Конспект занятия "Дикие и домашние животные."
план-конспект
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Дикие и домашние животные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ ЦССВ «Сколковский».
Г. Москва
Конспект по ознакомлению с окружающим миром.
Составила воспитатель
Бабарина Ольга Петровна
Тема: «Дикие и домашние животные».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о жизни диких и домашних животных.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять представления детей об особенности жизни диких и домашних животных;
- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.
Развивающие:
- развивать все компоненты устной речи детей, любознательность детей и их зрительное восприятие;
- формировать и активизировать словарь дикие и домашние животные;
Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к животным;
- способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: плакат «Лес», макет «Деревенский двор», картинки диких зверей, игрушечные фигурки домашних животных, карнавальные маски, плакат «Звери и их детеныши».
План:
- Организационное начало занятия. Введение в тему.
2.Систематизация и обобщение знаний.
А). Дикие животные.
Загадки «Дикие животные».
Сказка «Для чего животным хвосты?». Е. Ульева.
Дидактическая игра. «Чей хвостик?».
Б). Домашние животные.
Физминутка. Игра – инсценировка «Лады – ладушки».
Дидактическая игра. «Кто живет у бабушки»
Сказка. «Откуда взялись домашние животные?». Е. Ульева.
Дидактическая игра. «Кто как говорит».
3. Итог.
Ход занятия.
1.Оргмомент. Введение в тему.
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами путешествовать, но прежде я хочу вам загадать загадку.
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях зенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла… (весна)
- Какие приметы нам на это указывают?
( снег растаял, на улице стало теплее, солнце ярче светит, распустились листья на деревьях, проснулись от спячки звери).
- А раз настали теплые деньки, нужно больше гулять. Поэтому я предлагаю вам отправиться в лес и узнать, кто там живет.
- Сейчас скажем волшебные слова и окажемся в лесу. Закрывайте глаза, поворачивайтесь вокруг себя.
- Покружились, покружились
И в лесу мы очутились.
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
2.Систематизация и обобщение знаний.
А) Дикие животные.
- Вот мы и очутились в лесу, слышите? (звучит запись «Шум леса», подходят к плакату «Лес»)
- В лесу много разных зверей живёт. Мы их не видим, они прячутся. Звери не любят, чтобы их тревожили. В лесу надо вести себя тихо. Близко к животным подходить нельзя. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством.
- Вы их увидите, если отгадаете загадки.
Загадки «Дикие животные».
- Его обижают и звери, и птицы,
Он каждого кустика в поле боится.
Зимой под елкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
- Кто это, как вы думаете? (Заяц)
(картинка с изображением зайца вывешивается на доску)
- Какие у зайца уши? ( длинные уши) -Какой у зайца хвост? (короткий хвост)
- У зайца мягкая теплая шкурка. Что происходит с заячьей шкуркой с наступлением зимы и весны?
- Зимой он белый а летом, весной и осенью серо-коричневый. Весной у зайчихи рождается потомство, зайчата рождаются зрячими и в теплых шубках. Мама зайчиха их покормит и убегает от них, зайчатки разбегаются в разные стороны и прячутся под кусты, лежат тихо и не пищат. Бежит мимо другая зайчиха, увидит зайчат и накормит. У зайцев все зайчата общие. (Магнитная фигурка зайца крепится на плакат)
2. Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
(картинка с изображением белки вывешивается на доску)
- Какие у белки уши? ( короткие уши) Какой у белки хвост? (пушистый хвост) - У белки мягкая теплая шкурка.
- Поздней весной белка выводит свое потомство. Как называются детки белочки? А какой окрас у белки (летом рыжая, зимой серая.)
(Магнитная фигурка белки крепится на плакат)
- Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)
(картинка с изображением медведя вывешивается на доску)
-Какие у медведя уши? (маленькие) Какой у медведя хвост? (короткий хвост)
- Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал за зиму, исхудал. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Ест все что ему попадется –орехи, траву, коренья растений, ест насекомых, птиц и их яйца, муравьев при этом разрушая их муравейник. Очень любит рыбу. В конце зимы у медведей рождаются медвежата. Рождаются они очень маленькими и слепыми. Малыши греются около матери, пьют молочко. А весной медведица выводит их из берлоги и учит находить себе корм.
(Магнитная фигурка медведя крепится на плакат)
4. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (Лиса)
(картинка с изображением лисы вывешивается на доску)
- Какие у лисы уши? (острые уши) Какой у лисы хвост? (длинный пушистый)
-Весной рождаются детеныши и у лисы. Лиса роет нору или находит подходящее логово. И там растит своих деток. Как называются дети у лисы? (Магнитная фигурка лисы крепится на плакат)
5. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется…(олень).
