Методики диагностической деятельности логопеда
материал
Список методик деятельности учителя-логопеда с описанием методики и выходными данными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_diagnosticheskoy_deyatelnosti_logopeda.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики диагностической деятельности логопеда
Существует большое количество диагностических методик, которые могут быть использованы логопедом в работе.
Ранний возраст | |
№ | Автор методики, название, краткое описание |
1 | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие + стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. Пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей, начиная с раннего возраста, и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Возраст: 2-4 года. |
2 | Под редакцией Серебряковой Н.В. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. Стимульный материал предназначен для определения уровня развития психических функций: зрительного восприятия, памяти, мышления детей от 1 года до 4 лет.
|
3 | Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. Игровые и занимательные тесты, составленные опытным специалистом-логопедом, помогут определить уровень речевой подготовки малыша и своевременно внести необходимые коррективы. Рекомендуется для занятий с детьми от 2 до 7 лет. Для родителей, воспитателей детских садов, педагогов частных школ, логопедов. Возраст: 2-7 лет. |
4 | Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Методика диагностики понимания фразовой речи у детей раннего возраста (1,5 - 3 лет). Методика позволяет выявить негрубые нарушения процесса понимания речи, оценить умственное развитие ребенка. Возраст: 1,5-3 года. |
5 | Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка (0-3 года). Методика позволяет определить уровень развития психических функций ребенка, индивидуальные особенности, установить возможную причину затруднений в обучении. Тестовые задания в игровой форме позволяют подвести итоги занятий – выявить, соответствуют ли они норме. Возраст: 0-3 года. |
6 | Нищева Н.В. Коррекционная программа. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической Пособие предназначено для развития речи и познавательной деятельности детей 3 — 4 лет и будет также полезно в работе с детьми: имеющими отставание в развитии речи, отстающими в моторном или интеллектуальном развитии, имеющими проблемы в поведении вследствие повышенной или, наоборот, сниженной двигательной активности. Материал представлен в занимательной, доступной и интересной для маленьких детей форме. Возраст: 3-4 года. |
7 | Батяева С. В., Савостьянова Е. В., Володина В.С. Большой альбом по развитию речи. Данное пособие предназначено для развития слуховой памяти, фонематического восприятия, связной речи, формирования лексико-грамматических представлений. Выполняя игровые задания, ребенок научится логически и грамматически правильно строить свои высказывания, свободно составлять рассказы и пересказы, расширит словарный запас и улучшит артикуляцию. Возраст: 1-7 лет. |
Дошкольный возраст | |
1 | Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. Рабочая тетрадь. Тестовые задания с картинками, оформленные в виде рабочей тетради позволяют выявить значимые психологические, интеллектуальные и речевые особенности дошкольника; обеспечить целостность и системность изучения; повысить эффективность дифференциальной диагностики; наметить основные пути коррекционно-развивающей работы; фиксировать результаты тестирования; сократить время обследования; получить разнообразный наглядный материал (в приложении имеется речевая карта). Возраст: 3-6 лет. |
2 | Лопатина Л.В., Голубева Г.Г. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. В методике представлены критерии логопедической и психологической диагностики, схемы обследования детей дошкольного и школьного возраста с различными нарушениями развития устной и письменной речи. Возраст: 4-7 лет. |
3 | Иншакова О.В. Альбом для логопеда. В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, Возраст: 4-7 лет. |
4 | Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (4-7 лет). В книге даны диагностические задания для всестороннего обследования (психологических, интеллектуальных и речевых особенностей) дошкольника. Возраст: 4-7 лет. |
5 | Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. Возраст: 4-7 лет. |
6 | Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. «Учебно-методическое пособие» и «Альбом для обследования и произнесения слов различной структурной сложности». Может использоваться при обследовании и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР. Возраст: 4-7 лет. |
7 | Ткаченко Т.А. Методика «Учим говорить правильно». Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Методика предусматривает развитие грамматического строя речи и развитие фразовой речи от простого к сложному. Методика нацелена на повышение навыков планирования речевого высказывания и совершенствования до нормального уровня развития связной речи. Возраст: 6-7 лет. |
8 | Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей. 3 ступени: младший дошкольный возраст (ориентировочно 3-4,5 лет), средний дошкольный возраст (4,5-5,5 лет), старший дошкольный возраст (5,5-7 лет). Возраст: 3-7 лет. |
9 | Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. В пособии представлен систематизированный материал для дифференцированного обследования фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Возраст: 5-7 лет. |
