Учебно-методическая разработка образовательной области "Познание" по ознакомлению с окружающим миром на тему "Время года весна".
методическая разработка

Огирева Людмила Валентиновна
Методическая разработка состоит из состоит из конспекта НОД ознакомление с окружающим миром на тему «Время года весна», презентации, физкультминуток, индивидуальных карт-заданий. Данное методическое пособие можно использовать в работе детьми 3-4 года обучения с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Учебно - методическая разработка

 НОД  раздела ознакомление с окружающим миром, образовательной области «Познание», адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Методическая разработка  состоит из конспекта НОД ознакомление с окружающим миром на тему «Время года весна», презентации, физкультминуток, индивидуальных карт-заданий. Данное методическое пособие можно использовать в работе детьми 3-4 года обучения с нарушением слуха.

                                                                    Составила:  воспитатель  дошкольной группы

                                                                             детей с нарушением слуха  Огирева  Л.В.          

2018 г.

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром

 образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Время года весна»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:  продолжать закреплять знания детей о весне, весенних месяцах, признаках весны, весенней одежде.

Программные задачи:

Образовательные:

  • уточнять и обобщать представления детей о характерных признаках весны, расширять знания детей о весне;
  • обогащать и активизировать словарь по теме «Время года весна»;
  • развивать умение грамотно формулировать признаки весны;
  • закрепить названия весенних цветов;
  • формировать умение отгадывать загадку по словесному описанию основных признаков данного времени года.

Развивающие. 

  • развивать речь в координации с движением, сообразительность;
  • развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать умение  ориентироваться на плоскости;
  •  развивать мелкую моторику;
  • стимулировать развитие зрительного  восприятия, логического мышления, памяти;
  •  развивать произвольное поведение, укрепление веры детей в собственные силы.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
  • формировать способность детей работать в коллективе;
  • формирование  положительной установки на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
  • способствовать сплочению детского коллектива, повышению самооценки, тем самым снижая уровень детской тревожности;
  • способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей в процессе ООД.

Коррекционные:

  • упражнять в самостоятельном устном  проговаривании слов и фраз;
  • развивать слуховое восприятие, устную речь, речевое дыхание.

Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение стихотворений о весне;  рассматривание картин и  иллюстраций о весне; отгадывание загадок.

Планируемый результат: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения, отвечают на вопросы педагога, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, правильно называют времена года, весенние месяцы, одежду, цветы.

Методические приемы: словесные - вопросы к детям, объяснение, художественное слово;

наглядные - показ картинок на слайдах;

практические - мимика, естественные жесты, действия по подражанию и образцу; дидактические упражнения, коммуникативная игра, творческое задание, упражнение на сотрудничество, физкультурная минутка.

Речевой материал: активный словарь -  какое время года? весна, сосульки капают, ручей, солнце, птица, шапка, куртка, сапоги, шарф, штаны, снег.

Пассивный словарь: идите ко мне, встаньте в круг, возьмите друг друга за руки, какое время года, почему весна?  сколько месяцев? март, апрель, май, будем играть. Что делали? Мы говорили, слушали, играли. Как вы занимались? Как ты занимался.

Оборудование: интерактивная доска, запись пения скворца, разрезные картинки (цветы), детали изображения солнца (картон), экран для педагога, угощение для детей.

Структура непосредственно-образовательной деятельности:

1. Организационная часть.

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, привлечение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляция интереса к ней.

2. Основная часть.

Цель: закрепление основных признаков весны, развитие двигательных навыков, умения работать сообща, ориентировки на плоскости.

3. Заключительная часть.

Цель: подведение итогов, оценка деятельности детей.

Ход НОД:

I. Организационная часть.

1. Коммуникативная игра «Здравствуйте».

Воспитатель и дети  исполняют коммуникативную игру «Здравствуйте» выполняя соответствующие движения.                               

Здравствуйте, ладошки хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки  топ, топ, топ!

Здравствуйте щечки  плюх, плюх, плюх!

Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх!

Здравствуй мой носик  бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости, всем привет!

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.

«Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?» (Весной)

II. Основная часть.

1. Работа с интерактивной доской.

Воспитатель: ребята, хотите посмотреть, кто к нам в гости пришел? (Да!)

Закройте глаза. На доске появляется слайд с изображением весны. Кто это? Это весна- красавица (слайд № 1).

Ребята, весна хочет узнать какие вы умники и умницы, что вы знаете о весне.

Воспитатель: будем выполнять задания, которые приготовила нам весна? (Да).

задание 1.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на слайд (слайд№ 2).

