Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС на коррекционно-логопедических занятиях.
презентация к уроку на тему

Зорина Оксана Владимировна

   

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Дети данной категории составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, так как любое речевое нарушение влечет за собой трудности при овладении письмом и чтением.

     Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. В настоящее время необходимы более современные средства, приемы, технологии обучения для достижения наиболее быстрого результата коррекционной работы. К тому же в виду появления новых образовательных стандартов должна поменяться позиция детей. Ребенок должен иметь возможность выбора заданий, занимать активную позицию, то есть стать субъектом образовательного процесса, поэтому особое значение приобрело применение в коррекционной работе средств индивидуализации обучения.

     Проблема индивидуализации декларируется как междисциплинарная, ее разработка ведется в философии, психологии, педагогике, социологии и существует значительный банк накопленных знаний о ее содержании.

     Индивидуализация (с латинского) – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

     Анализ литературы показал, что исследованию индивидуализации обучения детей с нарушениями речи практически не уделяется внимания, хотя для данной категории детей такое обучение особенно важно, поскольку у каждого ребенка свои проблемы, требующие отбора персонифицированных средств.

     Основой индивидуализации обучения детей с ОВЗ может служить проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с нарушениями речевого развития.

     При этом педагогу важно помнить основной принцип: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, доказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится ошибаться, задавать вопросы, проявлять инициативу.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС на коррекционно-логопедических занятиях. Подготовила: учитель –логопед Зорина О. В.

Слайд 2

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Дети данной категории составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, так как любое речевое нарушение влечёт за собой трудности при овладении письмом и чтением. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 3

Устная речь Письменная речь дизартрия дисграфия ринолалия дислексия дисфония алалия дислалия заикание ОНР Нарушения речи у детей с ОВЗ

Слайд 4

Индивидуализация (с латинского ) – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Одним из основных современных средств обучения детей с нарушениями речи, необходимых для достижения наиболее быстрого результата логопедической работы, признан процесс индивидуализации .

Слайд 5

1. Создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития. 2. Создание условий для дальнейшего развития устной и письменной речи. 3. Создание условий, способствующих совершенствованию коммуникации учащихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся с ОВЗ. Цель деятельности учителя-логопеда в коррекционной школе:

Слайд 6

Диагностическая работа; Коррекционно-развивающая работа; Консультативная работа; Информационно-просветительская работа. Направления логопедической работы

Слайд 7

Заполнение индивидуальной карты речевого развития Составление индивидуального маршрута комплексной коррекционной работы Диагностическое направление – сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, изучения медицинской карточки; специальные диагностические задания. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года

Слайд 8

Структура индивидуальной речевой карты Разделы Содержание записей Вводная часть Фамилия, имя ребенка, дата рождения, дата зачисления в группу и т.д. Сведения о семье ФИО родителей, домашний адрес, телефон, условия жизни и воспитания ребенка в семье и т.д. Состояние здоровья ребенка Заключение ПМПК, данные обследования специалистами. Характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы Сведения об особенностях восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; особенностях поведения и эмоционального отклика на различные ситуации и т.д. Характеристика двигательной сферы Данные о развитии общей произвольной моторики, мимической и артикуляционной мускулатуры, тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Характеристика речевого развития Данные о раннем речевом развитии; актуальном состоянии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Характеристика процессов письма и чтения Данные об актуальном состоянии письма и чтения, анализ нарушений. Логопедическое заключение

Слайд 9

Примерный индивидуальный план комплексной коррекционной работы № Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы 1. Развитие общих произвольных движений Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое. 2. Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук 3. Формирование психологической базы речи Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения 4. Развитие речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы. 5. Развитие мимической мускулатуры Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики. 6. Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация (указываются конкретные звуки/ группы звуков).

Слайд 10

№ Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы 7. Развитие фонематических процессов Обучение опознаванию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. 8. Формирование слоговой структуры слова Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры. 9. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по темам ; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов. 10. Развитие и совершенствование процессов чтения и письма Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного. 11. Коррекция нарушений чтения и письма ( дислексии и дисграфии ) Коррекция дисграфии и дислексии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии и дислексии .

