Практический опыт междисциплинарного взаимодействия в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
методическая разработка
Практический опыт междисциплинарного взаимодействия в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Мастер-класс в рамках круглого стола «Организационно-методические аспекты и программно-технический инструментарий для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации в рамках Шестой ежегодной практической конференции «Цифровые образовательные ресурсы-2016» (г.Мытищи)
педагог дополнительного образования-логоритмист,музыкальный руководитель МБОУ ЦППМС «Мытищинский» Новохацкая Э.Э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «МЫТИЩИНСКИЙ» 141008, Московская область, г. Мытищи, ул. Щербакова, д. 3а, ☎ (495) 582-0112 |
Практический опыт междисциплинарного взаимодействия в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Круглый стол «Организационно-методические аспекты и программно-технический инструментарий для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации в рамках Шестой ежегодной практической конференции «Цифровые образовательные ресурсы-2016» (г.Мытищи)
педагог дополнительного образования-логоритмист,
музыкальный руководитель
ЦППМС «Мытищинский»
Новохацкая Э.Э.
31 марта 2016 года
г. Мытищи
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня речевого развития у детей. В связи с этим в учебный процесс был введён курс логопедической ритмики. Логопедическая ритмика - это методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития , в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика воздействует на крупную и мелкую моторику,речь.
Курс логоритмических занятий введён для коррекции и профилактики речевых нарушений в сочетании со словом, музыкой и специально подобранного речевого материала. Именно это сочетание музыки , речи и движения помогает закрепить проводимую учителями –логопедами работу и ни в коей мере не исключает логопедические занятия.
Логоритмика – это система упражнений, заданий , игр и логопедических распевок на основе музыки и движения, музыки и слова или триединства всех трёх видов деятельности, направленные на решение коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.
Логоритмика – это единство МУЗЫКИ, СЛОВА и ДВИЖЕНИЯ. Логоритмические занятия включают в себя пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры, музыкально-ритмические движения, чтение стихов, пение, элементарное музицирование на шумовых инструментах, движение под музыку.
Начинать заниматься логоритмикой рекомендовано со среднего возраста.
Логоритмика предполагает решение:
- оздоровительных;
- образовательных;
- воспитательных;
- коррекционных задач.
Систематически вводя элементы логоритмики в своей работе я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Музыкальные занятия с элементами логоритмики, на мой взгляд, стали продуктивнее, проходят на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут их с радостью, активно включаются в игровые действия речевых упражнений.
В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки .
Стихотворения (речевые упражнения) подбираются так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: --сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова
Коррекционные задачи - развитие дыхания, голоса, артикуляции. Развитие и совершенствование психомоторных качеств - статической и динамической координации, переключаемость движений, укрепление мышечного тонуса, двигательной памяти и внимания. Всех видов моторной сферы : общей, мелкой, мимической и артикуляционной. Подготовка речевого аппарата - артикуляционная гимнастика, пополнение словарного запаса и активизация речевой активности.
Образовательные задачи - формирование двигательных навыков и умений. Знакомство с разнообразием движений , с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями - темп, ритм, высота, интонация.
Воспитательные задачи - воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения способность ритмично двигаться под музыку и анализировать свою деятельность.
Структура урока строится следующим образом:
Вводная часть: Музыкальное приветствие : Логопедические распевки - артикуляционные упражнения, упражнения для дыхания и пространственной организации.
Основная часть: Разучивание музыкально – ритмических упражнений с элементами танцев, ритимизацией в виде хлопков, притопов, взмахов, прищелкиваний. Игра на шумовых музыкальных инструментах, так называемый ритмический оркестр. Для более старших детей возможны виды ритмопластики и ритмодекламации (чтение стихов, текста под музыку).Вокальная работа – работа над песенным материалом с отработкой артикуляции, интонации, элементарной выразительности. Под влиянием регулярных логоритмических занятий - гимнастики для речи происходит положительная перестройка речедвигательной, моторной , дыхательной, сердечно - сосудистой систем. Необходимиое условие работы логоритмиста - создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества. Яркая музыкальная наглядность устойчивый интерес к музыкально - речевой деятельности, а значит помогает достичь лучшей результативности в обучении и воспитании. Акцент на уроке делается на схему - подсказку знаков - символов.
Заключительная часть: как правило включает в себя самые ярко эмоциональноокрашенные упражнения, которые дети с удовольствием повторяют, закрепляя пройденный материал.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА «ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ВСЕХ»
ОБОРУДОВАНИЕ : металлофоны (8 штук), маракасы(16 штук), ложки деревянные (16 штук) ,ноутбук, записи пьесок, стулья по количеству участников
«КРУГ-ПУЗЫРЬ»- организация круга, координация голоса и движения
Приветствие с движением - пропевание имён с интонацией(кто точнее)Вот иду я вверх
УПРАЖНЕНИЯ на развитие ритмического чувства- Прохлопать ритм (либо повторить за педагогом, либо прохлопать свое имя, название месяца, животного и т.д.)
УПРАЖНЕНИЯ на формирование свободного дыхания «ЛЕГКИЕ ПЕРЫШКИ» «ШАР-НАСОС»
УПРАЖНЕНИЯ на выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
Это стул. Сиденье, спинка,
А на спинке две картинки А еще четыре ножки Чтоб сидеть под стулом кошке | К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился стульчик Показывают два пальчика на правой руке. Показывают по два пальчика на обеих руках.
Приседают, делают из ладошек «ушки». |
ПЕСНЯ c использованием элементов самомассажа «СТУЛЬЯ И КОШКА»
Все стулья завидуют кошке ( 3 раза) Завидуют неспроста: У стульев есть спинки и ножки( 3 раза) Но нету у стульев хвоста!Мрр-мяу! | Показывают «усы»(расправленные ладони крест-накрест под носом) Показывают через плечи на спину и ноги Помахивают рукой «хвостом» |
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ( РАБОТА В ПАРЕ) «ЭХО»
Эхо, отзовись, петь со мной, научись Слушай, не зевай, все за мной, повторяй! | Все слова пропеваются по два раза в форме вопроса и ответа |
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ- ИГРА НА МЕТАЛЛОФОНАХ (показ на пальчиках)
Кап-кап-кап, тучка. Кап-кап-кап плакучка. Целый день плачет, дождик вниз скачет
Это я-дождик, кап-кап-кап дождик, погулять вышел по твоей крыше!
УПРАЖНЕНИЯ на совершенствование общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Мальчик с пальчик» «Щи»
РИТМИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР (игра на детских шумовых инструментах) совместно с педагогом
ИГРА «У ЖИРАФА» -на координацию движений, с элементами самомассажа
КОММУНИКАТИВНАЯ КРУГОВАЯ ИГРА «ПАРОВОЗИК» «НЕЖНОЕ ПРОЩАНИЕ» -круговое прощание ладошками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проблемы взаимодейсвия логопеда и воспитателя...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
обобщение опыта...
" Формы взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации учителя - логопеда ДОУ для воспитателей групп компенсирующей направленности...
Взаимодействие учителя – дефектолога и учителя начальных классов как важное условие реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Необходимым условием реализации ФГОС О УО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Взаимодейств...