Какое время года изображено на нём? (весна)

Какое небо весной? (голубое)

Что происходит со снегом весной? (снег тает)

Ребята, а какие приметы весны вы знаете? (дети отвечают)

Воспитатель: посмотрите  сюда, подумайте и назовите еще признаки весны. (слайд №3, 4)

 (дети смотрят на доску и называют изображенные на ней признаки весны: капают сосульки, появились первые цветы, проталины,  на реке ледоход,  половодье, солнце светит ярко). Молодцы приметы весны вы знаете. С заданием справились.

Воспитатель: дети, давайте вспомним весенние месяцы (слайд № 5). Весной у нас три месяца. Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»

Воспитатель: ребята, кто к нам прилетает весной из теплых краев? (птицы). Верно, прилетают разные птицы. Посмотрите, вот эта птица - скворец (слайд 6,7).

Давайте послушаем, как поет скворец.

Дети слушают запись песни скворца.

Воспитатель: Весной из под снега появляются первые цветы. (слайд № 8,9)

Как они называются? (подснежники)

А еще, какие весенние цветы вы знаете? (тюльпаны, ландыши) Ребята, весной, посмотрите,  расцветают еще деревья и кустарники. (слайд № 10,11,12)

2. Физкультминутка.

А сейчас мы с вами немножко отдохнём.

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (Потягивание )

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! (Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны)

Справа - первые цветочки появились на лужочке (Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором ).

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.  (Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором).

Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью)

В ручеёк пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперёд от себя )

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! (Машем ладонями, прощаясь с корабликом)

Вот как весело играть и в весенний день гулять! (Легкие подпрыгивания на месте )

Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! (глубокий вдох, руки - вверх, выдох - руки опустить вниз).

задание 2

3. Дидактическая игра «Собери цветок».

Воспитатель раздает детям  конверты, в них разрезная картинка.

На столе дети выкладывают свой цветок. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какой цветок у него получился (подснежник, тюльпан, ландыш, мимоза).

Воспитатель: молодцы ребята быстро справились с заданием.

Воспитатель: ребята, а у меня еще есть для вас задание №3. «Одень куклу».

(слайд №13)

Дети подходят к интерактивной доске. На доске изображения одежды. Предлагается выбрать правильно весеннюю одежду для куклы. Дети выбирают и называют предметы весенней одежды.

Воспитатель: Замечательно.  Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.

4. Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

Воспитатель: ребята, весной солнце греет сильнее, солнышко ласковое, яркое. Посмотрите, «Весна» приготовила вам еще здание№4.  (на подносе детали солнца) Давайте соберем солнышко все вместе, дружно за работу возьмемся. (складывают изображение солнца).

Воспитатель: молодцы ребята, вот какое веселое солнце получилось! Посмотрите на доску, вот какое солнышко весной  яркое, веселое как у вас (слайд №14).

Воспитатель: ребята, весна за то, что вы такие умные, дружные и весёлые дарит вам весеннее настроение и эту корзинку с угощениями! (мармелад)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель спрашивает детей, что они делали (слушали, смотрели, играли, отгадывали загадку, вспоминали приметы весны, называли весеннюю одежду).

Воспитатель хвалит всех детей, что они внимательно слушали, хорошо говорили, думали, называли приметы весны; угощает детей.

ФИЗМИНУТКИ НА ТЕМУ «ВЕСНА»

ПРИШЛА ВЕСНА

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу, лесу и полянке - идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

ВЕСЕННЯЯ БЕРЕЗКА

Березка в белом сарафане весною водит хоровод.

(дети идут дробными, ритмичными шагами и одновременно делают повороты в стороны)

Звенит сережками так нежно и птичек в гости все зовет.

(ритмичные взмахи руками к себе)

Раскроет свои руки-ветки, опустит ветки-пальцы вниз.

(разводят руки в стороны, сводят руки к центру вниз.)

Подставит солнышку листочки, чтоб лучик на ветвях повис.

(ритмично покачивают руками вверху)

ВЕСНА (ЧИСТОГОВОРКА)

Весна пришла по снежному, по влажному ковру (ходят пальчиками по столу)

Рассыпала подснежники, посеяла траву (руки на столе ладонями вниз, раздвигают- сдвигают пальцы)

Теперь зовет со всех концов гусей, стрижей и аистов (руки согнуты в локтях, пальцы открыты)

Кукушек и скворцов

(загибают по одному пальцу на каждой руке).

ЦВЕТОК

Вырос цветок на весенней полянке, нежную голову робко поднял.

