"Обучение и комплексное сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"
презентация к уроку
Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в образовании.
Практика комплексного сопровождения обучающегося с задержкой психического развития ведет к более успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopr._obuch._s_zpr.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Общая характеристика задержки психического развития
Причины приводящие к возникновению ЗПР Условные категории детей с ЗПР, обучающиеся в школе
Формы взаимодействия с семьей Родительские собрания Задачи: - информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы; - решение организационных вопросов; - информирование родителей по вопросам взаимодействия с другими организациями (ПМПК). Проведение конкурсов Задача: -поддержание благоприятного микроклимата в семье; - обучение коррекционно-развивающим приемам через совместное участие в мероприятиях.
Формы взаимодействия с семьей Беседы и консультации специалистов Задачи: - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания; - оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.
Формы взаимодействия с семьей Наглядно-информационное обеспечение Задачи: -информирование родителей (законных представителей) об особенностях развития детей с ОВЗ и приемах коррекции нарушенных у них функций. Анкетирование и опросы . Задачи: - сбор необходимой информации о ребёнке и его семье(анамнез); - определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; - определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей; - выявление мнения родителей о работе коррекционной службы.
Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 6.08.2020г. Примерная педагогическая характеристика
Что важно знать классному руководителю? Обучение и коррекционная работа строится с учетом рекомендации ПМПК (из заключения); Диагностика и коррекционная работа проводится только с письменного согласия/заявления на имя директора ОО от родителей (законного представителя); Периодичность коррекционных занятий определяется тяжестью нарушения и индивидуальными особенностями ребенка; Продолжительность занятия определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (индивидуальные занятия - 20 минут, групповые- 35-40 минут).
Снижение темпов и объема выполнения письменных заданий; Увеличение времени проведения контрольных работ по основным предметам (русский язык, литературное чтение, математика ); Использование вспомогательного дидактического материала и технических средств обучения. Меры поддержки обучающихся с ОВЗ принимаются психолого-педагогическим консилиумом ( ППк ) образовательной организации: Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма,2019г .
— индивидуальный подход; — предотвращение наступления утомляемости; — активизация познавательной деятельности; — обогащение знаниями об окружающем мире; —коррекции всех видов деятельности; — проявление педагогического такта. ВАЖНО! Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция и медицинское лечение , а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности ребенка. Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
Особенности речи обучающихся с ЗПР - бессвязная речь с отсутствием логики, ясности и выразительности; - бедность словаря и грамматических конструкций - недостаточное развитие фонематических процессов. Рекомендации учителю: - работа над формированием всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Развитие самоконтроля Последовательность работы по формированию самоконтроля осуществляется в соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий. Памятка –проверка записи слов ( Н.П. Карпенко и А.И. Подольский) 1. Читай слово вслух, выделяя каждый слог чертой. 2. Нет ли пропуска слога или буквы? 3. Нет ли замены букв, сходных по звучанию? 4. Правильно ли написаны буквы?
Правила написания текста : 1. Повтори предложение вслух. 2. Подходят ли слова друг к другу? 3. Составь схему предложения. 4. Записывай слова, при этом подумай: а) какие буквы надо писать? б) какое правило можно применить? 5. Проверь написанное, отделяя каждый слог. Секреты грамотного списывания с образца. 1 . Прочитай 1–2 слова по слогам точно так, как они написаны. Назови знак препинания, если он есть. 2. Точно так, как сказал, напиши в тетради. 3. Прочитай по слогам то, что написал, и назови знаки препинания. 4. Прочитай то же самое по слогам в образце и сравни, одинаково ли получилось.
