Картотека игр ПДД для логопедов,воспитателей и родителей
картотека
Картотека игр ПДД для логопедов,воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katoteka_tansot_dd_igra.docx | 271.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная игра "Веселая прогулка"
1. Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его, рот не закрывать (3-4 раза)
2. Захотел язычок пойти в парк, но ему нужно было перейти дорогу, стал язычок смотреть налево и направо, есть ли там машины.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому (6-8 раз)
3. После этого увидел язычок светофор, у которого сверху вниз разные огни горят, стал язычок на них смотреть: красный, желтый ,зеленый.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить к подбородку (4-5 раз)
4. Дождался язычок зеленый сигнал светофора и перешел улицу, пришел в парк гулять и стал играть в мяч.
Описание упражнения: рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щечкой надувать «мячик»
Игра на развитие силы голоса "Автомобили"
На столе перед ребенком стоят три машины: маленькая легковая, легковая - минивен или газель и большая грузовая. Педагог произносит ту-ту-ту!(громко) и предлагает ребенку угадать, какая машина так звучит. Потом педагог произносит ту-ту-ту тише, ребенок снова угадывает.
Второй вариант игры - ребенку предлагают погудеть как машина: а) которая едет рядом с нами; б) которая отъезжает, удаляется от нас; в) машина которая далеко от нас.
Для старшего возраста звук машины можно издавать как рычание мотора р-р-р.
Игра "Как медвежонок катался на машине"
Цель: развивать словарный запас
Ход игры
Педагог выбирает нескольких детей и просит их показывать остальным все, что сделает медвежонок. ( Медвежонок решил покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с - колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и начал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше)
После инсценировки педагог просит детей назвать все, что делал медвежонок (решил покататься, сел, поехал, слышит, остановился, вышел, стал накачивать колесо, накачал, поехал).
Игровое упражнение "Из чего - какой?"
Цель: закрепить умение образовывать и употреблять относительные прилагательные.
Игровые действия. Ответить на вопросы педагога.
Ход игры.
Педагог предлагает детям послушать и закончить предложения:
- Колесо из резины. Оно (какое?) ... (резиновое).
- Дверца машины из металла. Она (какая?) ... (металлическая).
- Руль автобуса из пластмассы. Он (какой?) ... (пластмассовый).
- Сиденье, обшитое кожей. Оно (какое?) ... (кожаное).
- Жезл из резины. Он (какой?) ... (резиновый).
- Остановка из железа. Она (какая?) … (железная).
- Свисток из пластмассы. Он (какой?) … (пластмассовый).
- Фары из стекла. Они (какие?) … (стеклянные).
«Какой, какая, какое?».
Цель: образование относительных прилагательных.
Шина для автомобилей (какая?) – автомобильная
Билет на автобус (какой?) - автобусный
Масло для машин (какое?) – машинное.
Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая?) – трамвайная и т.д.
Игра "Для чего каждый транспорт?"
Цель: развивать речь
Ход игры
На столе стоят машины(показ картинок). В гости к детям приходит …(появляется кукольный персонаж). Педагог обращает внимание детей на гостя и предлагает познакомить его с назначением машин.
Пример ответа: «Эта машина - скорая помощь. На ней перевозят больных»; «Эта машина - самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки».
Игра "Кто больше вспомнит"
Цель: расширять словарный запас
Ход игры
Педагог просит детей рассмотреть картинки и рассказать, что делают изображенные на них персонажи и что еще они умеют делать:
- мальчик: идет, бежит, переходит улицу, шагает, топает.
- птица: летит, порахает, клюет, пьет, поет.
- машина: гудит, едет, спешит, тормозит, останавливается.
- ветер: воет, дует, задувает, колышет, покачивает (ветки деревьев)
- грузовик: везет груз, торопится, шумит, гремит.
- ремонтная бригада: чинить дорогу, устанавливать знаки и т.п.
«Запрещается - разрешается»
Ход игры
Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово: «разрешается» или «запрещается».
Идти по тротуару...(разрешается)!
Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом...(запрещается)!
Переходить улицу на красный сигнал светофора... (запрещается)!
Помогать пожилым людям переходить улицу...(разрешается)!
Обходить стоящий автобус спереди...(запрещается)!
Выбегать на проезжую часть.. .(запрещается)!
Уважать правила движения.. .(разрешается)!
«Продолжи ряд слов»
Цель: расширять словарный запас
Ход игры
Взрослый говорит любое слово из лексического запаса по теме «Транспорт», «Улица города», «Дорожные знаки». Ребенок повторяет это слово и называет свое. Следующий ребенок называет два предыдущих слова и придумывает свое слово и т. д.
