую и артикуляционную гимнастики, динамические упражнения разного направления, физкультминутки и т.д.
В группе для детей с нарушениями зрения и речи созданы уголки, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры для коррекции зрительных и речевых нарушений.
Все задания для вечерней деятельности с детьми подробно объяснены воспитателю логопедом и знакомы детям. Наглядный и речевой материал тщательно подбирает учитель-логопед, который осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.
Слаженная работа педагогов группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей. И всё это делается легко, непринуждённо, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая коррекционно-образовательную деятельность в нудные тренировки.
Педагоги образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи, консультировании специалистов по работе с детьми с ОВЗ (особенными возможностями здоровья). Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_logopeda_i_vospitatelya.pptx | 127.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правильная речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей один из показателей готовности ребенка к обучению в школе залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Отрицательное влияние на формирование личности ребенка; Вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы; Способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности и т.д .); Нарушения речи в дошкольном возрасте влекут за собой Отрицательно сказываются на развитии письменной речи и процессов обучения в целом несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Цель совместной работы логопеда и воспитателя Создание оптимальных условий , способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста; Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда; Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
В результате такого распределения достигается : Своевременная коррекция речевого развития детей логопатов Создание базы для успешного школьного обучения, предупреждения дислексии и дисграфии в школьном возрасте
Совместная коррекционная работа в специализированной группе предусматривает РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ : логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов; воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
совместное изучение содержания программы обучения и воспитания детей в коррекционной группе ДОУ ; составление совместного плана работы; Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей Виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:
обсуждение результатов обследования детей и наблюдений за ними, которые ведутся на занятиях и в повседневной жизни ; совместная подготовка ко всем детским праздникам ( логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его); разработка общих рекомендаций для родителей. Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом :
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи Работа по коррекции звукопроизношения Работа по коррекции слоговой структуры слова Функции логопеда
Совершенствование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа и синтеза Формирование послогового чтения Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий Развитие связной речи Предупреждение нарушений письма и чтения Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели Пополнение , уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики Системный контроль над поставленными логопедом звуками и грамматической правильностью речи детей Функции воспитателя
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек , текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания ) Закрепление у детей речевых навыков, навыков чтения и письма на индивидуальных занятиях по заданию логопеда Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале
Основные направления коррекционной работы воспитателя Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): в течении дня 3-5 раз «Логопедические пятиминутки» по заданию логопеда Пальцевая гимнастика : выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стоп выполняется ежедневно после сна
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие произношение, употребление грамматических категорий, развития словаря. Содержание данных заданий определяется программой: Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепление звука; Повторение скороговорок, рассказов, стихов; Повторение лексико-грамматических упражнений; Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления Групповые занятия по развитию речи ( сюда же включаются ознакомление с окружающим и художественной литературой)
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ ЯВЛЯЕТСЯ: Проведение занятий в рамках одной лексической темы; Максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом (в том числе схемами, опорными сигналами, картинками-символами и т.п.); Изменение задач и содержания занятий в отличие от массовой группы; Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах; Использование определенной последовательности в видах рассказывания.
Коррекционная работа вне занятий : во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного р ечевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Основные направления общеобразовательной работы воспитателя Обучение на занятиях по всем разделам массовой программы ДОУ (кроме занятий раздела «Развитие речи», которые осуществляются оп особой программе Воспитательная работа в соответствии с массовой программой ДОУ (нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание и пр.) Работа с родителями
Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках освоения лексических тем
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬ 1 Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий, признаков Воспитатель Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность, непосредственно связанная с темой (рисование, аппликация, лепка, конструирование) Воспитатель 2 Предметные занятия, беседы; Подробное рассматривание предметов, выделение основных частей и признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов Воспитатель Упражнение в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы), сравнение 2-х однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, составление предложений, коротких рассказов…) Целенаправленная работа над предложно-падежными конструкциями и словообразованием. Логопед, Воспитатель по заданию логопеда на вечерних индивиду. занятиях
3 Продолжение работы над предложно-падежными конструкциями предложений, отработка форм словообразования и словоизменения Логопед Разучивание стихов, загадок, коротких текстов по теме Воспитатель 4 Пересказ, составление рассказов Логопед, Воспитатель по заданию логопеда на вечерних индивиду. занятиях Демонстрация сказок, иллюстрирование, кукольный театр, театр теней и др. Воспитатель
Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках коррекции звукопроизношения
ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ ЦЕЛИ Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный, дыхательный аппараты для формирования правильной артикуляции дефектных звуков, ставит их, автоматизирует Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные логопедом звуки Подготовительный этап Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. В игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.
ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ ЭТАП ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКА Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на подготовительном этапе движения органов артикуляции Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинный и предметно-стимульный материал ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ Логопед автоматизирует поставленный звук, первично дифференцируя на слух и в произношении последовательно вводит в речь : слог, слово, предложение, потешки , стихотворения, рассказы. Воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом для домашнего закрепления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...
Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы тема: «Скоро в школу»
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми разработан для детей логопатов старшего дошкольного возраста (6 &nda...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) Тема: "Прогулка по лесу"
В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результат...