Коррекция почерка Упражнения для коррекции почерка. Письмо с проговариванием названий элементов букв и соединений. Многократная обводка каллиграфических образцов. Письмо крупными (15–20 см) буквами на доске или на больших листах бумаги. Такое письмо облегчает зрительный контроль движений руки и возможность их коррекции. Рисование буквы в воздухе в сочетании с физминуткой . ДО ПОСЛЕ
Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила: Памятка слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова
Детям, имеющим трудности в обучении, нужно сначала отработать каждую операцию деятельности отдельно, потом практиковаться в выполнении работы в целом, при этом для формирования навыка им необходимо больше времен и организующей помощи со стороны взрослых. ► П А М Я Т К А Исторические (традиционные) сочетания букв с гласными: с согласными: ЖИ — ШИ ЧН — НЧ ЧА — ЩА ЩН — НЩ ЧУ — ЩУ ЧК ЧТ РЩ З а п о м н и: жю и шю — исключения! Жюри, брошюра, парашют. ► П А М Я Т К А Правописание слов с суффиксами -лив-, - чив -, -ев-, -ив-, - ов - 1. Суффикс -лив- — всегда -лив-, суффикс - чив - — всегда - чив -. 2. Суффикс -ив- под ударением, суффикс -ев- без ударения. Красивый сиреневый букет. 3. Есть суффикс - ов -, в суффиксе - ав - — а всегда ударный.
Двигательная сфера Особенности двигательной сферы обучающихся с ЗПР недостаточная ориентировка в частях собственного тела - неловкость ручной моторики - нарушение произвольной регуляции движений - недостаточная скоординированность и нечеткость непроизвольных движений Рекомендации учителю: уточнение пространственно-временных представлений - дозированное выполнение движений - развитие общей и мелкой моторики ( физминутки , пальчиковая гимнастика)
Внимание Особенности внимания обучающихся с ЗПР снижение устойчивости, концентрации, объема, избирательности, распределения внимания Рекомендации учителю: не допускайте переутомления ребенка, при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.); предоставлять более простые инструкции к заданию, поэтапная подача материала, поэтапное выполнение задания Особенности развития ВПФ
Память Особенности памяти обучающихся с ЗПР -преобладанием непроизвольных форм запоминания над произвольными -неумение применять рациональные приемы запоминания снижение объема запоминания Рекомендации учителю: снижать объем предъявляемого для запоминания материала с опорой на наглядность учить детей использовать приемы запоминания (группировка по определенному признаку, по ассоциативному признаку и т.д.) Особенности развития ВПФ
Мышление Особенности мышления обучающихся с ЗПР Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление над абстрактно-логическим Рекомендации учителю: развитие “зоны ближайшего развития” оптимальная степень сложности материала использование наглядных материалов использование конкретных примеров теоретического материала Особенности развития ВПФ
Специфика обучения детей с ЗПР математике
Для усвоения математических терминов и правил используем карточки-подсказки
Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления: 86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43 Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43 И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ
Затруднения у детей: Выстраивание цепочки рассуждений; Понимание различных терминов; Краткая запись условий. Проведение упражнений, связанных с решением задачи; Введение ученика в задачу как действующее лицо; Использование наглядных действий; Выделение ключевых слов в тексте. Решение текстовых задач Помощь педагога:
Связная речь экспрессивная речь импрессивная речь диалогическая монологическая выполнение функций общения
Дом многоэтажный, высокий - говорят «дом большой» Используют сходные по звучанию слова (бледный – белый) Не говорят слово «животные», а перечисляют их (белка, волк, заяц) Многие качества характеризуют односложно: плохой - хороший
«Дополни до целого слова» обогащает словарный запас детей, развивает их мышление. «С чьей ветки эти детки?» «Найди дерево по описанию», «Загадайте -мы отгадаем» - способствуют усвоению и систематизации знаний. Игры-соревнования – «Кто больше?», «Чей ряд быстрее?», «Кто быстрее составит слово?» Загадки, кроссворды. Дидактические игры
Стихотворение Александра Шибаева Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но когда с умом толково Их поставить в чёткий ряд- Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят. Затем предлагаю игру «Кто быстрее составит слово?»: о,д,м,у,д,б , в, о, д , р ; с,д,а ; р,о,д,в,а ; ре,во,де . Уч-ся составляют слова: дом, дуб, двор. сад, дрова, дерево.
Рекомендуемая литература
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС
Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ» Колосовского муниципального района Омской области. (2012-2013 уч. год). Статья подготовлена в рамках участия в 11-Чередовских чтения...
Статья "Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки. Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения - необходимый элемент культуры современного чело...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС на коррекционно-логопедических занятиях.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонени...
Практический опыт междисциплинарного взаимодействия в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Практический опыт междисциплинарного взаимодействия в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Мастер-класс в рамках круглого стола «Организаци...
Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО и СОО
Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общ...
"Варианты обучения детей с РАС в условиях реализации ФГОС"
Выступление на методобъединении центра...