Методическая мастерская «Дело принципа, или Педагогические условия повышения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии»
учебно-методический материал

Козлова Лариса Ивановна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_masterskaya_delo_printsipa.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дело принципа, или Педагогические условия повышения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии»

Слайд № 1

Здравствуйте! Меня зовут Козлова Лариса Ивановна. Я учитель биологии, работаю в МБОУ Купинской школе-интернате № 1. Сегодня я представлю методическую мастерскую по теме «Педагогические условия повышения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии».

Слайд № 2

В нашей школе обучаются дети с ОВЗ. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание  для них специальной  образовательной среды, которая, в том числе,  будет способствовать формированию компетенций, необходимых школьникам для познания окружающего их мира и формирования единой естественно-научной картины мира.

Слайд № 3

Ребенок похож на молодое растение: для его нормальной жизни и роста требуются определенные условия.

Знание этих условий – или, по-другому, принципов  - позволяет учителю работать эффективно. И наоборот – незнание таковых ведет к трудоемкости процесса обучения, малой его эффективности.

Я не буду останавливаться на общепедагогических принципах организации обучения. Более подробно рассмотрю принципы и методы коррекционно-развивающего сопровождения, следование которым помогает мне повысить эффективность образовательного процесса на уроках биологии.

Это принципы   мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия. Реализация этих принципов осуществляется через:

- постановка проблемных заданий

- аргументированная, обоснованная оценка

- дозированная помощь

- коррекционные упражнения

- алгоритмические предписания.

Принцип мотивации предполагает наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели…

Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.
Реализация принципа мотивации на уроках биологии достигается следующими приемами и методами:

- постановка проблемных заданий…

- постановка познавательных задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности…

- аргументированная, обоснованная оценка, соотносящаяся с  уровнем притязаний и достижений личности…

Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение уроков биологии  таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитию механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации.

Примеры…

Принцип продуктивной обработки информации заключается в следующем: на уроках я организую обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования.

Примеры…

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого включаю в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр.

Например, 
• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;
• на словесно-логическое обобщение – «Какое животное, дерево, как это определили?».

• на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».
Итак, принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия – вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений учителя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса.

которая помогает каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.

Слайд № 4

Специфика развития обучающихся требуют  особого наполнения уроков:

- индивидуальный подход и коррекционная работа, которые планируются на основе рекомендаций врача, психолога, дефектолога, личных наблюдений педагога;

- индивидуальный подход и коррекционная работа;

- словарная работа (об имеющихся нарушениях + БИОЛОГИЯ-ПОНЯТИЙНАЯ НАУКА;

- сенсорное обогащение урока: максимальное использование наглядности (опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, репродукций), музыкальных и художественных произведений, компьютера, интерактивной доски и т.д.;

- продуктивная учебная  деятельность;

- продукт детской деятельности.

Слайд № 5

О деятельности как основе деятельностного подхода…

Для меня, как педагога коррекционной школы, очень важен момент включения школьников  в разные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая) и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые я  опираюсь в своем общении с обучающимся.

- Формы организации деятельности: различные…

На уроках биологии обучающиеся включаются в различные виды деятельности: наблюдения, творческая и проектная деятельность, практические работы, работа с различными источниками информации и др.

Продукт детской деятельности -  реальные выходы практической работы: презентация, книга, создание альбома по какой-либо теме, изготовление настольных игр, гербария, модели и др.

Слайд № 6 (ПРОДУКТЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

В рамках проектной деятельности, работая индивидуально и в группах,   обучающиеся создают интерактивные развороты и книги соответствующей тематики. Будущую книгу я уже показала в процессе своего выступления. Идея создания этой книги возникла на уроке биологии в 7-м классе. Мы изучали…

Вот пример готовой книги о динозаврах (наверное, одна из любимых тем детей…), она ждет своих авторов.

Создание таких продуктов  предполагает включение обучающихся   в  разнообразные виды  деятельности (поисковую, художественно-творческую, коммуникативную и др.). Также используется потенциал культурно-досуговых организаций города и района:  например,  Краеведческого музея при создании интерактивной открытки «Купинский пряник». Кроме того, создание объемных книг  способствует обогащению  предметно-развивающей среды в кабинете биологии, возможно использование книг для организации сюжетно-ролевых игр и др.).

Слайд № 7

Д.И. Менделеев когда-то сказал:  «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».

Мои обучающиеся  по объективным причинам не всегда могут быть успешны в учебной деятельности (у детей с задержкой психического развития в структуре интеллектуальной недостаточности преобладают нарушения восприятия, памяти, мышления, темпа психических процессов - М.С. Певзнер, В.В. Лебединский, Г.Ф.Кумарина  и др.).

(недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности)

Но результаты работы учителя оцениваются также умениями его учеников, уровнем самостоятельности  на уроке, их отношением к предмету, учителю, друг к другу и др.

Слайд № 8

О результативности  моей профессиональной деятельности  свидетельствуют следующие показатели:

- полимотивированность участия в разных видах деятельности (удовлетворение потребности в знаниях, умениях и навыков), духовных (удовлетворение потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании), художественно- эстетических (удовлетворение потребности в красоте) и др.;

- новое содержание сотрудничества обучающихся и педагога, развитие коллективного взаимодействия;

- личностный рост обучающихся - проявление новых качеств в поведении:  целеустремленности,   прилежания, ответственности, взаимопонимания;

- расширение связей с социумом (знакомство и общение с взрослыми, не являющимися сотрудниками школы, детьми из других образовательных учреждений и др.);

- приобретение детьми  опыта проектной деятельности, овладение основами знаний и практическими действиями в создании презентаций и т.д.;

- практическое знакомство учащихся   с интересными и практически полезными  Интернет- ресурсами: (уточнить, какими…) и т.д.

СЛАЙД № 9

Показателем эффективности также являются активность и результативность участия моих обучающихся в мероприятиях, конкурсах разных уровней.

СЛАЙД № 10

Конечно, поиск новых методов, приемов, форм работы, которые позволят повысить эффективность образовательного процесса,  продолжается. На этом слайде вы видите направления, по которым планирую развиваться  дальше для пользы детей и вместе с детьми. О межпредметной интеграции и др.

В заключение своего выступления, хотела юы сказать, что для меня дело принципа, делая все для роста детей, развиваться самой. (Может быть, о том, как расту, как педагог).

СЛАЙД № 11

Спасибо за внимание!  Я готова ответить на ваши  вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процес...

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...

"Педагогические условия организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на уроках музыки"

Выступление на методическом объединении учителей предметов эстетического направления ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 12 апреля 2019 г....

Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....

СТАТЬЯ Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

СТАТЬЯ Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии...