Конспект совместной деятельности логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж и компьютерная технология) по теме:"Полянка весенних звуков".
план-конспект на тему

Рожковская Людмила Анатольевна
Конспект занятия: "Полянка весенних звуков".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж и компьютерная технология) по теме:

  «Полянка весенних звуков»

“ Полянка весенних звуков”

Логопедическая тема: Постановка и автоматизация звуков Р,Л,Ш,Ж,С,З в слогах, словах.

Лексико-грамматическая тема: Упражнять в словообразовании.

 Лексическая тема: Признаки весны.

Задачи:

Коррекционные:

  1. Развивать правильное физиологическое дыхание.
  2. Закреплять знания о произношении  звуков Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  3. Упражнять в четком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  4. Развивать фонематический слух.
  5. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
  6. Обогащать словарь  детей по лексической теме “Весна”.
  7. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
  8. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
  9. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

Образовательные:

    Обогащать словарь детей по лексической теме «Весна».

Воспитательные:

Развивать интерес к совместной деятельности, воспитывать умение слушать логопеда.

Оборудование:

Компьютер, презентация выполненная в программе Power Point 2007, зеркала на каждого ребенка, желтые кружки «солнышко», полоски бумаги-лучики, клей, кисточки, буквы из бумаги: Р, Л, Ш, Ж, С, З.

Ход занятия

Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять – мы собрались поиграть.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

       Сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.                                                            (Дети делают вдох и выдох три раза)

Закрепление лексической темы “Весна”                                                                             Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!

Посмотрите на экран. Слайд 2.

(На экране  изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)                                                                              - Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён   года. Слайд 3. 

Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы. Слайд 3 .

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!                                                           Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!                                                                                       Тает снег: ах…АХ!

Бегут ручьи: блл…БЛЛ                                                                                                                Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!                                          Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.                                               На этой полянке совсем нет цветов. Ребята вы хотите, чтобы на этой поляне  распустились красивые цветы, тогда нам надо выполнить ряд заданий и вся поляна зацветет красивыми цветами. Слайд 4(«Полянка»)

Первое задание ( изображение радуги)

- Что появилось на экране (РАДУГА). Слайд 5.

- Какой 1-й звук в слове «радуга»                                                                                                       - Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)

-Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Предлагаю детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.

“Не циркач и не артист, сам себе я массажист 

  • Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки) 
  • И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз) 
  • Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) 
  • Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз) 
  • Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей) 
  • А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки) 
  • Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями) 
  • А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам) 
  • И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу) 
  • Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) 
  • А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами) 

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

(Детям раздаются зеркала) 

  • Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Лопаточка”).
  • А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”). 
  • После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Болтушка”). 
  • Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
  • Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”). 
  • После этого Язычок играет с любимой игрушкой - неваляшкой, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые неваляшки”) 

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР!- ракета рвётся ввысь!                                                                                                        РРР!- рычит сердито рысь!                                                                                                         РРР! – раскатистый и громкий                                                                                                   РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

(Первый цветок распускается на весенней поляне.)

Второе задание  (на экране появляется ландыш)(Слайд 6).

- Что вы видите на экране.                                                                                                                   - Какой 1 звук в слове “ландыши”? Как правильно произносить звук Л?

(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)

Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

 Задание:   сказать на один слог больше: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ                                        сказать на один слог меньше: ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

(Второй цветок распускается на поляне).

Третье задание (на экране  шмель)(Слайд 7).

- Какой первый звук в слове “шмель”?                                                                                                - В каких ещё словах встречается этот звук?                                                                                    

-  Отгадаете загадки и увидите их: (Слайды 8,9,10,11,12,13).

Не галстук он не воротник,
А шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода
. (ШАРФ) 

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка,
И улетел под облака.
(ШАРИК)

Пьёт бензин как молоко,
Может ездить далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
(МАШИНА)

Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(КОШКА)

Если ты его подточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это?
(КАРАНДАШ) 

Кто-то утром спозаранку
Потянувшись, вот крепыш!
Взял свою большую ложку,
Ну, конечно, наш
…(МАЛЫШ)

 

На экране  появляется  сосулька. Слайд 14.                                                                                                       - Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?                                                                                               - А как правильно произносить этот звук?

Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
По середине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС !

- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, приклеив на него разноцветные лучики-полоски:                                            

      - Возьмите 10 полосок-лучиков и сделаете своё СССолнышко, таким же лучиСССтым, как у меня. (Задание выполняется за столами).                                                                                     - Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).                                                    - А я знаю про солнышко игру.

Игра-упражнение “Солнышко                                                                                                        (На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко
Я держу в ладошках
 (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка
 (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками
 (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит
 (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете!
(поднимают руки над головой и разводят в стороны)

-На экране появляется …Зайчик ( зайчик - Повторяйчик)  Слайд 15.                                                          - Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать?                                  (Повторять)

- Зайчик просит вас повторить чистоговорку со своими любимыми звуками.                              А вы догадались, как у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).                                                 А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)                                                               Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.Слайд 16,17.

ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)

ЗУ-ЗУ-З У- зуб болит внизу! (барабан)
ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)

Вот и все цветы распустились на нашей  поляне, прилетели  бабочки, солнце светит ярко, нам  весело и радостно, у всех хорошее настроение. Слайд 18.

Картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.

Итог занятия.

Когда в группу ребята пришли,
То многие звуки сказать не могли,
Свистеть и шипеть ещё не умели,
Рычать и трещать они не хотели.
Но вот логопеды на помощь пришли,
И трудные звуки сказать помогли.
Дети: Теперь говорим мы красиво,
Больше за это спасибо!

- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки!

И на память о нашем занятии я хочу, чтобы вы взяли свое солнышко и приклеили  на серединку любую букву- символ звука, которые мы с вами учили на занятии: Р, Л, Ш, Ж, С, З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия логопеда для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зима и птицы»

Коррекционно-образовательные цели:1.Уточнить и активизировать словарь детей по теме.2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками

Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...

План- конспект: "Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и коллажа "Гжельская сказка".

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ипользованием мнемотехники и коллажирования  «Гжельская сказка».  Цель. Познакомить детей с народным промыслом Гж...

Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»

Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий   Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...