Игра «Опиши предмет».
Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.
Ход игры
Предложить ребенку описать какой-либо предмет. Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм,
1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
2. Форма, цвет, размер, материал.
3. Функции предмета.
4. Сравнительный анализ - по форме, цвету, материалу, функциям.
Игра «Расскажи мне... (описание по картинке)».
Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.
Ход игры
Предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы.
Старший возраст(5-6 лет), Подготовительный возраст(6-7лет)
Игра "Скажи наоборот"
Цель: расширять словарный запас.
Педагог начинает фразу, а дети заканчивают словом, противоположным по значению.
Машина едет быстро, а автобус... (медленно)
Шоссе широкое, а тротуар... (узкий)
Жилой дом высокий, а остановка...(низкая)
Асфальт на дороге черный, а полосы разметки на ней...(белые)
По дороге едет машина грузовая, а на стоянке стоит машина...(легковая)
У трактора мотор работает громко, а у машины...(тихо)
Красный сигнал светофора гаснет, а зеленый...(загорается)
Игра "Какое бывает"
Ход игры.
Незнайка пришел в город в гости к Пончику. Вокруг было много нового и необычного. Педагог предлагает рассказать Незнайке, что бывает
- зеленым: трава, листья деревьев, сигнал светофора, машины...
- широким: улица, шоссе, бульвар...
- квадратным: знак, вывеска, дом...
- высоким: дом, дерево, башня, человек...
- быстрым: птицы, машины, огни...
- круглым: огни светофора, фары, дорожные знаки и т.п.
Игра "Весёлые гонки"
Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Прокомментировать свои действия.
Ход игры.
Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле - большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых машин разных цветов. После чего педагог говорит: "А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту".
Дети выполняют действия и комментируют их: "Моя красная машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя зелёная машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя жёлтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж".
Педагог говорит после всех ответов детей: "Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала). Все эти слова образованы от слова ехать".
Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.
Игровое упражнение "Закончи предложение"
Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с союзом а.
Материал: мячик.
Игровые действия. Закончить предложение, начиная «а потом»
Ход игры.
Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложения. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов « а потом», и возвращает мяч.
Педагог: "Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре..."
1-ый ребёнок: "...а потом переходить улицу".
Педагог: "Нужно посмотреть налево..."
2-ой ребёнок: "...а потом начинать переход".
Педагог: "Следует взять взрослого за руку..."
3-й ребёнок: "...а потом переходить улицу".
Педагог: "Нужно дождаться полной остановки транспорта..."
4-й ребёнок: "...а потом начинать переход".
Игровое упражнение "Продолжи предложение"
Цель: развивать логическое мышление и связную речь (закрепить умение составлять предложения с подчинительным союзом потому что).
Игровые действия. Закончить предложение.
Ход игры.
Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.
- На перекрёстке случилась авария, потому что...
- Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что...
- На остановке собралось много народу, потому что...
- Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что...
- У светофора все машины затормозили, потому что...
- Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что...
- Дети долго не могли перейти дорогу, потому что...
- Водитель сигналил мальчику, потому что...
Игровое упражнение "Подбери действие"
Цель: активизировать глагольный словарь по теме "Правила дорожного движения"
Материал (по необходимости): сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос "что делает?". Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?"
Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
«Собери предложение».
Цель: связь слов в предложении.
Машина, ехать, дорога, по.
Самолет, небо, летит, высоко, в.
Шоссе, автомобиль, мчится, по.
Едет, тропинка, по, велосипедист.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
«Составь описательный рассказ о транспортном средстве (по выбору)» по плану:
Как называется это транспортное средство?
Назови одним словом машину, которая…
Из каких частей оно состоит?
Чем приводится в движение?
Для чего используется, что перевозит?
Кто им управляет?
Игра "Семейка слов"
Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.
Материал: мячик.
Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина.
Ход игры.
Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч:"Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина".
Игровое упражнение "Подбери действие"
Цель: активизировать глагольный словарь по теме "Правила дорожного движения"
Материал (по необходимости): сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос "что делает?". Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?"
Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
Картотека
Речевые игры
По теме: город, транспорт, правила дорожного движения
Подготовила:
Учитель-логопед Астахова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи
Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...
Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР
Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...
Учебно-методическое пособие «Готовимся к школе» (для логопедов, воспитателей и родителей)
Чтение – первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Но прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научится звуковому анализу слов, то е...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей Известно, что личность ребенка формируется прежде всего в семье. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие д...
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....