Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш".
план-конспект
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш" | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Цель занятия:
- выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
* Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука Ш.
* Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи;
улучшение мелкой моторики.
* Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки, кукла с одеждой, детская посудка.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Массаж пальцев рук с помощью су-джок.
«Эй, пружинка, помоги, от усталости спаси!
Тебя на пальчик надеваем, и по пальчику катаем.
Вниз, вверх, вниз, вверх.
Ждёт нас всех в письме успех!!!»
2. Артикуляционная гимнастика
- Массаж языка.
Статические подготовительные упражнения для языка:
«Ковшик»
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок — баловничок,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем свой покажи.
Динамические упражнения для языка
«Часики»
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
«Почистим зубы»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Гармошка»
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Мишка подарил Маше куклу Шуру на память. Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома. Девочке надо восстановить дыхание от быстрой езды (дыхательные упражнения по системе БОС (биологичесски обратная связь).
3. Постановка звука.
1. При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. Уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, использую палочку.
* Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.
( Маша гуляла по лесу, дул ветер «Ш-ш-ш», листочки нод ногами шуршали «Ш-ш-ш…).
При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
Маша в лесу слышала, как дятел по дереву стучал: «Дд-ддд-д»
При выполнении упражнения кладем на нижние зубы палочку диаметром , а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам «Д-д-д». При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь..
4. Анализ артикуляции:
В каком положении находятся губы? (В улыбке).
В каком положении находятся зубы? (Сомкнуты).
Где находится кончик языка? (Поднимается к верхним зубам, но не прижимается).
Где находятся края языка? (Касаются верхних боковых зубов).
Какая струя воздуха выходит изо рта? (Тёплая).
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
5. Закрепление изолированного произнесения звука
Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. ( Сухие листья в коробке, перебираем их, слушая, как они шелестят).
6. Развитие фонематического слуха
На доске предметные картинки: шуба, шапка, шнурки, дедушка, бабушка, мышка, шишка, гриб, девочка.
* Я называю предмет, а ты хлопни в ладошки, если услышишь в слове звук «Ш».
* Покажи и назови слова на доске, в которых есть звук «Ш».
7. Игра «Кукла Шура»
* Пройдём за парту и рассмотрим подарок Михаила Потапыча.
- Кукла Шура будет кушать кашу, пить чай из чашечки. Помоем посуду и будем собираться на прогулку. Наденем Шуре ботинки, завяжем шнурки. Наденем кофточку, шапочку, завяжем шарф. Кукла готова к прогулке. Пошагали!!!
8. Итог занятия.
Сегодня на занятии мы побывали в осеннем лесу, встретили Машу и Медведя. Научились шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! Поиграли с куклой Шурой. С каким звуком ты сегодня познакомилась? Ты сегодня очень старалась, молодец!
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» городского округа Стрежевой (МКСКОУ СКОШ VIII ВИДА) | ||
636783. Томская область, г. Стрежевой Ул. Викулова 1/2 | skosh@guostrj.ru | Тел/факс. 5-73-07 |
Конспект индивидуального логопедического занятия
по теме
«Постановка звука Ш».
Составила
учитель-логопед
Е.В. Коваленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Игрушки».
Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Игрушки».Задачи:1. Формировать умение образовывать формы имен существительных в р.п., мн.ч., образовывать ум...
Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».
Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:1. Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уме...
Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Постановка, автоматизация и дифференциация звука [М]"
Данная презентация содержит материал по постановке звука, его коррекции, автоматизации и дифференциации....
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.
Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...
Конспект индивидуального занятия для дошкольников с применением развивающих компьютерных программ. Занятие 2.
Занятие составленно с применением развивающей компьютерной программы "Комплексная прграмма развития интеллекта". Используются задания направленные на развитие сенсомоторики детей с ОНР...
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ль
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ль...
Конспект индивидуального занятия. Постановка звука Ш.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука«Ш» с тренингом психомоторики и эмоционально-волевой сферы уребенка с задержкой психического развития. Цель занятия...