Конспект логопедического занятия с ребенком с ОВЗ (ЗПР) "Звук [Э]. Звуки [А], [И], [У], [О]"
план-конспект
Конспект логопедического занятия с ребенком с ОВЗ (ЗПРР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s_vospitannitsey_s_ovz.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с воспитанницей с ОВЗ (ЗПРР) средней группы
Тема: Звук Э. Звуки А, И, У, О.
Цели:
Коррекционно-образовательные
1. Формировать понятие о гласных звуках, артикуляционных и акустических особенностях фонем
2. Формировать правильный артикуляционный образ каждого их гласных звуков; учить правильно произносить звуки «А», «У», «И», «О», «Э».
3. Формировать представление о простых формах звукового анализа и синтеза слов; учить определять позицию звука в слове (в начале слова), анализировать простые слова – звукоподражания из двух гласных звуков с опорой на символы, обучать звуковому синтезу (учить сливать два гласных звука: «читать» звукоподражания по символам).
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мелкую моторику кистей рук
2.Развивать артикуляционную моторику: формировать подвижность и координацию движений органов артикуляции.
3. Развивать фонематическое восприятие
4.Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую память и мышление
5.Обогащать словарный запас
6.Развивать просодическую сторону речи, учить владеть своим голосом.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать внимание к речи окружающих и собственной речи
2. Воспитывать познавательный интерес к занятиям
Оборудование: зеркало, карточки с символами звуков «А», «У», «И», «О», «Э»; предметные картинки (изображения мальчика Эдика и девочки Эммы, фото детей с артикуляцией звуков: «А», «У», «И», «О»), карточки с символическим изображением слов «ау», «иа», сюжетная картинка с девочкой, заблудившейся в лесу, предметные картинки: ослик, этажерка, эскимо, экскаватор, эскалатор, эскимос, многоэтажный дом, экран, электричка; картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики, мячик.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Сегодняшнее занятие мы начнем со сказки о веселом Язычке.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом «Сказка о веселом Язычке»
- Язычок утром встал и открыл окошко, чтобы посмотреть, какая на улице погода (Упражнение «Окошко»). Закрыл окошко и улыбнулся (упр. «Улыбка»), потому что погода стояла прекрасная, и можно было гулять. Но сначала Язычок должен позавтракать. Ему захотелось блинчиков, и он начал месить тесто (упр. «Месим тесто»). Испек блинчики (упр. «Блинчик»), покушал их с вареньем (упр. «Вкусное варенье»). Потом решил почистить зубы (упр. «Чищу зубы»). Почистил и отправился гулять. Сначала покачался на качелях (упр. «Качели»), потом покатался с горки (упр. «Горка»). А затем побежал к реке. Там он увидел лодочку под парусом (упр. «Парус»). Приветливо помахал детям в лодке и пошел домой, весело напевая песенку.
3. Автоматизация звуков Л' и Ц (с использованием элементов биоэнергопластики).
а) Произнесение звука Л' в прямых слогах, сопровождаемое движениями рук вверх: правой, левой и обеими – на каждый слог
Споём песенку: ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ, ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ, ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ, ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ, ЛИ – ЛИ – ЛИ.
б) Закрепление изолированного звука Ц.
- Очень громко пел Язычок! Но нельзя кричать на природе. Потише: Ц! (прикладываем палец ко рту). Не шуми! (Произносим звук Ц несколько раз).
4. Сообщение темы занятия.
- У нас на занятии гости: девочка и мальчик. Девочку зовут Эмма, а мальчика Эдик. Как зовут детей? - С какого звука начинаются их имена? (Э)
- Сегодня мы продолжим работу со звуком Э и вспомним другие звуки, которые мы изучали раньше.
5. Произнесение изолированного звука Э. Характеристика его акустико-артикуляционных признаков.
- Произнесем звук Э – «потянем ниточку» (имитируем движение).
- Какая ниточка? (Длинная) Потому что звук Э мы можем долго петь, свободно тянем; нет никаких преград во рту у струи воздуха. Звук э – гласный. Голос участвует в произнесении звука.
