"Обучение и комплексное сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"
презентация к уроку

Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в образовании.

Практика комплексного сопровождения обучающегося с задержкой психического развития ведет к более успешной адаптации и интеграции его в социуме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sopr._obuch._s_zpr.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед МАОУ СОШ №93 Шкрюм Наталья Сергеевна Учитель-дефектолог МАОУ СОШ №93 Штефан Екатерина Дмитриевна Обучение и комплексное сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Слайд 2

Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Общая характеристика задержки психического развития

Слайд 3

Причины приводящие к возникновению ЗПР Условные категории детей с ЗПР, обучающиеся в школе

Слайд 5

Формы взаимодействия с семьей Родительские собрания Задачи: - информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы; - решение организационных вопросов; - информирование родителей по вопросам взаимодействия с другими организациями (ПМПК). Проведение конкурсов Задача: -поддержание благоприятного микроклимата в семье; - обучение коррекционно-развивающим приемам через совместное участие в мероприятиях.

Слайд 6

Формы взаимодействия с семьей Беседы и консультации специалистов Задачи: - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания; - оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.

Слайд 7

Формы взаимодействия с семьей Наглядно-информационное обеспечение Задачи: -информирование родителей (законных представителей) об особенностях развития детей с ОВЗ и приемах коррекции нарушенных у них функций. Анкетирование и опросы . Задачи: - сбор необходимой информации о ребёнке и его семье(анамнез); - определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; - определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей; - выявление мнения родителей о работе коррекционной службы.

Слайд 9

Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 6.08.2020г. Примерная педагогическая характеристика

Слайд 10

Что важно знать классному руководителю? Обучение и коррекционная работа строится с учетом рекомендации ПМПК (из заключения); Диагностика и коррекционная работа проводится только с письменного согласия/заявления на имя директора ОО от родителей (законного представителя); Периодичность коррекционных занятий определяется тяжестью нарушения и индивидуальными особенностями ребенка; Продолжительность занятия определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (индивидуальные занятия - 20 минут, групповые- 35-40 минут).

Слайд 11

Снижение темпов и объема выполнения письменных заданий; Увеличение времени проведения контрольных работ по основным предметам (русский язык, литературное чтение, математика ); Использование вспомогательного дидактического материала и технических средств обучения. Меры поддержки обучающихся с ОВЗ принимаются психолого-педагогическим консилиумом ( ППк ) образовательной организации: Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма,2019г .

Слайд 12

— индивидуальный подход; — предотвращение наступления утомляемости; — активизация познавательной деятельности; — обогащение знаниями об окружающем мире; —коррекции всех видов деятельности; — проявление педагогического такта. ВАЖНО! Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция и медицинское лечение , а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности ребенка. Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:

Слайд 13

Особенности речи обучающихся с ЗПР - бессвязная речь с отсутствием логики, ясности и выразительности; - бедность словаря и грамматических конструкций - недостаточное развитие фонематических процессов. Рекомендации учителю: - работа над формированием всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

Слайд 14

Развитие самоконтроля Последовательность работы по формированию самоконтроля осуществляется в соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий. Памятка –проверка записи слов ( Н.П. Карпенко и А.И. Подольский) 1. Читай слово вслух, выделяя каждый слог чертой. 2. Нет ли пропуска слога или буквы? 3. Нет ли замены букв, сходных по звучанию? 4. Правильно ли написаны буквы?

Слайд 15

Правила написания текста : 1. Повтори предложение вслух. 2. Подходят ли слова друг к другу? 3. Составь схему предложения. 4. Записывай слова, при этом подумай: а) какие буквы надо писать? б) какое правило можно применить? 5. Проверь написанное, отделяя каждый слог. Секреты грамотного списывания с образца. 1 . Прочитай 1–2 слова по слогам точно так, как они написаны. Назови знак препинания, если он есть. 2. Точно так, как сказал, напиши в тетради. 3. Прочитай по слогам то, что написал, и назови знаки препинания. 4. Прочитай то же самое по слогам в образце и сравни, одинаково ли получилось.