Слайд 11

Диагностический материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей и разнообразия речевых нарушений обучающихся, что позволяет оценить уровень сформированности речевого развития как говорящих, так и безречевых детей. Для этого используются элементы диагностических методик следующих авторов Т.А. Фотековой , Т.В. Ахутиной , О.Б. Иншаковой, Е.В. Кирилловой. Результат обследование мониторинг (начало года) (конец года) комплектование решение о необходимости групп продолжения или прекращения занятий

Слайд 12

Форма организации логопедического воздействия Занятия подвижными Индивидуальные микрогруппами занятия Коррекционно-развивающее направление предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта.

Слайд 13

Занятия длятся 40 минут. Состав микрогруппы подвижен, не постоянен. Может состоять из 2- 3 человек. Дети комплектуются по сходству дефекта, возрасту, взаимной симпатии. Предусмотрены вариации заданий педагога для разной категории детей. Должны быть задействованы как можно больше анализаторов. Использование демонстрационного, раздаточного материала для каждого задания. Занятия подвижными микрогруппами

Слайд 14

Занятия для детей с ЗПР и лёгкой степенью умственной отсталости длятся 30 минут, для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – 20 минут. Структура занятия зависит от диагноза, возраста, тяжести дефекта. Ребёнку предлагается вариативность видов заданий, выбор. Индивидуальные занятия

Слайд 15

знать уровень развития, темп развития каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности; использовать разнообразные формы и методы организации деятельности детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка, эмоциональной сопричастности к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других; Основные положения для проведении индивидуально-ориентированных занятий:

Слайд 16

стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; предусматривать воздействие на различные сенсорные каналы при объяснении нового материала; поощрять стремления ребенка предлагать свой способ работы; применять набор заданий, позволяющий ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала;

Слайд 17

создавать педагогические ситуации общения, стимулирующие проявление инициативы, самостоятельности, избирательности; обучать детей рефлексированию в процессе проведения всего занятия; анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Слайд 18

В учреждении учителями – логопедами разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с ЗПР, а также по развитию и коррекции речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью легкой, умеренной и тяжелой степени тяжести. Рабочие программы

Слайд 19

1. коррекция звукопроизношения; 2. коррекция лексической стороны речи; 3. коррекция грамматического строя речи; 4. коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; 5. развитие коммуникативной функции речи; 6. коррекция нарушений чтения и письма; 7. расширение представлений об окружающей действительности; 8. развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Программа по коррекции речи для обучающихся с ЗПР и с лёгкой степенью умственной отсталости направлена на решение следующих основных задач:

Слайд 20

1. развитие понимания обращённой речи; 2. овладение умением вступать в контакт, используя традиционные вербальные и альтернативные средства коммуникации; 3. развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач. Рабочая программа по коррекции речи обучающихся с умеренной или тяжёлой степенью умственной отсталости с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, у которых отсутствует речь или отмечаются лишь отдельные звукокомплексы , направлена на решение следующих основных задач:

Слайд 21

Во время всего периода сопровождения ребёнка логопед поддерживает контакт с родителями, информируя их о динамике устранения недостатков речи, занимается их просвещением по вопросам коррекции речи. Логопед принимает участие в работе школьного ПМПк и в работе «Службы сопровождения», выявляя детей с проблемами в адаптации, успеваемости, поведении , дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития речи и социализации обучающихся.

Слайд 22

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей; консультирование учителей и воспитателей в ходе педсоветов, методических объединений; индивидуальные консультации. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

Статья "Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки. Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения -  необходимый элемент культуры современного чело...

Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО и СОО

Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общ...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

"Обучение и комплексное сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"

Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в обра...

"Варианты обучения детей с РАС в условиях реализации ФГОС"

Выступление на методобъединении центра...