10 | Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». Программа представляет собой подробное описание проверенной многолетней практикой, высокоэффективной системы развития связной речи у дошкольников, ее методического и наглядного обеспечения. Возраст: 4-7 лет. |
11 | Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной логопедических группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР. Возраст: 4-7 лет. |
12 | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Возраст: 6 лет. |
13 | Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Данный альбом предназначен для определения готовности к усвоению чтения и письма. С помощью наглядного материала, представленного в альбоме выявляется сформированность психических функций, обеспечивающих усвоение чтения и письма. Материал позволяет так же оценить знание печатных и рукописных букв, правильность письма и чтения, понимание читаемого. Возраст: 6-7 лет. |
14 | Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Альбом предназначен для логопедического обследования состояния фонематической системы языка у детей с нарушением как устной так и письменной речи. Возраст: 6-7 лет. |
15 | Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Логопедический альбом предназначен для комплексного обследования устной речи детей дошкольного возраста. Альбом содержит материалы для обследования состояния лексики, грамматического строя и Возраст: 4-7 лет. |
16 | Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие. Альбом предназначен для стандартного логопедического обследования. Он состоит из цветных предметных и сюжетных картинок для диагностической работы логопеда. Представленный материал необходим при обследовании детей с нарушениями звукопроизношения. Рисунки подобраны таким образом, чтобы можно было определить состояние произношения звука в разных позициях в слове, а также в словах простой и сложной звукослоговой структуры. Возраст: 4-7 лет. |
17 | Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. В пособии представлены схемы обследования детей с такими нарушениями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и Возраст: 4-7 лет. |
18 | Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. Возраст: 4-7 лет. |
19 | Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. В пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями. При использовании методик обследования особое внимание уделялось простоте и надежности их применения. Для надежности фиксации результатов обследования разработаны таблицы, что может существенно упростить отчетность логопеда, а также проследить динамику коррекционной работы. Возраст: 4-7 лет. |
20 | Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Возраст: 4-7 лет. |
21 | Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 3—4, 4—5, 5—6, 6—7 лет. К тестовым заданиям прилагаются иллюстративный материал и описание технологии обработки полученных результатов. Возраст: 3-7 лет. |
22 | Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Цель пособия — дать логопедам, работающим в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи, зрения, слуха, и психолого-медико-педагогическим комиссиям конкретные приемы обследования нарушенной речи, необходимые сведения об анализе структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценке. Возраст: 4-7 лет. |
Школьный возраст | |
1 | Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей. Данное методическое пособие предназначено для логопедической диагностики нарушений чтения у учащихся 2-6 классов, для выявления у детей дошкольного возраста предрасположенности к дислексии до |
2 | Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Методика, позволяющая качественно оценить речевое развитие учащихся младших и старших классов и сочетающая традиционные логопедические приемы с нейропсихологическими методами обследования |
3 | Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. В книге раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся 1 класса. |
4 | Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Раскрывается проблема нарушения письменной речи в теоретическом и практическом аспектах. |
5 | Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Комплект пособий, предназначен для работы с детьми при аграмматической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. |
6 | Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для Комплект пособий, предназначен для коррекции у детей дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных занятий и индивидуальный рабочий альбом. |
7 | Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Комплект пособий, предназначен для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. |
8 | Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Комплект пособий, предназначен для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контрольно-диагностической деятельности на уроках математики
Обобщение опыта работы по теме...
Применение ИКТ в контрольно-диагностической деятельности по русскому языку
Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практи...
Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи, основные принципы
В помощь педагогу-психологу...
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС) РЕГУЛЯТИВНЫЕ...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
Диагностическая работа логопеда в психиатрическом стационаре
Диагностическая работа Диагностическая работа является важнейшей частью работы логопеда психиатрического стационара. ...
Анкета учащегося "Изучение уровня воспитанности" (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)
Мониторинг личностных результатов...