Конспект занятия "Дикие и домашние животные."
план-конспект

Бабарина Ольга Петровна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Дикие и домашние животные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ ЦССВ  «Сколковский».

Г. Москва

Конспект по ознакомлению с окружающим миром.

                    Составила воспитатель

                                                                       Бабарина Ольга Петровна

  Тема: «Дикие и домашние животные».

Цель:  обобщение и систематизация  знаний детей о жизни диких  и домашних животных.

Задачи:

 Обучающие:

- закреплять и расширять представления детей об особенности жизни диких  и домашних животных;

 - учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.

 Развивающие:

- развивать  все компоненты устной речи детей,  любознательность детей и их зрительное восприятие;

- формировать и активизировать словарь дикие и домашние животные;

Воспитательные:воспитывать бережное отношение к животным;

- способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.

Оборудование:  плакат «Лес», макет «Деревенский двор», картинки  диких зверей, игрушечные фигурки домашних животных, карнавальные маски, плакат «Звери и их детеныши».

План:

  1. Организационное начало занятия.  Введение в тему.

2.Систематизация и обобщение знаний.

А). Дикие животные.

                  Загадки «Дикие животные».

                  Сказка «Для чего животным хвосты?». Е. Ульева.

                  Дидактическая игра. «Чей хвостик?».

             Б). Домашние животные.

                   Физминутка.  Игра – инсценировка «Лады – ладушки».

                   Дидактическая игра. «Кто живет у бабушки»

                   Сказка. «Откуда взялись домашние животные?». Е. Ульева.

                   Дидактическая игра. «Кто как говорит».

          3. Итог.

Ход занятия.

1.Оргмомент.  Введение в тему.

 - Ребята, сегодня мы отправимся с вами путешествовать, но прежде я хочу вам загадать загадку.

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях зенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла… (весна)

- Какие приметы нам на это указывают?

( снег растаял, на улице стало теплее, солнце ярче светит, распустились листья на деревьях,  проснулись от спячки звери).

- А раз настали теплые деньки, нужно больше гулять. Поэтому я предлагаю вам отправиться в лес и узнать, кто там живет.

-  Сейчас скажем волшебные слова и окажемся в лесу. Закрывайте глаза, поворачивайтесь вокруг себя.

- Покружились, покружились

  И в лесу мы очутились.

- Здравствуй лес, дремучий лес,

  Полный сказок и чудес!

2.Систематизация и обобщение знаний.

А) Дикие животные.

- Вот мы и очутились в лесу, слышите?   (звучит запись «Шум леса», подходят к плакату «Лес»)

- В лесу много разных зверей живёт.   Мы их не видим, они прячутся. Звери не любят, чтобы их тревожили. В лесу надо вести себя тихо. Близко к животным подходить нельзя.  Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством.

- Вы их увидите, если отгадаете загадки.

Загадки «Дикие животные».

  1.   Его обижают и звери, и птицы,
     Он каждого кустика в поле боится.
     Зимой под елкой он так замерзает,

            Что летом шубейку свою не снимает.  

   - Кто это, как вы думаете? (Заяц)

(картинка с изображением зайца вывешивается на доску)

- Какие у зайца уши? ( длинные уши) -Какой у зайца хвост? (короткий хвост)

- У зайца мягкая теплая шкурка. Что происходит с заячьей шкуркой с наступлением зимы и весны?

- Зимой он белый а летом, весной и осенью серо-коричневый. Весной у зайчихи рождается потомство, зайчата рождаются зрячими и в теплых шубках. Мама зайчиха их покормит и убегает от них,  зайчатки разбегаются в разные стороны и прячутся под кусты, лежат тихо и не пищат. Бежит мимо другая зайчиха, увидит зайчат и накормит. У зайцев все зайчата общие.  (Магнитная фигурка зайца крепится на плакат)

           2.    Кто по елкам ловко скачет
                  И влезает на дубы?
                  Кто в дупле орешки прячет, 
                  Сушит на зиму грибы? 
(Белка)

 (картинка с изображением белки вывешивается на доску)

- Какие у белки уши? ( короткие уши)  Какой у белки хвост? (пушистый хвост) - У белки мягкая теплая шкурка.