Слайд 16

Коррекция почерка Упражнения для коррекции почерка. Письмо с проговариванием названий элементов букв и соединений. Многократная обводка каллиграфических образцов. Письмо крупными (15–20 см) буквами на доске или на больших листах бумаги. Такое письмо облегчает зрительный контроль движений руки и возможность их коррекции. Рисование буквы в воздухе в сочетании с физминуткой . ДО ПОСЛЕ

Слайд 17

Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила: Памятка слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова

Слайд 18

Детям, имеющим трудности в обучении, нужно сначала отработать каждую операцию деятельности отдельно, потом практиковаться в выполнении работы в целом, при этом для формирования навыка им необходимо больше времен и организующей помощи со стороны взрослых. ► П А М Я Т К А Исторические (традиционные) сочетания букв с гласными: с согласными: ЖИ — ШИ ЧН — НЧ ЧА — ЩА ЩН — НЩ ЧУ — ЩУ ЧК ЧТ РЩ З а п о м н и: жю и шю — исключения! Жюри, брошюра, парашют. ► П А М Я Т К А Правописание слов с суффиксами -лив-, - чив -, -ев-, -ив-, - ов - 1. Суффикс -лив- — всегда -лив-, суффикс - чив - — всегда - чив -. 2. Суффикс -ив- под ударением, суффикс -ев- без ударения. Красивый сиреневый букет. 3. Есть суффикс - ов -, в суффиксе - ав - — а всегда ударный.

Слайд 19

Двигательная сфера Особенности двигательной сферы обучающихся с ЗПР недостаточная ориентировка в частях собственного тела - неловкость ручной моторики - нарушение произвольной регуляции движений - недостаточная скоординированность и нечеткость непроизвольных движений Рекомендации учителю: уточнение пространственно-временных представлений - дозированное выполнение движений - развитие общей и мелкой моторики ( физминутки , пальчиковая гимнастика)

Слайд 20

Внимание Особенности внимания обучающихся с ЗПР снижение устойчивости, концентрации, объема, избирательности, распределения внимания Рекомендации учителю: не допускайте переутомления ребенка, при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.); предоставлять более простые инструкции к заданию, поэтапная подача материала, поэтапное выполнение задания Особенности развития ВПФ

Слайд 21

Память Особенности памяти обучающихся с ЗПР -преобладанием непроизвольных форм запоминания над произвольными -неумение применять рациональные приемы запоминания снижение объема запоминания Рекомендации учителю: снижать объем предъявляемого для запоминания материала с опорой на наглядность учить детей использовать приемы запоминания (группировка по определенному признаку, по ассоциативному признаку и т.д.) Особенности развития ВПФ

Слайд 22

Мышление Особенности мышления обучающихся с ЗПР Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление над абстрактно-логическим Рекомендации учителю: развитие “зоны ближайшего развития” оптимальная степень сложности материала использование наглядных материалов использование конкретных примеров теоретического материала Особенности развития ВПФ

Слайд 23

Специфика обучения детей с ЗПР математике

Слайд 24

Для усвоения математических терминов и правил используем карточки-подсказки

Слайд 25

Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления: 86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43 Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43 И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.

Слайд 26

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ

Слайд 27

Затруднения у детей: Выстраивание цепочки рассуждений; Понимание различных терминов; Краткая запись условий. Проведение упражнений, связанных с решением задачи; Введение ученика в задачу как действующее лицо; Использование наглядных действий; Выделение ключевых слов в тексте. Решение текстовых задач Помощь педагога:

Слайд 28

Связная речь экспрессивная речь импрессивная речь диалогическая монологическая выполнение функций общения

Слайд 29

Дом многоэтажный, высокий - говорят «дом большой» Используют сходные по звучанию слова (бледный – белый) Не говорят слово «животные», а перечисляют их (белка, волк, заяц) Многие качества характеризуют односложно: плохой - хороший

Слайд 30

«Дополни до целого слова» обогащает словарный запас детей, развивает их мышление. «С чьей ветки эти детки?» «Найди дерево по описанию», «Загадайте -мы отгадаем» - способствуют усвоению и систематизации знаний. Игры-соревнования – «Кто больше?», «Чей ряд быстрее?», «Кто быстрее составит слово?» Загадки, кроссворды. Дидактические игры

Слайд 31

Стихотворение Александра Шибаева Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но когда с умом толково Их поставить в чёткий ряд- Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят. Затем предлагаю игру «Кто быстрее составит слово?»: о,д,м,у,д,б , в, о, д , р ; с,д,а ; р,о,д,в,а ; ре,во,де . Уч-ся составляют слова: дом, дуб, двор. сад, дрова, дерево.

Слайд 32

Рекомендуемая литература

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ» Колосовского муниципального района Омской области. (2012-2013 уч. год). Статья подготовлена в рамках участия в 11-Чередовских чтения...

Статья "Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки. Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения -  необходимый элемент культуры современного чело...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС на коррекционно-логопедических занятиях.

      Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонени...

Практический опыт междисциплинарного взаимодействия в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Практический опыт междисциплинарного взаимодействия  в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Мастер-класс в рамках круглого стола «Организаци...

Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО и СОО

Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общ...

"Варианты обучения детей с РАС в условиях реализации ФГОС"

Выступление на методобъединении центра...