Методическая мастерская «Дело принципа, или Педагогические условия повышения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Тема: «Дело принципа, или Педагогические условия повышения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии»
Слайд № 1
Здравствуйте! Меня зовут Козлова Лариса Ивановна. Я учитель биологии, работаю в МБОУ Купинской школе-интернате № 1. Сегодня я представлю методическую мастерскую по теме «Педагогические условия повышения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии».
Слайд № 2
В нашей школе обучаются дети с ОВЗ. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной образовательной среды, которая, в том числе, будет способствовать формированию компетенций, необходимых школьникам для познания окружающего их мира и формирования единой естественно-научной картины мира.
Слайд № 3
Ребенок похож на молодое растение: для его нормальной жизни и роста требуются определенные условия.
Знание этих условий – или, по-другому, принципов - позволяет учителю работать эффективно. И наоборот – незнание таковых ведет к трудоемкости процесса обучения, малой его эффективности.
Я не буду останавливаться на общепедагогических принципах организации обучения. Более подробно рассмотрю принципы и методы коррекционно-развивающего сопровождения, следование которым помогает мне повысить эффективность образовательного процесса на уроках биологии.
Это принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия. Реализация этих принципов осуществляется через:
- постановка проблемных заданий
- аргументированная, обоснованная оценка
- дозированная помощь
- коррекционные упражнения
- алгоритмические предписания.
Принцип мотивации предполагает наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели…
Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.
Реализация принципа мотивации на уроках биологии достигается следующими приемами и методами:
- постановка проблемных заданий…
- постановка познавательных задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности…
- аргументированная, обоснованная оценка, соотносящаяся с уровнем притязаний и достижений личности…
Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение уроков биологии таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитию механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации.
Примеры…
Принцип продуктивной обработки информации заключается в следующем: на уроках я организую обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования.
Примеры…
Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого включаю в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр.
Например,
• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;
• на словесно-логическое обобщение – «Какое животное, дерево, как это определили?».
• на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».
Итак, принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия – вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений учителя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса.
которая помогает каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.
Слайд № 4
Специфика развития обучающихся требуют особого наполнения уроков:
- индивидуальный подход и коррекционная работа, которые планируются на основе рекомендаций врача, психолога, дефектолога, личных наблюдений педагога;
- индивидуальный подход и коррекционная работа;
- словарная работа (об имеющихся нарушениях + БИОЛОГИЯ-ПОНЯТИЙНАЯ НАУКА;
- сенсорное обогащение урока: максимальное использование наглядности (опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, репродукций), музыкальных и художественных произведений, компьютера, интерактивной доски и т.д.;
- продуктивная учебная деятельность;
- продукт детской деятельности.
Слайд № 5
О деятельности как основе деятельностного подхода…
Для меня, как педагога коррекционной школы, очень важен момент включения школьников в разные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая) и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые я опираюсь в своем общении с обучающимся.
- Формы организации деятельности: различные…
На уроках биологии обучающиеся включаются в различные виды деятельности: наблюдения, творческая и проектная деятельность, практические работы, работа с различными источниками информации и др.
Продукт детской деятельности - реальные выходы практической работы: презентация, книга, создание альбома по какой-либо теме, изготовление настольных игр, гербария, модели и др.
Слайд № 6 (ПРОДУКТЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
В рамках проектной деятельности, работая индивидуально и в группах, обучающиеся создают интерактивные развороты и книги соответствующей тематики. Будущую книгу я уже показала в процессе своего выступления. Идея создания этой книги возникла на уроке биологии в 7-м классе. Мы изучали…
Вот пример готовой книги о динозаврах (наверное, одна из любимых тем детей…), она ждет своих авторов.
Создание таких продуктов предполагает включение обучающихся в разнообразные виды деятельности (поисковую, художественно-творческую, коммуникативную и др.). Также используется потенциал культурно-досуговых организаций города и района: например, Краеведческого музея при создании интерактивной открытки «Купинский пряник». Кроме того, создание объемных книг способствует обогащению предметно-развивающей среды в кабинете биологии, возможно использование книг для организации сюжетно-ролевых игр и др.).
Слайд № 7
Д.И. Менделеев когда-то сказал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
Мои обучающиеся по объективным причинам не всегда могут быть успешны в учебной деятельности (у детей с задержкой психического развития в структуре интеллектуальной недостаточности преобладают нарушения восприятия, памяти, мышления, темпа психических процессов - М.С. Певзнер, В.В. Лебединский, Г.Ф.Кумарина и др.).
(недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности)
Но результаты работы учителя оцениваются также умениями его учеников, уровнем самостоятельности на уроке, их отношением к предмету, учителю, друг к другу и др.
Слайд № 8
О результативности моей профессиональной деятельности свидетельствуют следующие показатели:
- полимотивированность участия в разных видах деятельности (удовлетворение потребности в знаниях, умениях и навыков), духовных (удовлетворение потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании), художественно- эстетических (удовлетворение потребности в красоте) и др.;
- новое содержание сотрудничества обучающихся и педагога, развитие коллективного взаимодействия;
- личностный рост обучающихся - проявление новых качеств в поведении: целеустремленности, прилежания, ответственности, взаимопонимания;
- расширение связей с социумом (знакомство и общение с взрослыми, не являющимися сотрудниками школы, детьми из других образовательных учреждений и др.);
- приобретение детьми опыта проектной деятельности, овладение основами знаний и практическими действиями в создании презентаций и т.д.;
- практическое знакомство учащихся с интересными и практически полезными Интернет- ресурсами: (уточнить, какими…) и т.д.
СЛАЙД № 9
Показателем эффективности также являются активность и результативность участия моих обучающихся в мероприятиях, конкурсах разных уровней.
СЛАЙД № 10
Конечно, поиск новых методов, приемов, форм работы, которые позволят повысить эффективность образовательного процесса, продолжается. На этом слайде вы видите направления, по которым планирую развиваться дальше для пользы детей и вместе с детьми. О межпредметной интеграции и др.
В заключение своего выступления, хотела юы сказать, что для меня дело принципа, делая все для роста детей, развиваться самой. (Может быть, о том, как расту, как педагог).
СЛАЙД № 11
Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования обучащихся с ограниченными возможностями здоровья
Программа работы школы по методической теме...
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....
Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида
Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процес...
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...
"Педагогические условия организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на уроках музыки"
Выступление на методическом объединении учителей предметов эстетического направления ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 12 апреля 2019 г....
Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....
СТАТЬЯ Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии
СТАТЬЯ Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии...