«Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью музыкальных занятий»
статья
«Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
с помощью музыкальных занятий»
Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется проблемами в социальном взаимодействии и общении и считается расстройством психического развития, так как появляется в младенчестве или детстве. Название состояния обусловлено широким спектром типов и проявлений.
Выделяют следующие группы симптомов и признаков:
Сложности в социальной коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми: невозможность поддержания диалога и зрительного контакта; отсутствие интереса к любым контактам; аномалии мимики, интонации и жестов; проблемы с пониманием точки зрения и сути диалога.
Ограниченность интересов и стереотипность действий: сильная привязанность к одному предмету; повышенный интерес к определенному факту или детали; повышенная потребность в неизменности и постоянности (обстановки, еды, режима дня); патологическая реакция на внешние сенсорные факторы (свет, боль, шум, изменение температуры); повторяющиеся движения и фразы; расстройства сна, депрессия и тревога.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, люди с РАС обладают следующими достоинствами:
способность к длительному запоминанию информации и подробному изучению деталей;
высокая зрительная и слуховая концентрация;
возможность развития в математике, физике, музыке, науке и искусстве.
Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.
Существует классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РАС:
Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию;
Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии;
Релаксационные методы;
Коммуникативные методы;
Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.
Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях - формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности. Не нужно стараться превратить детей в хороших исполнителей, а необходимо пытаться с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.
При работе с детьми с РАС необходимо соблюдать принципы построения занятий:
1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.
2) Постепенное усложнение материала: построение занятия от простого к сложному - от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию.
3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами. Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо– двигательным процессом.
Для достижения оптимальных результатов групповых музыкальных занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
Приветствие (как ритуал);
Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания);
Коррекционно – развивающие упражнения (основной блок);
Прощание (как ритуал).
В процессе практики работы
были выделены этапы основного блока музыкального занятия:
І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах.
ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние.
ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.
Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции ребенка с РАС на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.
Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РАС. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому нужно стараться сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.
Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для такого ребенка звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.
На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми можно придумать графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначать последовательность игры инструментов.
Для визуализации длительности звука можно использовать разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины, а также схематические изображения, выкладывая ритм: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска), короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный. Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает наглядно представить и отобразить этот ритм. После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Используя визуальный метод, музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д.. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.
Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками:
игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;
танцы в парах, хороводе;
участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для детей с РАС мощным стимулом в процессе реабилитации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tebe.doc | 33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
с помощью музыкальных занятий»
Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется проблемами в социальном взаимодействии и общении и считается расстройством психического развития, так как появляется в младенчестве или детстве. Название состояния обусловлено широким спектром типов и проявлений.
Выделяют следующие группы симптомов и признаков:
- Сложности в социальной коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми: невозможность поддержания диалога и зрительного контакта; отсутствие интереса к любым контактам; аномалии мимики, интонации и жестов; проблемы с пониманием точки зрения и сути диалога.
- Ограниченность интересов и стереотипность действий: сильная привязанность к одному предмету; повышенный интерес к определенному факту или детали; повышенная потребность в неизменности и постоянности (обстановки, еды, режима дня); патологическая реакция на внешние сенсорные факторы (свет, боль, шум, изменение температуры); повторяющиеся движения и фразы; расстройства сна, депрессия и тревога.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, люди с РАС обладают следующими достоинствами:
- способность к длительному запоминанию информации и подробному изучению деталей;
- высокая зрительная и слуховая концентрация;
- возможность развития в математике, физике, музыке, науке и искусстве.
Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.
Существует классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РАС:
- Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию;
- Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии;
- Релаксационные методы;
- Коммуникативные методы;
- Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.
Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях - формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности. Не нужно стараться превратить детей в хороших исполнителей, а необходимо пытаться с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.
При работе с детьми с РАС необходимо соблюдать принципы построения занятий:
1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.
2) Постепенное усложнение материала: построение занятия от простого к сложному - от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию.
3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами. Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо– двигательным процессом.
Для достижения оптимальных результатов групповых музыкальных занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
- Приветствие (как ритуал);
- Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания);
- Коррекционно – развивающие упражнения (основной блок);
- Прощание (как ритуал).
В процессе практики работы
были выделены этапы основного блока музыкального занятия:
І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах.
ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние.
ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.
Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции ребенка с РАС на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.
Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РАС. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому нужно стараться сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.
Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для такого ребенка звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.
На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми можно придумать графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначать последовательность игры инструментов.
Для визуализации длительности звука можно использовать разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины, а также схематические изображения, выкладывая ритм: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска), короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный. Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает наглядно представить и отобразить этот ритм. После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Используя визуальный метод, музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д.. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.
Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками:
- игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;
- танцы в парах, хороводе;
- участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для детей с РАС мощным стимулом в процессе реабилитации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС...
Рабочая программа по музыкальному развитию для детей с расстройствами аутистического спектра
Цели программы:· преодоление негативного отношения при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;· развитие познавательных навыков...
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.
Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...
Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; с...
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"
Тема: «Домашние животные».Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.Задачи:Формирование коммуникативных (в...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...