- Поздней весной белка выводит свое потомство. Как называются детки белочки? А какой окрас у белки (летом рыжая, зимой серая.) 

(Магнитная фигурка белки крепится на плакат)

  1. Летом бродит без дороги
    Между сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге
    От мороза, пряча нос.
     (Медведь)

 (картинка с изображением медведя вывешивается на доску)

-Какие у медведя уши? (маленькие) Какой у медведя хвост? (короткий хвост)

- Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал за зиму, исхудал. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Ест все что ему попадется –орехи, траву, коренья растений, ест насекомых, птиц и их яйца, муравьев при этом разрушая их муравейник. Очень любит рыбу. В конце зимы у медведей рождаются медвежата. Рождаются они очень маленькими и слепыми. Малыши греются около матери, пьют молочко. А весной медведица выводит их из берлоги и учит находить себе корм.

(Магнитная фигурка медведя крепится на плакат)

        4.  Хитрая плутовка,
            Рыжая головка,
            Хвост пушистый – краса!
            А зовут ее … 
(Лиса) 

     (картинка с изображением лисы вывешивается на доску)

- Какие у лисы уши? (острые уши) Какой у лисы хвост? (длинный пушистый)

-Весной рождаются детеныши и у лисы. Лиса роет нору или находит подходящее логово. И там растит своих деток. Как называются дети у лисы?  (Магнитная фигурка лисы крепится на плакат)

         5. Стройный, быстрый,

    Рога ветвисты.

    Скачет по лесу весь день,

     Называется…(олень).

 (картинка с изображением оленя вывешивается на доску)

- Олени мирные звери, но если на них нападает враг, то могут себя защитить. Ведь у оленей большие ветвистые рога и сильные ноги. У оленей широкие копыта, поэтому они не проваливаются в болота и снег.  (Магнитная фигурка оленя крепится на плакат)

6.    На овчарку он похож,
       Что ни зуб – то острый нож!
       Он бежит, оскалив пасть,
       На овцу готов напасть.

               Он зимой холодной
             Бродит по лесу голодный. 
(Волк) 

              (картинка с изображением волка вывешивается на доску)

- Какие у волка уши? ( острые уши) Какой у волка хвост? (длинный хвост)

-У волков тоже весной рождаются 2-3 детеныша, они кормят их молоком, а когда они подрастают  их учат  охотиться. Как называются дети у волков?    (Магнитная фигурка волка крепится на плакат)

         7.    Тяжелы рога по весу,

      Ходит важно он по лесу;

      Он хозяин, а не гость –

      Хмурый и сердитый …(лось)

 (картинка с изображением лося вывешивается на доску)

- Лось – крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой, грибами. Зимой лосю трудно находить пищу под снегом. Тогда он ест хвою и кору деревьев. Лоси быстро бегают и хорошо плавают.

(Магнитная фигурка лося крепится на плакат)

  1. Серый он и весь в иголках,                                                                                                                       Словно он не зверь, а ёлка.                                                                                                                       Хоть колюч молчун лесной -                                                                                                                    Все же добрый, а не злой…. (Еж)

(картинка с изображением ежа вывешивается на доску)

-Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они похудели и начинают усиленно   питаться насекомыми, дождевыми червями, мышами. Весной ежиха выводит ежат. Своих детей она кормит молоком.

(Магнитная фигурка ежа крепится на плакат)

- Вот всех и увидели, кто живет в лесу. Как можно назвать одним словом волка, белку, зайца, лису и медведя? (это животные)

- Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилище, выводят потомство, называются (дикими животными)

- А еще у них есть хвосты, и это не просто украшение. Вот послушайте…

Сказка «Для чего животным хвосты?». Е. Ульева.

    Жил на свете зайчик. И однажды он подумал: «Почему у всех животных хвосты такие красивые, а у меня какой – то обрубок? Дай поменяюсь с кем – нибудь».

  Пошел к лисе:

- Дай мне, лиса, свой хвост.

- Еще чего? А чем я следы заметать буду?

Тогда он пошел к вороне:

- может, ты мне свой хвост отдашь?

