Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий
учебно-методический материал по теме

Рожковская Людмила Анатольевна

Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Деревья. "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда

с детьми старшей группы с ТНР

по формированию лексико-грамматического строя речи

 с использованием современных образовательных технологий

 (информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии)

 «В гости к Лесовичку»

Автор: учитель-логопед Рожковская Л.А.

Санкт-Петербург

2015

Лексическая тема: Осень. Деревья.

Грамматическая тема: Словообразование. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать, закреплять и расширять словарный запас по теме «Осень. Деревья»;
  • развивать навыки словообразования и словоизменения;
  • развивать лексико-грамматические навыки, упражнять в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • развивать общую, мелкую  и мимическую моторику;
  • развивать эмоционально-волевую сферу через использование психогимнастики, элементов массажа, логоритмики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес и желание активно работать на занятии;
  • воспитывать самоконтроль.

Интеграция образовательных областей:

  •  социально-коммуникативное развитие;
  •  познавательное развитие;
  •  речевое развитие;
  •  художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура. Программное обеспечение: Power Point 2007. Листья бумажные разного цвета, шишки. Картинки с изображением разных времен года. Бумага разного цвета.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед знакомит детей с гостями, присутствующими на занятии.

Ребята, сегодня я пришла в детский сад и нашла у себя на столе вот такой диск, интересно, что на нём. Давайте посмотрим.

Слайд 1

Лесовичок: Здравствуйте,  ребята! Я -  Лесовичок и приглашаю вас к себе в гости.

Логопед: Ребята, мы с вами так много говорили про осень и мечтали попасть в осенний лес, и вот  Лесовичок  приглашает нас в гости! Отправимся в путешествие?

(Ответы детей)

2.  Основная часть.

Слайд 2  

Лесовичок: Посмотрите, как много листьев принес ветер с деревьев на тропинку, нам не пройти. Давайте соберем их.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько листьев, какого они цвета?

Дети: красного, желтого, оранжевого …..

Логопед: А какие листья?

Дети: осенние, красивые, большие, маленькие….

Логопед: А как назвать листья разного цвета одним словом?

Дети: Разноцветные

Логопед: А теперь давайте поможем Лесовичку расчистить осеннюю дорожку. Соберите листья по цвету.

 (Каждому ребенку предлагается собрать листья одного цвета – 6 цветов)

Логопед: Какие листья собрал (а)…….. ? (опрос  детей)

Ответы детей: Я собрал(а) желтые листья.

Логопед: - Давайте сядем на свои места, и скажем громко – желтые листья

                                     Тихо -   красные листья

                                      Шепотом – разноцветные листья

Психогимнастика

Логопед: Посмотрите,  листочки все разные по форме, разные по цвету и росли на разных деревьях. Наверное, у них может быть и разное настроение: веселое, грустное, сердитое.  Листочки могут быть мечтательными, восторженными и удивленными.

- Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков.

- Подул ветер, и некоторые листочки затеяли веселую игру на тропинке. Давайте изобразим веселье и радость (дети улыбаются…)

- А другие листочки смотрят на веселые листочки и смеются (посмеемся)

-Есть листочки, которые могут передать эмоции, которые грустят, что лето закончилось (дети изображают грусть)

- А если подует сильный ветер, отрывается листочек и летит, кружится и мечтает (мечтают)

- Ой! Птичка села на веточку. И листочки удивились (удивление)

- Какие вы молодцы, ребята! У вас замечательно получилось передать эмоции осенних листьев.

- Скажите пожалуйста, а что делают листья осенью?

Ответы детей:  Желтеют, кружатся, сохнут, шуршат……..

- Правильно! Молодцы!

Слайд 3

Лесовичок задает детям загадку:

«Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?»

(ответы детей)

Слайд 4

Лесовичок : Ребята, я приготовил для вас задание! Оно у ежика!

Логопед достает задание из яблока на голове у ежика и читает его детям.

Логопед: Ребята, подойдите к столу и возьмите одну картинку,  на которой изображена осень!

