Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
план-конспект занятия по теме
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_patrusheva_anna.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 55 «УЛЫБКА»
(МБДОУ д/с № 55 «Улыбка»)
Непосредственно образовательная деятельность
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
в группе компенсирующей направленности для детей
с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с 6-7 лет
Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Составила и провела:
учитель – дефектолог
Патрушева Анна Леонидовна
г. Сургут,
2012г.
Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- расширять и систематизировать знания детей о времени года зима и зимующих птицах;
- закреплять и систематизировать представлений детей о зимующих птицах (внешний вид; повадки; среда обитания; питание);
- совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умения подбирать прилагательные к существительным; согласовывать числительные с существительными;
- расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме «зимующие птицы»;
- закреплять умение дифференцировать зимующих и перелетных птиц;
- закреплять навыки порядкового и количественного счета, умения выстраивать числовой ряд в пределах десяти;
- закреплять умения соотносить количество предметов с цифрой.
Коррекционно - развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, память;
- развивать словесно – логическое мышление;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать, взаимодействовать;
- воспитывать бережное отношение к природе и к птицам.
Интеграция с областями: коммуникация, социализация, музыка, здоровье, физическая культура.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, аудиозаписи, карта, конверты с заданиями, карточки с изображением птиц, касса цифр, медальоны с изображением снежинок и солнышек по количеству детей, кормушка для птиц, корм для птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
Чтение художественной литературы.
Просмотр видеороликов об условиях жизни птиц зимой;
Изготовление кормушек для птиц.
Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка для птиц».
Ход занятия
Вводная часть:
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).
Ребята, в какое время года мы попали? (Ответы детей, на экране появляется заставка зимнего леса)
Почему вы решили, что это зима? (Ответы детей)
А, какая бывает зима? (Снежная, суровая, морозная, злая….)
Какой праздник приближается? (Ответы детей)
Кто к нам приходит на Новый год? А что приносит Дед Мороз?
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по зимнему лесу.
Наше путешествие будет волшебным.
Поможет нам добраться в лес волшебная вьюга. Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова: «вьюга, вьюга закружи, в зимний лес нас унеси». (Звучит аудиозапись, дети кружатся).
Вот мы и очутились в зимнем лесу.
Основная часть:
Давайте прогуляемся по лесу.
Ребята, а почему так тихо в лесу? (Ответы детей)
Почему не поют птицы? (Ответы детей)
А все ли птицы улетели в теплые края? (Ответы детей)
Ребята посмотрите вот и птица, а в клюве у нее конверт, что же там, давайте посмотрим. Это письмо.
Текст письма:
Здравствуйте, ребята! Ребята, нам письмо написали птицы этого леса. Скоро новый год, и все в этот праздник получают подарки. Мы бы тоже хотели получить подарок, а вот какой вы узнаете, если выполните все наши задания. Нам очень скучно зимой в лесу и мы хотели бы с вами поиграть.
За каждое правильно выполненное задание вы получите часть картинки. А когда соберете все части, то узнаете, какой подарок мы бы хотели получить. А в помощь мы даем вам карту, на которой обозначены все задания.
Ребята, давайте посмотрим, где же первое задание.
Вот первое задание. Птицы нам приготовили загадки.
- Задание
Загадки
(Дети садятся на стульчики перед экраном, педагог загадывает загадки, отгадки появляются на экране).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая -
Известная персона,
Зовут её … ворона. (Ворона)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
Спинка зеленоватая, животик желтоват,
На головке черненькая шапочка,
Да еще полоска шарфика. (Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять. (Снегирь)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик». (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её…? (Сорока)
Эта птица сизокрыла
Любит семечки клевать.
И тихонько ворковать. (Голубь)
(на последнем слайде появляются все птицы)
Молодцы ребята! Отгадали все загадки.
Вот первая часть картинки.
Беседа:
-Ребята, кого мы рассматривали на картинках? (Птиц)
- Почему мы их называем птицами? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост)
Как всех этих птиц назвать одним словом? («Зимующие»)
- Почему мы называем их «зимующие птицы»? (Ответы детей)
- Давайте поговорим об условиях жизни птиц зимой. Птицам холодно. Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.)
- Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)
- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)
- Чем мы можем помочь птичкам? (Подкармливать их.)
- Что для этого нужно? (Кормушки.)
- Как нужно следить за кормушками? (Очищать от снега и подсыпать корм.)
Давайте посмотрим на карту, где нам искать второе задание.