(картинка с изображением оленя вывешивается на доску)
- Олени мирные звери, но если на них нападает враг, то могут себя защитить. Ведь у оленей большие ветвистые рога и сильные ноги. У оленей широкие копыта, поэтому они не проваливаются в болота и снег. (Магнитная фигурка оленя крепится на плакат)
6. На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Он зимой холодной
Бродит по лесу голодный. (Волк)
(картинка с изображением волка вывешивается на доску)
- Какие у волка уши? ( острые уши) Какой у волка хвост? (длинный хвост)
-У волков тоже весной рождаются 2-3 детеныша, они кормят их молоком, а когда они подрастают их учат охотиться. Как называются дети у волков? (Магнитная фигурка волка крепится на плакат)
7. Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу;
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …(лось)
(картинка с изображением лося вывешивается на доску)
- Лось – крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой, грибами. Зимой лосю трудно находить пищу под снегом. Тогда он ест хвою и кору деревьев. Лоси быстро бегают и хорошо плавают.
(Магнитная фигурка лося крепится на плакат)
- Серый он и весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной - Все же добрый, а не злой…. (Еж)
(картинка с изображением ежа вывешивается на доску)
-Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они похудели и начинают усиленно питаться насекомыми, дождевыми червями, мышами. Весной ежиха выводит ежат. Своих детей она кормит молоком.
(Магнитная фигурка ежа крепится на плакат)
- Вот всех и увидели, кто живет в лесу. Как можно назвать одним словом волка, белку, зайца, лису и медведя? (это животные)
- Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилище, выводят потомство, называются (дикими животными)
- А еще у них есть хвосты, и это не просто украшение. Вот послушайте…
Сказка «Для чего животным хвосты?». Е. Ульева.
Жил на свете зайчик. И однажды он подумал: «Почему у всех животных хвосты такие красивые, а у меня какой – то обрубок? Дай поменяюсь с кем – нибудь».
Пошел к лисе:
- Дай мне, лиса, свой хвост.
- Еще чего? А чем я следы заметать буду?
Тогда он пошел к вороне:
- может, ты мне свой хвост отдашь?
- Да ты что! Он мне летать помогает.
Пошел зайчик к корове:
- Эй, корова, тебе-то твой хвост ни к чему, отдай его мне!
- Как это ни к чему! А чем я мух отгонять буду?
Тогда зайчик карасика попросил:
- Может, ты мне свой хвост отдашь?
- Не могу, -говорит карасик,- он мне самому нужен – плавать помогает.
Посмотрел заяц – всем хвосты для дела нужны. «А мне- то зачем длинный хвост? – подумал заяц,- чтоб за пни и деревья цеплялся, бежать мешал?» Так и остался он со своим коротким хвостом.
- Вот так. У каждого животного хвост играет определенную роль. Птицам летать помогает. Лисе - следы заметать. Коровам - мух отгонять. Белке – прыгать с одной ветки на другую.
- А вы знаете у кого какой хвостик?
Дидактическая игра. «Чей хвостик?».
Цель: закреплять знания внешнего вида животных, развивать наблюдательность, память.
- Надо выбрать и к фигуркам животных приставить недостающий хвост.
- Молодцы. Запомнили, как выглядят дикие животные. Теперь и возвращаться пора: «Покружились, покружились, снова дома очутились».
Б). Домашние животные.
- А теперь мы познакомимся с домашними животными. Для этого отправимся в гости к бабушке.
Физминутка. Игра – инсценировка «Лады – ладушки».
Дети надевают маски домашних животных.
Лады, лады ладушки,
Приехали мы к бабушке.
К нашей милой бабушке,
Бабушке – Забавушке. Дети идут по кругу. Ребенок в маске выходит в центр круга, когда слова про животного, в маске которого он находится.
У меня есть петушок,
Ярко – красный гребешок.
Красная бородка,
Важная походка. Показывают руками гребешок и бородку, затем поднимают высоко по очереди колени одновременно с подниманием в стороны рук.
Лады, лады ладушки,
Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске петушка.
Есть козленок озорной,
Вот затряс он бородой.
Деток он пугает.
Рожками бодает. Дети прыгают на месте, держа у затылка кулачки с поднятыми указательными пальцами, изображая рожки.
Лады, лады ладушки,
Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске козленка.
Есть и кошка Мурка,
Славная кошурка,
Ходит вслед за бабкой,
Моет морду лапкой. Изображают мягкий пружинистый шаг, жестами показывают, как умывается кошка.
Лады, лады ладушки,
Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске кошки.
Цок, цок, цок, цок,
Есть лошадка – серый бок.
Вихрем скачет по двору,
Приглашает всех в игру! Дети сгибают в локтях руки с «уздечкой», то прижимая их к груди, то, вытягивая перед собой.
Лады, лады ладушки,
Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске лошадки.
Поросенок – Пятачок,
Хвостик – маленький крючок.
Бегает, играется
И в лужице валяется. Показывают руками, какой пятачок у поросенка, указательными пальцами – хвостик. Прикладывают руки к голове и качают ею в стороны.
Лады, лады ладушки,
Вот кто есть у бабушки. Показывают на ребенка в маске петушка
И щенок вот озорной.