- Смотаем ниточку в клубок (имитируем движение). Какой получился клубок? (Большой, потому что ниточка была длинной).
- Произнесем звук Э и поможем себе пальчиками.
Произнесение звука Э в сочетании с пальчиковой гимнастикой. Поочередно соединяем большой палец с остальными на каждой руке, произнося при этом звук «Э».
6.Развитие фонематического восприятия. Игра «Ловишки» (выполняем стоя)
- Я буду называть разные звуки, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук Э. Поймай Э.
7.Произнесение звука Э в словах. Определение позиции звука Э в словах.
- А теперь будем произносить звук Э в словах. Эдик придумал слово, которое начинается со звука Э. - ЭЙ! (громко, радостно, подняв руки вверх). Повтори его. И Эмма придумала слово, которое начинается со звука Э. ЭХ! (тихо, грустно, уронив руки вниз) Повтори его.
- А еще они принесли нам картинки, в названии которых есть звук Э. (На доске картинки)
- Это экскаватор. Начинается со звука Э. Что это? (Экскаватор). Начинается со звука … (Э).
Аналогично работаем со словами-названиями картинок: эскалатор, эскимо, эскимос, этажи, этажерка, экран, электричка.
8.Закрепление изученного.
а) Игра «Угадай звук»
- Кроме звука Э, мы знаем и другие гласные звуки. Отгадай, какой звук я хочу произнести.
Ребенок отгадывает звуки И, А, У, О по беззвучной артикуляции логопеда.
б) Работа с символами звуков А, О, У, И, Э (на ковролине)
Соотнесение звуков с их символами.
- Перед тобой символы звуков. Назови их. (А, О, У, И, Э) Символы красные, так как звуки гласные.
- А теперь я назову звуки, а ты покажи их символы.
«Чтение» слов-звукоподражаний по символам. Звуковой синтез и анализ слов.
- Давай «почитаем». Что написано на карточке? (Ребенок «читает» символы звуков А, У на карточке)
- А вместе, слитно, мы «прочитаем» эти звуки вот так: АУ! «Читай»! Кто так кричит? (над карточкой прикрепляем картинку девочки, заблудившейся в лесу)
- Какой первый звук в слове «ау»? А какой второй? Сколько всего звуков в слове «ау»?
Аналогично работаем с карточкой с символами звуков И, А, выставляя изображение ослика Иа.
9.Физкульминутка. Пантомима. Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.
Заблудились мы в лесу, (грустно)
Закричали все: «Ау!» (громко)
Никто не отзывается, (печально)
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается к нам тихо: «Ау! Ау!»
Эхо! Эхо!
Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
Е Благинина
10.Развитие речевого внимания и памяти. Игра с мячом «Эхо»
- Эхо. С какого звука начинается это слово? Поиграем в эхо. Я бросаю мячик и называю звуки, а ты повтори их, как эхо: УА, УАИ, ИО, ИОЭ, УИ, УИО.
11.Развитие фонематического восприятия. Компьютерная игра «Услышь звук Э»
- Чтобы правильно произносить звук Э, нужно отличать его от других звуков. Потренируемся в этом.
12.Подведение итогов.
- Какой звук любимый у Эдика и Эммы? (Э) Какие слова с гласным звуком Э ты запомнила?
- А Эмма и Эдик запомнили и другие гласные звуки. Угадай, какие? (показываем фото детей Эммы и Эдика, где рот каждого соответствует артикуляции одного из звуков: «А», «У», «И», «О»).
- Вот какие гласные звуки мы знаем. Тебе понравилось с ними играть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»
Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...
Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь)
Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь) "Мы зверята--дружные ребята"....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме «Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х».
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:«Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х»...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста с ФФНР. Тема "Звук и буква Ч".
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ФФНР....
Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь"
Разработка логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь "предназначена для учащихся 1 класса с ОВЗ....
Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».
Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет, имеющим ФФНР, на тему «Автоматизация звука [Ш] в словах»
Автоматизация звука [Ш] в словах...