(дети соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой)

Ветер подул - он качнулся неловко, он испугался, затрепетал.

(покачивают ладонями медленно, быстро)

Ветер бутоны качает упрямо вперед и назад, налево, направо.

(наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо)

ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

А уж ясно солнышко припекло, припекло (дети идут по кругу, взявшись за руки, и поднимают их)

И повсюду золото разлило, разлило (продолжают идти и медленно опускают руки)

ручейки на улице все журчат, всё журчат (бегут на носочках в противоположную сторону, руки на поясе)

Журавли курлыкают и летят, и летят. (Меняют направление движения, идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками).

ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)

Сели на карниз.     (Сесть на стульчики.)

Шаловливые сосульки     (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться.   (Руками соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,     (В такт наклонять голову вправо – влево.)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

ГРАЧИ

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (
присели)
Разместились в гнёздышке, (
показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (
встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (
погладить себя по рукам)
Головой вертят, (
повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (
руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (
хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (
летают)
И опять все в гнёзда сели. (
присели)

ПРО ВЕСНУ

Солнце засветило, (руки через середину поднять)

Сугробы растопило. (руки через середину опустить)

Теплую погоду принесла весна. (руки в сторону)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И еж с медведем знают: (руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)

Пора им просыпаться, (подтянуться, посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!

ПРИШЛА ВЕСНА (пальчиковая гимнастика)

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
(соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок
… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна.
 (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
(покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

КАПЕЛЬ

С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап!
 (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап!
(Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней
(«Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!!
(повторяем движение капели быстром темпе.)

ПРОЧИТАЙ И НАПИШИ.

ВЕСНА.

     ГРЕЕТ      C:\Users\1\Desktop\i.jpg                               .

      ТАЕТ      C:\Users\1\Desktop\11.jpg                             .

  КАПАЮТ  C:\Users\1\Desktop\interior-water-damage-1.jpg                              .

  ДЕТИ ГУЛЯЮТ БЕЗ   C:\Users\1\Desktop\73259826_w640_h2048_pict0189.jpg                            .

  НА ВЕТКАХ    C:\Users\1\Desktop\7a3430f5531b400c140c3d74049a1866.jpg                      .         .

ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=529734771-18-72&n=21

                                                                     ЯНВАРЬ

                                                                     МАРТГуси в весеннем небе

                                                                     ФЕВРАЛЬ

                                                                     ДЕКАБРЬ

                                                                     АПРЕЛЬ

                                                                      МАЙhttp://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=159605131-67-72&n=21

             

 

                                                                 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЕСНА

Слайд 2

ВРЕМЯ ГОДА ВЕСНА

Слайд 3

ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ РУЧЕЙ ПОЧКИ СОЛНЦЕ СОСУЛЬКИ

Слайд 4

ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ ЛЕДОХОД ПРОТАЛИНЫ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ

Слайд 5

НАЗОВИ ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ ЯНВАРЬ МАРТ ИЮНЬ АВГУСТ АПРЕЛЬ МАЙ

Слайд 6

В ЕСНОЙ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

Слайд 7

ВЕСНОЙ ПРИЛЕТАЕТ СКВОРЕЦ

Слайд 8

ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ ПОДСНЕЖНИКИ

Слайд 9

ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ ТЮЛЬПАНЫ ЛАНДЫШИ

Слайд 10

ЦВЕТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ ВЕСНОЙ СИРЕНЬ

Слайд 11

ЦВЕТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ ВЕСНОЙ ЯБЛОНЯ

Слайд 12

ЦВЕТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ ВЕСНОЙ ЧЕРЁМУХА

Слайд 13

ВЕСЕННЯЯ ОДЕЖДА КУРТКА ШТАНЫ ШАПКА САПОГИ ШАРФ ТУФЛИ КЕПКА ШУБА

Слайд 15

Пезентацию подготовила воспитатель КОУ « Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Огирева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Путешествие по зимнему лесу»

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в  группе компенсирующей направленности  для детей с задержкой психического развития старшего ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Весна ».

Цели: учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом), закреплять знания о характерных признаках осени, учить детей устанавливать причинно-следственные связи, учи...

Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «Кем быть?»

Используемые современные технологии:ИнтерактивныеТРИЗИгровыеЛогоритмикаЗдоровьесберегающие...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) с применением ИКТ «Животные жарких стран».

Формировать представление детей о диких экзотических животных: верблюд, жираф, зебра, лев, слон; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются; учить внимательно рассматр...

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у весны"

ООД направлена на формирование обобщенных представлений детей о весне....