Он с лохматой головой,
Бегает и лает,
Двор свой охраняет. «Щенок» в центре круга «лает», дети имитируют его поглаживание.
Лады, лады ладушки,
Вот сколько всех у бабушки.
- Молодцы. Запомнили, кто живет у бабушки в деревне? Давайте проверим.
Дидактическая игра. «Кто живет у бабушки».
Цель: учить выделять домашних животных.
- Найдите, животных, которые живут рядом с человеком. И верните их домой. (дети выбирают фигурки домашних животных, называют их и ставят в макет деревенского двора).
- Животные, которых люди разводят и используют в своём хозяйстве, называются домашними. Они живут не в лесах и степях, а рядом с человеком. Сами они не могут отыскивать в природе пищу и жильё. Да и человек не может обойтись без молока и яиц. Для тех животных, которые пасутся, люди выбирают наилучшие пастбища. Домашние животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые он создаёт для них. Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для них заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища.
- Когда то, очень - очень давно домашних животных не было. И вот откуда они появились…
Сказка. «Откуда взялись домашние животные?». Е. Ульева.
Давным – давно жил древний человек совсем один. Не было у него никаких помощников. Тяжело ему было. Но потом к нему пришла древняя собака:
- Возьми меня, человек, к себе. Я тебе буду помогать: на охоту ходить и дом сторожить.
- Хорошо, - согласился человек, - а я тебя буду за это кормить.
Потом пришел древний конь:
- И меня возьми, человек. Я буду тебя возить, землю пахать.
- Вот спасибо, обрадовался древний человек, - за это я тебе всегда буду давать свежего сена.
Потом к человеку пришли коза и корова и баран.
- И мы хотим сена. Возьми нас к себе.
- А что вы будете делать?
- Я буду молоко давать,- сказала коза.
- И я,- промычала корова.
- А я буду тебя одевать,- сказа баран.
Последней прибежала кошка:
- Хочешь, я буду ловить тебе мышей?
- Хочу, - сказал человек.
- А ты мне за это давай молока.
Вот так и появились у человека первые помощники. «Как я раньше обходился без вас?» - удивлялся он с тех пор.
- Вот так давным - давно появись домашние животные.
- Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши.
- Как зовут детенышей? (дети называют детенышей)
- А как они разговаривают, вы знаете?
Дидактическая игра. «Кто как говорит».
Петушок всем по утру
Прокричал: «Кукареку»,
Всем детишкам надо знать
Со двора не убегать.
Взрослых слушаться, играть,
Никого не обижать.
И сказал козленок: «М-е-е»,
Это все, понятно мне.
Я с него пример возьму,
Промычал теленок: «М-у-у».
Я всегда так поступаю,
Промяукал котик: «Мяу».
Поросенок хрюкнул: « Хрю»,
За порядком присмотрю.
А щенок залаял: «Гав»,
Петушок, конечно, прав.
Весело ржет жеребенок: «И-го-го»
Выполнять все эти правила легко!
- Все детеныши домашних животных, знают как вести себя на прогулке.
И вы не забывайте об этом.
Итог.
- Вот мы и вспомнили разных животных. Покажите, где живут домашние животные? Показывают макет «Деревенский двор».
(домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них)
- А где живут дикие животные? Показывают плакат «Лес» с магнитными фигурками диких животных.
- Вы молодцы, много запомнили. Но в природе существует еще много других животных. Вы можете их увидеть в книге «Дикие животные», и в игре – лото «Домашние животные». О них мы поговорим в другой раз.
Источники информации.
- Е. Ульева. Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов –на-Дону, «Феникс», 2016.
- Животные России. Обучающие карточки, Аксай «Проф – Пресс», 2015.
- Интернет –источник. Игры в детском саду. Автор не известен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия+ презентация "Домашние животные"
Логопедическое занятие на тему "Домашние животные" разработано для закрепления представлений о домашних животных, уточнения и расширения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Прекрасн...
Конспект коррекционного занятия "Домашние животные"
Комплексное коррекционное занятия для детей первой младшей группы VI вида...
Конспект урока "Кролики-домашние животные"
Сформировать у обучающихся представления о кролике, как домашнем животном, знакомство с внешним строением тела кролика....
Конспект логопедического занятия "Домашние животные"
Представлен конспект логопедического занятия на тему "Домашние животные", для группового занятия. В котором рассматриваются разные виды работы....
Конспект логоритмического занятия Домашние животные для детей старшего дошкольного возраста
В занятии логопедические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Занятие рекомендовано учителям-логопедам и музыкальным руководителям....
Конспект воспитательного мероприятия : "Домашнее животное- кошка"
Данный конспект составлен для обучающихся 0 класса коррекционного учреждения с целью их знакомства с домашним животным, кошкой....
Конспект классного часа "Домашние животные"
Тема :«Домашние животные»Цель:создание условий длясовершенствования знаний о внешнем виде домашних животных; о пользе для человека.уточнения и систематизирования знания детей о домашн...