Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш".
план-конспект

Коваленко Екатерина Валерьевна

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия:

  • выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

*  Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука Ш.

* Коррекционно-развивающие:

-развитие  артикуляционного  аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики.

* Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки, кукла с одеждой, детская посудка.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Массаж пальцев рук с помощью су-джок.

«Эй, пружинка, помоги, от усталости спаси!

Тебя на пальчик надеваем, и по пальчику катаем.

Вниз, вверх, вниз, вверх.

Ждёт нас всех в письме успех!!!»

2. Артикуляционная гимнастика

- Массаж языка.

Статические подготовительные упражнения для языка:

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

 Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече  и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).  Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Мишка подарил Маше куклу Шуру на память. Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича  грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома. Девочке надо восстановить дыхание от быстрой езды (дыхательные упражнения по системе БОС (биологичесски обратная связь).

3. Постановка звука.

1. При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. Уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, использую палочку.

 * Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

( Маша гуляла по лесу, дул ветер «Ш-ш-ш», листочки нод ногами шуршали «Ш-ш-ш…).

 При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Маша в лесу слышала, как дятел по дереву стучал: «Дд-ддд-д»

 При выполнении упражнения кладем на нижние зубы палочку диаметром , а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам «Д-д-д». При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь..

4. Анализ артикуляции:

В каком положении находятся губы? (В улыбке).

В каком положении  находятся зубы? (Сомкнуты).

Где находится кончик языка? (Поднимается к верхним зубам, но не прижимается).

Где находятся края языка? (Касаются верхних боковых зубов).

Какая струя воздуха выходит изо рта? (Тёплая).

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. ( Сухие листья в коробке, перебираем их, слушая, как они шелестят).

6. Развитие фонематического слуха

 На доске предметные картинки: шуба, шапка, шнурки, дедушка, бабушка, мышка, шишка, гриб, девочка.

* Я называю предмет, а ты хлопни в ладошки, если услышишь в слове звук «Ш».

* Покажи и назови слова на доске, в которых есть звук «Ш».

7. Игра «Кукла Шура»

* Пройдём за парту и рассмотрим подарок Михаила Потапыча.

- Кукла Шура будет кушать кашу, пить чай из чашечки. Помоем посуду и будем собираться на прогулку. Наденем Шуре ботинки, завяжем шнурки. Наденем кофточку, шапочку, завяжем шарф. Кукла готова к прогулке. Пошагали!!!

8. Итог занятия.

Сегодня на занятии мы  побывали в осеннем лесу, встретили Машу и Медведя. Научились шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! Поиграли с куклой Шурой. С каким звуком ты сегодня познакомилась?   Ты сегодня очень старалась, молодец!

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа  VIII  вида» городского округа Стрежевой

(МКСКОУ СКОШ VIII ВИДА)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

Конспект индивидуального логопедического занятия

 по теме

«Постановка звука Ш».

                                                                              Составила

                                                                                       учитель-логопед

                                                                                     Е.В. Коваленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Игрушки».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Игрушки».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в р.п., мн.ч., образовывать ум...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уме...

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Постановка, автоматизация и дифференциация звука [М]"

Данная презентация содержит материал по постановке звука, его коррекции, автоматизации и дифференциации....

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.

Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...

Конспект индивидуального занятия для дошкольников с применением развивающих компьютерных программ. Занятие 2.

Занятие составленно с применением развивающей компьютерной программы "Комплексная прграмма развития интеллекта". Используются задания направленные  на развитие сенсомоторики детей с ОНР...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ль

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ль...

Конспект индивидуального занятия. Постановка звука Ш.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука«Ш» с тренингом психомоторики и эмоционально-волевой сферы уребенка с задержкой психического развития. Цель занятия...