- Да ты что! Он мне летать помогает.

Пошел зайчик к корове:

- Эй, корова, тебе-то твой хвост ни к чему, отдай его мне!

- Как это ни к чему! А чем я мух отгонять буду?

 Тогда зайчик карасика попросил:

- Может, ты мне свой хвост отдашь?

- Не могу, -говорит карасик,- он мне самому нужен – плавать помогает.

Посмотрел заяц – всем хвосты для дела нужны. «А мне- то зачем длинный хвост? – подумал заяц,- чтоб за пни и деревья цеплялся, бежать мешал?» Так и остался он со своим коротким хвостом.

- Вот так. У каждого животного хвост играет определенную роль. Птицам летать помогает. Лисе - следы заметать. Коровам - мух отгонять. Белке – прыгать с одной ветки на другую.

 - А вы знаете у кого какой хвостик?

Дидактическая игра. «Чей хвостик?».

Цель:  закреплять знания внешнего вида животных, развивать наблюдательность, память.

  - Надо выбрать и к фигуркам животных приставить недостающий хвост.

  - Молодцы. Запомнили,  как выглядят дикие животные. Теперь и возвращаться пора: «Покружились, покружились, снова дома очутились».

Б). Домашние животные.

- А теперь мы познакомимся с домашними животными. Для этого отправимся в гости к бабушке.

Физминутка.  Игра – инсценировка «Лады – ладушки».

  Дети надевают маски домашних животных.

Лады, лады ладушки,

Приехали мы к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке – Забавушке.            Дети идут по кругу. Ребенок в маске выходит в центр круга, когда слова про животного, в маске которого он находится.

У меня есть петушок,                  

Ярко – красный гребешок.

Красная бородка,

Важная походка.                                  Показывают руками гребешок и бородку, затем поднимают высоко по очереди колени одновременно с подниманием в стороны рук.

         Лады, лады ладушки,

         Вот кто есть у бабушки.  Показывают на ребенка в маске петушка.

Есть козленок озорной,          

Вот затряс он бородой.

Деток он пугает.

Рожками бодает.                                            Дети прыгают на месте, держа у затылка кулачки с поднятыми указательными пальцами, изображая рожки.

            Лады, лады ладушки,

            Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске козленка.

Есть и кошка Мурка,

Славная кошурка,

Ходит вслед за бабкой,

Моет морду лапкой.                                           Изображают мягкий пружинистый шаг, жестами показывают,   как    умывается      кошка.

             Лады, лады ладушки,

             Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске кошки.

Цок, цок, цок, цок,

Есть лошадка – серый бок.

Вихрем скачет по двору,

Приглашает всех в игру!     Дети сгибают в локтях руки с «уздечкой», то прижимая   их к груди, то, вытягивая перед собой.

             Лады, лады ладушки,

             Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске лошадки.

Поросенок – Пятачок,

Хвостик – маленький крючок.

Бегает, играется

И в лужице валяется.  Показывают руками, какой пятачок у поросенка, указательными   пальцами –  хвостик. Прикладывают руки к голове и качают ею в стороны.

        Лады, лады ладушки,

        Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске петушка

И щенок вот озорной.

Он с лохматой головой,

Бегает и лает,

Двор свой охраняет.       «Щенок»  в  центре круга «лает», дети имитируют его  поглаживание.

           Лады, лады ладушки,

           Вот сколько всех у бабушки.

-  Молодцы. Запомнили, кто живет у бабушки в деревне? Давайте проверим.

Дидактическая игра. «Кто живет у бабушки».

 Цель: учить выделять домашних животных.

- Найдите, животных, которые живут рядом с человеком. И верните их домой. (дети выбирают фигурки домашних животных, называют их и ставят в макет деревенского двора).

     - Животные, которых люди разводят и используют в своём хозяйстве, называются домашними. Они живут не в лесах и степях, а  рядом с человеком.  Сами они не могут отыскивать в природе пищу и жильё. Да и человек не может обойтись  без молока и яиц. Для тех животных, которые пасутся, люди выбирают наилучшие пастбища. Домашние животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые он создаёт для них. Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для них заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища.                                      

  - Когда то, очень - очень давно домашних животных не было. И вот откуда они появились…

Сказка. «Откуда взялись домашние животные?». Е. Ульева.