- Задание
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Ребята, сейчас вы внимательно посмотрите на картинки. Назовите, каких птиц вы видите. Запомните их. Закройте глаза. По моей команде откройте глаза. Посмотрите опять на картинки. Скажите, что изменилось? (Птицы появляются, исчезают, меняются местами).
Молодцы! Какие вы внимательные! Вы получаете еще одну часть картинки.
А где же следующее задание, посмотрим на карту.
- Задание
Дидактическая игра «Перелетные – зимующие»
А вот и следующее задание. (Дети переходят к столу)
Ребята посмотрите, сколько, много разных птиц. Все ли они остаются зимовать? (Ответы детей)
Я предлагаю поиграть в игру. Нужно будет разделить птиц на две группы. Как вы думаете, на какие две группы, мы можем разделить птиц? (Зимующие и перелетные). Снежинкой мы обозначим, каких птиц? (Зимующих птиц), а солнышком каких? (Перелетных).
Кому я дам солнышко, тот ищет перелётных птиц, а кому снежинку – зимующих. Каких птиц мы обозначили снежинкой, солнышком?
Назовите зимующих, перелетных птиц.
Молодцы, вы получаете еще одну часть картинки.
Отправимся за следующим заданием.
- Задание
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Вот следующее задание уже появилось на экране.
Ребята, сейчас вы увидите на экране птиц, одна из них «лишняя». Вы посмотрите внимательно и ответьте, какая из птиц «лишняя»? Объясните почему.
Синица, воробей, курица, снегирь.
Ласточка, снегирь, грач, лебедь.
Ласточка, дятел, ворона, голубь.
Молодцы! Вот еще одна часть картинки.
Отправимся на поиск следующего задания. Посмотрим на карту
- Задание
Дидактическая игра «Какая по счету?»
Ребята, а считать вы умеете? (Ответы детей)
Посмотрите внимательно на доску, сосчитайте птиц.
Какой по счету голубь?
Какая по счету синица?
Какой по счету воробей? и т.д.
Назовите третью, шестую, четвертую, вторую, седьмую по счету птицу.
Отлично справились с заданием. Вот еще одна часть картинки.
Ребятам, нам осталось выполнить последнее задание, где же оно спрятано?
- Задание
Дидактическая игра «Сосчитай»
Теперь отправимся выполнять следующее задание.
Ребята, я раздам вам карточки. Вам надо посчитать, сколько птиц на этой карточке, и выбрать нужную цифру.
Сколько птиц на твоей карточке? (ответ полным предложением)
Теперь выбери нужную цифру.
Ребята, возьмите цифры и выложите цифровой ряд.
Вопросы:
Какая цифра стоит первая в ряду?
Какая цифра в ряду последняя?
Какая цифра стоит между цифрами 6 и 8?
Назовите соседей числа 5.
Какая цифра стоит перед цифрой 4?
Молодцы, справились с заданием! Получаете еще одну часть картинки.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Ребята, мы собрали все части, теперь давайте все вместе сложим эту картинку, и узнаем, какой же подарок хотят зимующие птицы на Новый год.
Какой подарок хотят птицы? (Ответы детей)
Ребята, давайте подарим птицам кормушку. (Педагог достает кормушку.)
А чего же в ней не хватает? (Ответы детей)
Педагог достает корм, дети насыпают корм в кормушку.
Я предлагаю вам, вместе с воспитателем на прогулке повесит эту кормушку на участке.
Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам вернуться волшебная вьюга. Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова: «вьюга, вьюга закружи в детский сад нас унеси». (Звучит музык, дети кружатся).
Заключительная часть:
Вот мы с вами снова в детском саду.
Где мы сегодня с вами побывали?
С какими птицами подружились?
Почему этих птиц называют зимующими?
Как можно помочь птицам зимой?
Какие задания вам понравились?
Какие задания были сложными?
Ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»
Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...
Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...
Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)
Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) Цель урока: создать условия для развития силы голоса на основе яв...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (средний дошкольный возраст коррекционная группа) Тема: «Насекомые»
Детям среднего дошкольного возраста с ОВЗ трудно запоминать даже маленькие стихотворения. Чтобы дети не боялись запоминать тексты на слух, я в своей работе использую элементы мнемотехники. Так как у м...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) Тема: "Зимние забавы"
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, которые проводят много времени за компьютером. Современные дошкольники не знают, что зимой на свежем воздухе можно и с горки к...
Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «Кем быть?»
Используемые современные технологии:ИнтерактивныеТРИЗИгровыеЛогоритмикаЗдоровьесберегающие...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Возраст: средняя группа Тема: «Перелетные птицы».
формировать представления детей о перелетных птицах в весенний период....