Дети подходят к столу и выбирают картинки, затем садятся на свои места.

Логопед: А теперь расскажите,  почему вы  решили, что на картинке изображена осень? По каким признакам определили?

Ответы детей:  идет дождь, дует ветер, стало холодно и дети надели теплые вещи, птицы улетают на юг, листья опадают….)

Слайд 5

Лесовичек:  Если на деревьях листья пожелтели,

                       Если в край далекий птицы улетели,

                      Если небо хмурое, если дождик льётся,

                      Это время года ОСЕНЬЮ зовётся!

Лесовичок: - вы молодцы, ребята! Справились с заданием! А интересно мне, справитесь ли вы с моим новым заданием? Посмотрите на экран, назовите картинки ласково.      

Слайд 6

Картинки:     дождь  -  …                    лист – …

                        солнце – …                      туча –…

                        трава-…                            ветка-…

                        лес-…                                 ветер- …

Слайд 7

Лесовичок: - Молодцы, и с этим заданием справились! У меня для Вас есть подарок. Его принесла белочка!

Дети с логопедом находят корзинку.

Логопед: Посмотрите, что в корзинке?  

Дети: - шишки, желуди, листья…

Логопед: -  Это все называется - дары леса. Давайте зарядимся энергией от даров природы –сделаем массаж рук еловыми шишками, которые нам Лесовичок передал.

Дети выполняют движения между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождая речью.

Вы сосновые шишки, дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье, ловкость, красоту,

Радость и веселье, ум и доброту!

Логопед: -  Молодцы!  Положите шишки в корзинку. Давайте скажем спасибо Лесовичку за подарки!

Слайд 8

Лесовичок: А теперь давайте поиграем. Возьмите листочки и выходите на полянку.

Слайд 9 (Изображение поляны, музыка)

Физкультминутка. 

Речь с движениями

Листопад, листопад,                                    (в руке листья, взмахи поочерёдно)

Листья желтые летят,                                   (обеими руками взмахи)

Под ногами шелестят                                   (приседают)

И летят, летят, летят…                                  (бросают на пол)

Слайд 10

Лесовичок: Молодцы ребята, все задания выполнили, по лесу осеннему погуляли, поиграли,  а теперь пора прощаться, у меня в лесу много дел! А Вы приходите ко мне еще в гости, в любое время года! Я всегда рад гостям!

Логопед: - Как же так, ребята, Лесовичок нас в гости пригласил, поиграл с нами, подарки подарил, а мы ничего ему на память не оставим? Давайте с вами ему тоже подарок сделаем, о нашем путешествии в осенний лес.  Посмотрите на доску. Я начала рисовать картину, но чего-то не хватает. Как вы думаете, что надо добавить, чтобы получился осенний лес? (…ответы детей)

-  Правильно, листьев разноцветных.  Давайте  возьмем цветную бумагу и мелко-мелко порвём её на маленькие  кусочки. Это у нас будут разноцветные листочки.

- Теперь, надо по одному подуть на ладонь с листочками как ветерок дует, так чтобы они полетели прямо на картинку. Я нанесу клей, и ваши листочки приклеятся туда, куда унесет их ветерок.

Дети выполняют задание.

Логопед: посмотрите,  какая красивая картина у нас получилась. Как мы ее назовем?

Ответы детей.

Логопед: Вы молодцы, постарались. Мы ее с вами обязательно подарим Лесовичку на память, когда снова придем к нему в гости.

3. Итог занятия:

Логопед: Ребята, вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

- Правильно! Вы сегодня, хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями Лесовичка и сделали для него подарок. Молодцы!

- Наше путешествие сегодня закончилось. Давайте попрощаемся с гостями! До свидания!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект: "Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и коллажа "Гжельская сказка".

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ипользованием мнемотехники и коллажирования  «Гжельская сказка».  Цель. Познакомить детей с народным промыслом Гж...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"

Технология деятельностного подхода «Ситуация» Л.Г.Петерсон Цель занятия: Создать условие для развития музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому нар...