           Давным – давно жил древний человек совсем один. Не было у него никаких помощников. Тяжело ему было. Но потом к нему пришла древняя собака:

- Возьми меня, человек, к себе. Я тебе буду помогать: на охоту ходить и дом сторожить.

- Хорошо, - согласился человек, - а я тебя буду за это кормить.

Потом пришел древний конь:

- И меня возьми, человек. Я буду тебя возить, землю пахать.

- Вот спасибо, обрадовался древний человек, - за это я тебе всегда буду давать свежего сена.

  Потом к человеку пришли коза и корова и баран.

- И мы хотим сена. Возьми нас к себе.

- А что вы будете делать?

- Я буду молоко давать,- сказала коза.

- И я,- промычала корова.

- А я буду тебя одевать,- сказа баран.

Последней прибежала кошка:

- Хочешь, я буду ловить тебе мышей?

- Хочу, - сказал человек.

- А ты мне за это давай молока.

Вот так и появились у человека первые помощники.  «Как я раньше обходился без вас?» - удивлялся он с тех пор.

- Вот так давным - давно появись домашние животные.

- Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши.

- Как зовут детенышей? (дети называют детенышей)

- А как они разговаривают, вы знаете?

Дидактическая игра. «Кто как говорит».

Петушок всем по утру

 Прокричал: «Кукареку»,

Всем детишкам надо знать

Со двора не убегать.

Взрослых слушаться, играть,

Никого не обижать.

И сказал козленок: «М-е-е»,

Это все, понятно мне.

Я с него пример возьму,

Промычал теленок: «М-у-у».

Я всегда так поступаю,

Промяукал котик: «Мяу».

Поросенок хрюкнул: « Хрю»,

За порядком присмотрю.

А щенок залаял: «Гав»,

Петушок, конечно, прав.

Весело ржет жеребенок: «И-го-го»

Выполнять все эти правила легко!

- Все детеныши домашних животных, знают как вести себя на прогулке.  

И вы не забывайте об этом.

Итог.

- Вот мы и вспомнили разных животных.  Покажите, где живут домашние животные?  Показывают макет «Деревенский двор».

(домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них)

- А где живут дикие животные? Показывают плакат «Лес» с магнитными фигурками диких животных.

- Вы молодцы, много запомнили. Но в природе существует еще много других животных.  Вы можете их увидеть в книге «Дикие животные», и в игре – лото «Домашние животные». О них мы поговорим в другой раз.

Источники информации.

  1. Е. Ульева. Энциклопедия для малышей в сказках.  Ростов –на-Дону, «Феникс», 2016.
  2. Животные России. Обучающие карточки, Аксай «Проф – Пресс», 2015.
  3. Интернет –источник. Игры в детском саду. Автор не известен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия+ презентация "Домашние животные"

Логопедическое занятие на тему "Домашние животные" разработано для закрепления представлений о домашних животных, уточнения и расширения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Прекрасн...

Конспект коррекционного занятия "Домашние животные"

Комплексное коррекционное занятия для детей первой младшей группы VI вида...

Конспект урока "Кролики-домашние животные"

Сформировать у обучающихся  представления о кролике, как домашнем животном,  знакомство  с внешним строением тела кролика....

Конспект логопедического занятия "Домашние животные"

Представлен конспект логопедического занятия на тему "Домашние животные", для группового занятия. В котором рассматриваются разные виды работы....

Конспект логоритмического занятия Домашние животные для детей старшего дошкольного возраста

В занятии логопедические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Занятие рекомендовано учителям-логопедам и музыкальным руководителям....

Конспект воспитательного мероприятия : "Домашнее животное- кошка"

Данный конспект составлен для обучающихся 0 класса коррекционного учреждения с целью их знакомства с домашним животным, кошкой....

Конспект классного часа "Домашние животные"

Тема :«Домашние животные»Цель:создание условий длясовершенствования знаний о внешнем виде домашних животных; о пользе для человека.уточнения и систематизирования знания детей о домашн...